Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию Праздник Пасха (для детей подготовительной группы)
«Праздник «Пасха»»
Цель: познакомить детей с таинством Пасхи. Прививать чувство уважения к народным традициям.
Задачи:
Образовательные задачи:
познакомить дошкольников с особенностями празднования Пасхи в России;
познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
совершенствовать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
обогащать словарный запас детей.
Развивающие задачи:
развивать память, внимание, любознательность, творческое воображение, речь, творческие способности;
Воспитательные задачи:
приобщать детей к истокам русской народной культуры;
научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества;
Интеграция образовательных областей:Познание формировать представления об общечеловеческих ценностях; прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций.Презентации Празднование Светлой Пасхи у христиан.КоммуникацияБеседа: «Что такое Пасха?»Беседа: «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?».Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»Составление рассказов «Как мы дома празднуем Пасху?»СоциализацияПасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами», «Чоканье яйцами».Физическая культура Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний. Инсценировка «Как Настя встречала праздник «Пасха»».Чтение художественной литературы Чтение стихов о празднике Пасха.Фольклорные произведения.МузыкаПесня к Пасхе "Христос Воскресе"; Пасхальная песенка (слова И. Рутенина );Художественное творчество Раскрашивание красками заготовки на тему «Украшаем пасхальные яйца». Пластилинография «Яички к празднику». Выставка рисунков и поделок детей «Как мы отмечаем Пасху».БезопасностьФормирование основ безопасного поведения на улице и в помещении при проведении соревнований, игр, эстафет; а также соблюдение правил подвижных игр.Оборудование: - аудиозапись песни;- выставка творческих работ детей;- картинки иконы Иисуса Христа, пасхальный огонь, кулич, Пасха, пасхальной яйцо; - оборудование для пасхальных игр (пасхальные яйца)
Предварительная работа: домашняя работа совместно с родителями: «Как моя семья проводит Пасху», цикл бесед: « «Что такое Пасха?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?», «Почему мы красим яйца?», разучивание стихов, песен о Пасхе, лепка пасхальных яиц, выставка пасхальных работ, работа над театральной постановкой сказки Словарь: пасха, кулич, христоваться, осветить, благовест.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки
Место использования мультимедийного материала: групповое занятие, является дополнением к конспекту.
Методические рекомендации по его использованию групповое занятие. Использование мультимедийной презентации позволяет задействовать все наглядный информационный канал, способствование лучшему усвоению информации и экономии времени на внедрении знании дошкольникам.Его эффективность характеризуется уровнем усвоения знания по теме.
Ход занятия
1.Организационный момент:
Воспитатель:
- Ребята, слышите, как радостно и громко звенят колокола?
-Какой приближается праздник? (праздник Пасха)
Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели, В гости Пасха к нам пришла
Приближается праздник Светлого Христова Воскресения – Пасха. Это большое событие в жизни христиан и отмечается с огромным торжеством и радостью.
-А что же это за праздник такой? Как его нужно отмечать? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, к празднику Пасхи готовятся заранее. Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников. Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно. Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше. Убирают и украшают свои дома ветками вербы. Вот и у нас стоит вербочка. А что обязательно готовят к Пасхе? Кто знает? Кто знает? (Ответы). Да, пекут куличи, из творога и изюма делают вкусную сладкую пасху, и красят яички. Дарят друг другу и христосоваются (целуются три раза). Этот праздник отмечают все люди на земле: и взрослые, и дети, бедные и богатые. Много людей в ночь перед Пасхой не спят, приходят в храм, чтобы вместе праздник встретить. Кому посчастливилось побывать в храме в пасхальную ночь, тот всю жизнь будет ее вспоминать. Сегодня мы с ребятами вам покажем пасхальную сказку «Как девочка Настя праздник «Пасха» встречала».
(...Добрая девочка Настя уходит в пасхальную ночь в храм, а за это время к ней в теремок один за другим приходят звери и приносят подарки...)
