Конспект открытого занятия по изобразительному искусству на тему Яркие краски Африканского лета
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТВОРЧЕСТВО»
ОТДЕЛ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА “Яркие краски Африканского лета”
Педагог дополнительного образования:
ЛАПЕНКО Надежда Васильевна
г. Владикавказ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Яркие краски Африканского лета»
Цель: Формировать у детей представление о многообразии природы Земли.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с жарким районом Земли – континентом, который называется “Африка”, с растительным и животным миром этого района.
Развивающая:
Развивать элементарные представления о композиции на листе бумаги, творческое воображение, чувство цвета. Объяснить, что любое изображение можно свести к взаимодействию нескольких геометрических фигур.
Воспитательная:
Вызывать чувства любви и восхищения красотой природы, растительного и животного мира африканского континента, желание передать его красоту в рисунке, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование:
- Для учителя:
Зрительный ряд: изображения растений и животных африканского материка и картин с изображением этих природных зон.
Литературный ряд: загадки о жирафе, описание особенностей африканского материка.
- Для учащихся: альбом, цветные карандаши.
Структура занятия:
Организационная часть.
Объяснение новой темы.
Практическая работа.
Просмотр и оценка работ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент (Сообщение целей занятия):
- На нашей прекрасной планете есть такие жаркие страны, где лето длится круглый год и никогда не заканчивается. На этом занятии мы совершим путешествие в жаркую Африку, после чего вы сами попробуете создать композицию “Африканское лето”
2. Работа над новой темой (Вступительная беседа):
Африка – необычный материк. Мир растений и животных Африки удивляет богатством и разнообразием. Это сплошная стена тропического леса с яркой зеленью, травянистые равнины с громадными приземистыми деревьями – баобабами и огромные пространства пустынь, где нет ни кустика зелени, но растут кактусы. В вечнозеленых тропических лесах, водятся обезьяны: гориллы, шимпанзе, павианы (и др.); в водах реки Нил – крупные крокодилы. В тропических степях – саваннах – обитают травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы, слоны, а также хищники: лев, гепард, гиена.- Животные саванн окрашены в светлые тона, сливающиеся с цветом выжженной травы; у обитателей тропического леса, напротив, в окраске преобладают тёмные цвета, делающие их незаметными в полумраке густого леса.
- Ребята, отгадайте загадку, - и вы узнаете - кого сегодня мы будем рисовать:
Он ходит, голову подняв,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он -
(Жираф)
- Жираф – самое высокое животное на Земле. Высота его почти шесть метров, хотя туловище – не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска его – светло-желтая с яркими пятнами. Дикие жирафы живут в африканских саваннах. Саванна – это равнина в Африке, покрытая травой и одиноко растущими деревьями.
- Ребята! А что ест жираф? (Ответы детей)...
- Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Это их самая любимая пища, особенно им нравятся листья акации, ее колючки не причиняют, видимо, животному беспокойства.
- Гуляют жирафы только ранним утром или вечером, когда спадает жара. Днем, спасаясь от зноя, они стоят в тени деревьев.
- Благодаря своему росту жираф может заметить хищников издалека. От внезапно появившейся опасности (появившегося хищника) жираф убегает. Бегает он очень быстро, и это лучшее средство его защиты.
- Ребята, послушайте стихотворение замечательного поэта и путешественника – Николая Гумилева (1886 - 1921 г.), который совершил три экспедиции в Африку (Эфиопию) и посвятил ей сборник прекрасных стихов.
Далеко-далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна.
Дробясь и качаясь на влаге широких озер,
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен как радостный птичий полет,
Я знаю, что много чудесного видит Земля
Когда на закате он прячется в мраморный грот.-
...Далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф.
Ребята, вы получили представление о жарком африканском континенте, его природе и обитателях. Теперь, с помощью имеющихся наглядных пособий, пользуясь методом геометрических фигур, вы должны попробовать самостоятельно создать композицию на тему “Африканское лето”.
В основе рисования фигуры жирафа используются следующие геометрические фигуры:
- овал под наклоном – туловище,
- прямые, слегка сходящиеся линии – шея животного,
- по две пары прямых линий в передней и задней частей туловища – ноги жирафа,
- маленький овал, завершающий шею, – голова жирафа,
- маленькие овалы в основании ног – копыта жирафа,
- маленькие круги и треугольники – глаза и уши животного,
- многоугольники по туловищу – основа пятнистого рельефа кожи жирафа.
Аналогично, можно внести в композицию фигуры других животных – обитателей африканского континента.
В классе тишина. Приступаем к работе.
Дети выполняют задание.
Итог занятия:
Наше занятие подошло к концу. Сегодня, ребята, вы познакомились с далеким, загадочным и красивым континентом - Африкой, с ее природой и животным миром. У вас получились красивые композиции, отражающие фауну и флору Африки. На этом наше занятие окончено.
***