«Трагедия матери, потерявшей ребенка». (по произведению В.Астафьева «Мальчик в белой рубашке» 7 класс)


МБОУ Шилокшанская школа
Конспект урока: «Трагедия матери, потерявшей ребенка».
(по произведению В.Астафьева «Мальчик в белой рубашке» 7 класс)
Зубова Татьяна Владимировна
Учитель русского языка и литературы
2016
Тема: Трагедия матери, потерявшей ребенка (по произведению В.Астафьева «Мальчик в белой рубашке» 7 класс)
Цель: воспитание у учащихся таких качеств, как сострадание, сопереживание, сочувствие, отзывчивость.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с произведением В.Астафьева «Мальчик в белой рубашке»;
- формировать умения работать с текстом.
Развивающие:
- развивать творческое мышление, внимание, память, активность учащихся;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать умения давать самооценку своей деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать такие качества, как сострадание, сопереживание, сочувствие, отзывчивость;
- прививать любовь и интерес к родной литературе;
- создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность, ответственность, самоуважение.
Методы обучения:
- метод творческого чтения - это активизация художественного восприятия, формирование средствами искусства художественных переживаний. Метод творческого чтения способствует развитию наблюдательности, умений видеть и слышать то, что происходит вокруг, умений найти верные слова для передачи своих впечатлений.
- эвристический метод – метод, стимулирующий учащихся анализировать произведения, рассуждать, оформлять свои размышления в связную речь. Этот метод развивает критическую мысль, учит самостоятельному приобретению знаний.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: портрет писателя, выставка книг, компьютер, проектор, текст, конверты со словами, школьные тетради, карточки с сердцами, магниты.На уроке используется мультимедийное приложение Microsoft PowerPoint. Демонстрацию нужно начинать в полноэкранном режиме. Для перехода к следующему слайду нужно щелкнуть левой кнопкой мыши. Видеоролики также включаются по щелчку.
План-конспект урока:
Этап учебного занятия, время Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые электронные образовательные ресурсы
Организационный момент.
(1 мин) Эмоциональный настрой учащихся на урок, проверка готовности к уроку. Класс настроен на работу. Подготовка к пониманию нового материала.
Работа с притчей.
(5 минут)
Учитель читает притчу о сострадании.
- Ответьте на вопрос Учителя: что такое сострадание?
Работа со словом.
- Давайте составим определение из тех слов, которые даны у вас в конверте под названием «Сострадание»?
- Зачитайте определение, которое у вас получилось.
- Подберите синонимы к этому слову.
Составление кластера.
- В каких случаях мы должны сострадать кому-то? Составьте кластер: причины сострадания.
Дети слушают, готовятся к анализу прослушанного текста.
Ответы учащихся.
Дети составляют определение к слову «сострадание», используя карточки со словами.
Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемое несчастье другого человека.
Гуманность, жалость, милосердие, сердоболие, соболезнование, сожаление, сочувствие, участие.
Ученики создают кластер к слову сострадание
www. proza.ru(слайд№1)
Приложение №1
(слайд№2)
(слайд №3)
Подготовка к первичному восприятию текста.
(2 минуты) Фронтальная работа.
-На чье горе, беду смотреть тяжелее всего?
Вывод учителя:
Горе матери беспредельно и невыразимо, ее утрата – невосполнима.
-Какое произведение ярко показывает материнскую боль?
- Что для матери самое страшное?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Определите тему нашего урока.
Тема нашего урока «Трагедия матери, потерявшей своего сына»
- Какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?
Запишите тему урока себе в тетрадь.
матери
В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке»
Смерть, болезнь, пропажа ребенка.
Учащиеся высказывают свои предположения, выслушивают своих товарищей, формулируют тему, определяют задачи.
Учащиеся делают записи в тетрадь. (слайд№4)
Этап первичного восприятия текста.
(8 минут) Фронтальная работа.
- О чем произведение В.Астафьева?