Действующие лица: Настенька Дружок Петушок Мышка Кошечка Бабочка Белочка Барашек Зайчик Лиса Волк Медведь Ангел
Сцена 1
Музыка для Насти. Возле домика сидит на лавочке бедно одетая Настенька и шьет. Рядом стоит Дружок.
Сказочница-воспитатель: Давным-давно это было. На опушке леса в маленьком домике жила-была девочка Настенька. Никого из родных у нее не осталось на белом свете. Но она жила-не тужила, в огороде работала, да в лес по грибы-ягоды ходила. И был у нее верный друг - пес Дружок.
Дружок: Гав-гав!
Сказочница- воспитатель: И вот однажды под самую Пасху собралась Настенька в село, на праздничную службу.
Настенька: В домике я прибрала, Чисто окна вымыла. Горит в лампадке огонек... Хорошо у нас, Дружок?
Дружок: Хорошо у нас, хозяйка, Только как не поворчать – Ни куличика, ни пасхи Как же праздник нам встречать?
Настенька: Праздник мы встречаем в храме, А не дома за столом. Нас с тобой Бог не оставит, Не грусти, Дружок, о том.
(Машет рукой, уходит. Дружок грустно заходит в домик).
Сцена 2
(К домику подходит Петушок и звонит в колокольчик).
Петушок: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Дружок (выходя из домика): В доме Настенька живет, Утром лишь она придет. А ты кто?
Петушок: А я – Петушок-Золотой Гребешок. Из деревни, от ребяток, Принес яичек я десяток. Велели Настеньку поздравить, Да песнями сиротку позабавить.
(Входит с Дружком в дом).
Сказочница-воспитатель: Вот и яичек Господь на Пасху Настеньке послал. Это из соседней деревни ребята ее не забыли. Будет теперь чем разговеться!
(К домику подходит Мышка и звонит в колокольчик).
Мышка: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Петушок (выходя из домика): В доме Настенька живет, В храм она ушла молиться. Утром лишь она придет, А почему тебе не спится?
Мышка: А я – Мышка-Норушка. Я для милой Настеньки принесла муки, Будут у нее теперь блины и пирожки. В зимушку голодную она меня спасла – Крошек хлебных, семечек для Мышки припасла.
(Входит с Петушком в дом).
Сказочница -воспитатель: Вот и мука теперь у Настеньки есть – Мышка Настеньку отблагодарила.
(К домику подходит Кошечка и звонит в колокольчик).
Кошечка: Кто-кто в теремочке живет, Кто-кто в невысоком живет?
Мышка (выглядывая из домика): Ой, спасите, кошка, кошка!
Кошечка: Не пугайся, меня, крошка! Не обидит тебя кошка. В гости к Насте я пришла И сметанки принесла. Пропусти меня скорей К милой Настеньке моей!
(Входит с Мышкой в дом).
Сказочниц- воспитатель: Посмотрите – Кошечка Мышку не стала обижать! Ради такого праздника свою любимую сметанку для Насти отдала.
(К домику подлетает Бабочка и звонит в колокольчик).
Бабочка: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Кошечка (выходя из домика): В доме Настенька живет, Утром лишь она придет, В храме молится она. Ты же ночью спать должна!
Бабочка: Я к Насте с благодарностью нектара принесла. Она из паутины сейчас меня спасла. И дальше по дорожке пошла в красивый храм, А я взяла нектара и прилетела к вам!
(Входит с Кошечкой в дом).
Сказочница -воспитатель : Сколько уже продуктов набралось – и яйца, и мука, и сметана, и сахар. По-моему, уже можно что-то испечь Как вы думаете, что можно из этих продуктов испечь? Правильно, кулич!
(К домику подходит Белочка и звонит в колокольчик).
Белочка: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Бабочка (выходя из домика): В доме Настенька живет, Утром лишь она придет. А ты кто?
Белочка: Я – Белочка-умелочка. Я с этой доброй девочкой уже давно дружу, Но в гости к ней впервые я в домик прихожу. Мой небогат подарочек, но бедность – не порок. Изюма да орехов несу я кузовок.
