Химический турнир Посвящение в химики

Тарбагатайская школа ПетровскЗаб. района Читинской обл.









Химический турнир




Учитель: Шишмарева С.Л.
Разряд: 14
















Химический турнир между учащимися 8-х кл.
Цель: Повышать интерес учащихся к предмету. Обобщать знания и закреплять их, дополнять новыми сведениями, ориентировать учащихся на выбор хим. специальности в будущем.
Оборудование: Дихромат аммония, серная кислота, щелочь, перекись водорода, платок, парафин, нитрат аммония, уголь, сера, порошок алюминия, йод, вода, железо, марганцовка, лучина, спиртовка, щипцы.
Ведущий1: Мы химики! А химия это бессонные ночи!
Ведущий 2: Это постоянные разговоры о химии.
Ведущий 3: Это хим. лаборатории.
Учитель: Но почему не все становятся химиками?
Ведущий 1: Потому что химия – это бессонные ночи!
Ведущий 2: Это постоянные разговоры о химии.
Ведущий 3: Это хим. лаборатории (говорит, зажимая нос) Хором, но все таки мы химики!
Ведущий 1: Химия – слово прекрасное
Может волшебное,
Петь даже хочется
Что-то душевное
Соли, хлориды, вода и оксиды
Все это химия
Ведущий 2: Химия – нету на свете
Прекрасней науки
С нею готов я терпеть
Даже муки
Может разрушить
взрыв нам устроить
Может создать,
Может построить.
Все это химия.
Ведущий 3:Везде и всюду тебя мы находим
В тряпках и в каше
А так же в природе
Жизнь без тебя
Что костер без огня.
Учитель: Сегодня-посвящение в химики. Перед этим мы бы хотели проверить профессиональную пригодность кандидатов в химики.
За столом сидят ведущие.
Ведущий 1: Я недавно прочел книгу о том, что раньше жили люди, которые все металлы пытались превратить в золото, а еще они пытались получить "эликсир жизни". Вы, ребята, знаете, как их называли?
Ведущий 2: Да, их называли алхимиками. Еще за много лет до нашей эры в Египте, в Индии и в Древней Греции было известно, что золото можно сплавлять с разными металлами. Появились рецепты получения искусственного золота удвоением. Потом по приказу римского императора все рецепты были сожжены, а алхимики бежали в Сирию, Византию, Испанию и другие государства, устраивали свои лаборатории в заброшены замках, упорно продолжая поиски способов превращения в золото разных металлов. Другие пытались получить эликсир жизни, который лечит от всех болезней, удлиняет жизнь. Но все это заканчивалось неудачей. Попытки найти причину неудач привели химиков к новой идее, которая превратилась в учение о таинственном и всемогущем " философском камне", с помощью которого можно получить золото легко и быстро. Хочешь, прочту рецепт, как получить " философский камень".
Ведущий 3: Интересно, давайте все вместе послушаем этот рассказ.
Ведущий 2: Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый " философским камнем", возьми сын мой свинец и накаливай его, пока он не превратится в " зеленого льва". После этого накаливай сильнее и он превратится в " красного льва" Кипяти его на песчаной бане в виноградном спирте, выпари продукт и получишь камедистое вещество, которое можно резать ножом. Положи его в смазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. "Кимварийские тени" покроют реторту своим "одеялом", и ты найдешь внутри нее "истинного дракона", потому что он пожирает свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, очисти заботливо, и ты увидишь появление жгучей жидкости и человеческой крови.
Конечно, никто из поверивших не получил "философского камня" ни по этому рецепту ни по другому.
Ведущий 3 второму: А у тебя есть рецепт получения "эликсира жизни"?
Ведущий 2: Есть.
Ведущий 1: Слушай, давай попробуем, может вдруг получиться. Люди сейчас НЛО увлекаются, астрономией, хиромантией. Может и нам повезет?
Ведущий 2: Ну что ты, это глупая затея.
Ведущий 3: Ну давай попробуем.
Ведущий 2: Хорошо, уговорили.
Идут к столу и проводят опыт: ВУЛКАН. Полученный оксид хрома растворяют в серной кислоте, добавляют избыток щелочи и перекись водорода. Наблюдаются изменения окраски.
Ведущий 3: Ой, получится.
Забегает Сульфида. Хватает стаканчик с полученным веществом.
Сульфида: Ха – ха – ха! Теперь я всегда буду молодой и красивой, и буду жить вечно. Ведь "эликсир жизни" теперь у меня в руках.
Ведущий 2: А вы кто?