- Какую мысль хотел донести до нас В.Астафьев?
- Почему у рассказа такой трагический финал?
Вывод учителя:
В.П.Астафьев писал: « Мне моя жизнь дорога и близка, как и всякому человеку своя жизнь…Жизнь человек выбирает не сам по себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть, куда понесет» Несмотря на трудности и лишения, «которые выпали на долю Виктора Петровича, он не зачерствел душой, он всегда глубоко чувствовал доброту»
- Что такое доброта?
Работа со словом.
- Составьте определение из тех слов, которые даны на парте в конверте под названием «Доброта».
- Наверное, не каждому дано понять боль незнакомого человека, прочувствовать ее, как свою, не каждый может в любую минуту прийти на помощь чужому человеку, посочувствовать чужому горю, дать добрый совет, пожалеть. Но, я надеюсь, что вы можете, и сегодня мы в этом убедимся.
- Какое время описано в произведении? Найдите это описание в тексте.
- Как вы можете охарактеризовать время, описанное в произведении?
Подготовка к выступлению ученика.
Короткова Даша подготовила небольшое сообщение о тяжелой судьбе простых людей в 30 годы.
-Как жили люди?
-Что делали для того, чтобы прокормить своих детей?
- Кто работал в поле?
- Кто воспитывал детей?
Чтобы вам легче было представить обстановку того времени, давайте посмотрим небольшой видеоролик.
Слово учителя:
Так было и в семье, которую описал В.Астафьев. Все взрослые работали в поле от зари до зари, чтобы хоть как-то прокормить своих детей. Давайте рассмотрим судьбу героев рассказа более подробно. Ответы учащихся.
Ответы учащихся
Учащиеся составляют определение, зачитывают получившиеся толкования слова.
1933 год – голодный год. Учащиеся зачитывают начало произведения.
Тяжелое, трудное, голодное.
Ученик рассказывает о тяжелой жизни того времени, остальные воспринимают информацию, анализируют ее.
На основе услышанного материала дети пытаются ответить на вопросы и представить обстановку, в которой жили люди в 30 годы.
Учащиеся смотрят видеоролик. (слайд№5)
Приложение №2
(слайд №6)
видеоролик
Анализ литературного произведения.
(10 минут) - Что произошло в рассказе? Кратко передайте основные моменты рассказа.
- Виноваты ли братья маленького Пети?
- Виновата ли мать? Почему?
- Чем можно оправдать мать?
- Что использует автор в своем рассказе, чтобы дать комментарий событиям? Найдите и зачитайте пейзажные и психологические зарисовки автора.
- Знала ли мать, что дети отправились к ней в поле? Найдите в тексте слова, доказывающие это. Давайте прочитаем встречу матери и детей по ролям.
- Как мама встретила своих детей?
- Как это ее характеризует?
- Любит ли мать своих детей?
- Винит ли мать детей в случившемся? А себя?
Вывод учителя:
«В сердце матери – бездна, в глубине которой всегда найдется прощение», - сказал Оноре де Бальзак. Конечно, мать не винит в случившемся детей. Они еще малы, еще не могут предвидеть последствия своих действий, хотя после этого случая, скорее всего, дети повзрослели, стали ответственнее, умнее.
- Кто же виноват?
- Какие слова подбирает Астафьев, чтобы описать состояние матери?
- Как вы думаете, помогали дети своей матери в поисках брата, пережить беду?
- Найдите последние строки текста. В чем смысл финала?
- Почему мать до сих пор ждет своего сына?
- Сможет ли она забыть сына?
Прочитайте высказывания В.Гюго и Е.Дворецкой о горе матери:
-«Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвенья. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак», - сказал В.Гюго
«Она лишилась сына, она лишилась будущего, и для нее весна не придет никогда», - писала Ел.Дворецкая
- Как вы понимаете эти высказывания?
- Много ли таких женщин, которые всю жизнь носят траур по своим детям?
- Можем ли мы помочь таким матерям? Один из учащихся передает основные моменты рассказа, остальные дополняют.
Учащиеся отвечают, рассуждают, делятся своими впечатлениями и предположениями. Дети слушают ответы друг друга, где-то дополняют, что-то исправляют.
Учащиеся находят эпизод встречи в тексте и читают по ролям диалог матери и детей.
Учащиеся продолжают отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся зачитывают финальные строки рассказа, отвечают на вопрос.
Учащиеся читают высказывания. Делятся своими мыслями. (слайд№7)
Проверка домашнего задания.
( 5 минуты) - Дома вы должны были подготовить примеры из художественных произведений, где показаны страдания матерей.
Проверяем домашнее задание.
- Какие чувства вы испытываете к этим женщинам?
Выступления учащихся. Учащиеся представляют свою работу в виде презентации, доклада.
Ответы учащихся.
Самостоятельная работа.
(7 минут) Организация самостоятельной работы в группах.
- Можем ли мы помочь нашей героине? Как?
Давайте распределимся на несколько групп для выполнения следующего задания.
- Давайте поможем матери, потерявшей ребенка. Для этого используйте солнце и его лучи, которые всегда согревают людей своим теплом. С помощью теплых слов попытайтесь помочь и нашей героине. Подумайте, какое слово поставите во главе?
- Давайте посмотрим, чье солнце светит ярче. Предоставляю вам слово.
Творческое задание.
- Мы будем надеяться, что наши добрые слова согреют своим теплом многих.
- Читая любое произведение, мы ждем счастливого конца, к сожалению, в рассказе Астафьева мы этого не нашли, но мы можем сами попробовать изменить финал рассказа.
- Давайте изменим финал рассказа таким образом, чтобы конец был счастливым.
Ответы учащихся.
Учащиеся распределяются на группы.
Ребята определяют задачи, действия, распределяют между собой задания.
Учащиеся рассуждают над вопросом, предлагают варианты помощи героине, затем помещают слова на лучики вокруг солнца.
Учащиеся комментируют предложенные виды помощи героине рассказа.
Учащиеся выполняют творческое задание. Закончив обсуждение в группах, дети делятся вариантами концовок с классом, выслушивают разные предложения, комментируют , дополняют ответы товарищей. 8. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
(2 минуты) А сейчас запишем домашнее задание. Ваша задача написать « золотые» правила жизни, которыми мы должны руководствоваться, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ, который в конце своей жизни скажет, что жизнь он прожил не зря. Учащиеся записывают домашнее задание. (слайд№8)
Подведение итогов урока.
(3 минуты)
Организация оценочной деятельности.
- Какое произведение мы изучали на сегодняшнем уроке?
- Какое впечатление оно на вас произвело?
- В чем трагедия матери?
- Сможет ли она забыть свою боль?
- Какой совет дадите братьям пропавшего мальчика?
- Чему учит рассказ?
- Что такое сострадание?
- Какими качествами должен обладать сострадающий, сочувствующий, сопереживающий человек?
Возьмите последний конверт, в котором вы увидите осколки разбитого материнского сердца. Напишите на вашем осколке слова- пожелания своим мамам . Давайте склеим осколки и сделаем одно большое любящее сердце матери. Придите сегодня домой, и скажите своим родителям о том, как вы их сильно любите.
Закончим наш разговор замечательным стихотворением, благодаря которому, я надеюсь, вы сделаете для себя правильные выводы.
Учащиеся отвечают на вопросы, выслушивают высказывания других детей.
Учащиеся пишут слова и с помощью магнита помещают свой осколок на доску.
Ученик читает стихотворение «Молитва о маме» (Приложение 3)
(слайд №10)
stihi.ruРефлексия.
(2 минуты) А сейчас оцените свою работу на уроке, используя сердца на парте. («красное» - работал отлично, «синее» - могу лучше, «зеленое» - у меня все впереди.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
(слайд№9)
(Приложение 4)