Сульфида: Я-то? Я красавица Сульфида, химию не люблю, химиков терпеть не могу. Особенно тех, кто химию хорошо знает. А кто ничего не знает, тот мне помогает. Чем больше лениться, тем мне легче с химией расправиться.
Ведущий 1: Вы что-нибудь поняли? Что это было?
Ведущий 3: Слушайте, а, наверное, и вправду у нас получилось, раз к нам Сульфида пожаловала. Надо срочно у нее эликсир забрать.
Учитель: Все вместе попробуем Сульфиду одолеть. Оказывается, что чем больше мы химию знаем, тем меньше у Сульфиды сил останется.
Сульфида: Ну попробуйте, попробуйте. А я поколдую. Ага, вот мой помощник, великий маг и волшебник Дайсам – ибн – Ибрагим. Он вам такой фокус покажет, что объяснить никто не сможет.
Маг: Я великий маг и волшебник. Я постиг свои секреты колдовства в пустыне Магриба. Я покажу вам доселе невиданное. Читаем: " Алахай – малахай – прониброни – гепулай.
Демонстрация опытов: Несгораемый платок (Платок намочить в воде, отжать, затем намочить в спирте и поджечь, держа щипцами),
выгорание парафина (Парафин расплавить и тонкой струей влить в воду), воспламенение и горение уголька и серы в пробирке с расплавленной селитрой.
Учитель: Помогите, ребята, объяснить, что вы здесь наблюдали?
Ответ: В первом опыте. Платок намочен в воде, поэтому не сгорает, т.к. температура кипения воды очень высока.
Во втором опыте парафин воспламеняется О2 воздуха – это реакция окисления.
В третьем опыте при плавлении NH4NO3 выделяется О2, в котором горит уголь и сера.
Маг: Надо же, знают.
Сульфида: Хотя мне стало почему-то душно, это еще ничего не значит. А вот кто мне поможет, алхимик Гебер. Уж я уверена, такое вам загадает, что век вам не разгадать.
Колдует. Появляется алхимик Гебер.
Гебер: О, юные отроки, я вам покажу чудо – воду "поджигатель".
Демонстрация опыта: Al с йодом. Капаем воду, появляются бурые пары. Опыт делать под колпаком.
Учитель: Объясните, что это такое, чудо ли это?
Ответ: Это каталитическая реакция. Вода – катализатор.
Учитель: Что такое катализатор?
Ответ: Это вещество, ускоряющее реакцию, само при этом не расходующееся.
Гебер: Признаться, я не ожидал, что простые отроки вашего времени могут дать объяснение такому сложному опыту. И прощаясь с вами я пожелаю успехов вам в изучении такой сложной, но интересной науки.
Сульфида: Ой, что–то спина заболела, и глаз заломило, и руку не поднять.
Ведущий 1:Стони, стони, еще хуже будет.
Сульфида: А вот я еще вспомнила. Сейчас вам такое задание будет, что вам и вовек не отгадать. И не сделать. А кто не сделает, мне силы прибавит.
Колдует и выставляет свиток с заданием.
Задание №1. На столе карточки. На карточках написаны фамилии ученых химиков: Ломоносов, Дальтона, Пруста, Шееле, Пристли. Учащиеся по очереди выходят к столу вытаскивают карточки и рассказывают, что они знают об этих ученых и их открытиях.
Задание №2.
Примерно века два назад
Ученым Пристли он открыт случайно.
Теперь знаком с ним стар и млад.
Для вас, конечно, он не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний энергично
Сгорает также водород.
С ним больше стали и железа
Нам сталевар стал получать.
Так что ж за газ этот полезный
Сумеешь ты его назвать?
Задание №3. Назовите вещества, известные вам, в состав которых входят атомы кислорода.
Задание №4. Определите в каком случае речь идет о веществе, а в каком об элементе?
1. В составе чистой воды содержится О2
2. Рыбы дышат кислородом воды.
3. Газометр заполнен кислородом.
4. При разложении HgO выделяется O2
5. В состав оксида ртути входит кислород.
6. Сухой лед состоит из углерода и кислорода.
7. Графитовый стержень карандаша представляет углерод.
Учитель: Вы знаете, химики любят озадачивать своих друзей, поспорить с ними и понаблюдать, как они ищут ответы. Итак, господин Роберт Бойль обнаружил, что при растворении железа в кислоте, выделяется газ, который ему удалось собрать. Он полагал, что сей газ ни что иное, как воздух. Но какой же это газ? Напишите уравнения реакции, докажите экспериментально.
Ответ: Fe + 2HCl FeCl2 + H2 (проделать в пробирке)
Сульфида: Ах, тяжело мне.
Учитель: Что такое химическая реакция? Чем она отличается от химического явления?
Задание №5. Определите, где идет речь о химической реакции, а где о физическом явлении?

1. Кипение воды.
2. Ржавление железа.
3. Прокаливание меди.
4. Таяние льда.
5. Ковка металла.
6. Гниение растения.
7. Выпаривание раствора сахара.
Ведущий 1: Что-то нашей даме совсем плохо стало, давайте по горячим следам сделаем так, чтобы силы ее совсем оставили.
Задание №6. По правилам техники безопасности.
1) Что показано на рисунке (как правильно смешивать кислоту с водой).
2) Пантомима: Что произойдет, если неправильно обращаться ся спиртовкой.
Задание №7. Отметить, где вещества, а где смеси.
сахар
морская вода
почва
кислород
воздух
молоко
алюминий
золото.
Задание №8 Вызываются 2 человека. Написать знаки химических элементов в алфавитном порядке.
Ba; H; K; S; Al; Mg; Na; P; Hg; C; Cl; Zn.
Задание №9. Химическая эстафета: Кто быстрее составит уравнения реакций?
1) Fe + HClFeCl2 + ? 2) Zn+ HCl ZnCl2 + ?
Al + O2 Mg + O2
HgO H2O
Задание №10. Среди выданных веществ найдите пробирку с кислотой.
Задание №11. Все ли вы внимательны? Учитель называет формулы веществ, если называется оксид, хлопаем в ладоши 1 раз, если соль – хлопаем 2 раза, если кислота – топаем, при каждом правильном хлопке Сульфида хватается, то за сердце, то за бок, то за голову.
Сульфида: На все вы вопросы ответили правильно. Не хочу быть больше злой, лучше я буду доброй феей химии.
Ведущий 1: А как же "эликсир жизни"?
Ведущий 2: А "эликсир жизни" готовили в аптеках люди, которые знают и любят химию. Они несут добро во многие дома, помогают людям. У нас все впереди. У нас все впереди, может кто-то из вас посвятит свою жизнь химии.
Ведущий 3: А может кто-то будет крупным ученым и придумает действительно такое лекарство, которое будет продлять жизнь людям.
Сульфида: А мне очень, очень хочется, чтобы все, кто находится здесь, были добрыми людьми, даже если они инее будут химиками.

Клянусь, что отныне буду выполнять все домашние задания.
Клянусь!
Учить все формулы! Выполнять все практические и лабораторные работы!
Клянусь!
Выполнять правила техники безопасности!
Клянусь!

Учитель: Я поздравляю вас всех. Отныне вы настоящие химики. И мы надеемся, что с честью пронесете это звание. Мы хотим закончить наше посвящение гимном химиков.
Нам суждено пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется.
Мы рождены, чтоб химию любить.
Все выше и выше, и выше
Летит водород к небесам.
А кто этим газом подышит
Становится легоньким сам.
А в честь всех отвечающих, зажигаем фейерверк (1 гр. KMnO4, 1 гр. угля и 0,5 гр. железа, растолочь и тигле поджечь).








13PAGE 15


13PAGE 14215




Посвящение в химикиTimes New Roman