(Входит с Бабочкой в дом).
Сказочница- воспитатель : Ну, теперь кулич выйдет особенно вкусный – Белочка изюма и орехов принесла.
(К домику подходит Барашек и звонит в колокольчик).
Барашек: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Белочка (выходя из домика): В доме Настенька живет, Утром лишь она придет. А ты кто?
Барашек: Я – Баран, Принес сарафан. Крёстная Насти Сарафан шлет и сласти.
(Входит с Белочкой в дом).
Сказочница- воспитатель: Вот это да! Крёстная для Насти прислала новый сарафан! Будет теперь Настя нарядная в праздник!
(К домику подходят Лиса и Зайчик и звонят в колокольчик).
Зайчик: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Барашек (выходя из домика): В доме Настенька живет, Утром лишь она придет. (увидев Лису) Ой, хитрая Лисица! Как Зайчик не боится?
Лиса: В святую ночь нельзя нам враждовать. Затих пред Тайною дремучий лес. Как радостно, что можем мы сказать: "Христос воскрес!”
Зайчик: Воистину воскрес! Настеньке в подарок Прими от нас, дружок, Масла комок Да белый творожок.
(Отдают корзинку Барашку и входят с Барашком в дом).
Сказочница- воспитатель: И Лиса, и Зайчик не стали ссориться, а принесли творожок и масло. Теперь звери для Насти смогут еще что-то приготовить Что? Творожную пасху! Вот как Господь все управил и о Насте позаботился.
(К домику подходит Волк и звонит в колокольчик).
Волк: Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Лиса (выходя из домика): В доме Настенька живет, Скоро уж она придет. А ты кто?
Волк: Я – Волк, зубами щёлк! Я в чаще на свободе ходить-бродить привык, Но к этой вашей Насте меня прислал лесник. Сказал, что уважает и помнит деда он, Дал туфельки для Насти и передал поклон.
(Кланяется и входит с Лисой в дом).
Сказочница- воспитатель: А лесник-то еще помнит Настенькиного дедушку! Вот сколько, оказывается, у Насти друзей.
(К домику подходит Медведь и звонит в колокольчик).
Медведь: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Волк (выходя из домика): В доме Настенька живет, Скоро уж она придет. А ты кто?
Медведь: Я – Медведь, любитель песни петь. Мне в берлоге стало не до сна. А как начали ручьи звенеть – Понял я – уже пришла весна! Значит, снова наступила Пасха, И свершилось чудо из чудес: Я пришел поздравить нашу Настю И сказать ей, что Христос воскрес!
Волк: Заходи, Миша!
Медведь: Нет, в дом не буду заходить – Боюсь его я развалить
Сказочница- воспитатель: Не стал Медведь заходить в домик, побоялся его развалить. Только повернулся и уходить собрался, глядь – Настенька идет!
Сцена 3
(Появляется Настя и останавливает Медведя).
Настя: Здравствуй, Мишка косолапый! Зажила больная лапа? Будем Пасху мы встречать. Только нечем угощать
(Из домика выходит Кошечка).
Кошечка: Как это нечем? Угощенье на столе!
(Из домика выходят все Настины гости и Дружок).
Хором: Христос воскресе!
Настя: Воистину воскресе!
(Настя заходит в домик. Появляется Ангел).
Ангел: Христос воскрес! Христос воскрес! Сияет солнышко с небес! Зазеленел уж темный лес, Христос воистину воскрес! Пришла весна – пора чудес, Журчит родник – Христос воскрес! Светлее в мире нет словес – "Воистину Христос воскрес!”
(Из домика выходит нарядная Настя. Все поют "Христос Воскрес").
Что за день такой прекрасный!
Светит солнышко так ясно!
Птички звонче нам поют,
Дети дружно в храм идут.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Воистину воскрес! И пусть несётся,
Пусть несётся эта песня До небес!
Христос воскрес! И мы Ему поём.
Мы этот день Пасхою зовём. (2 раза)
Что праздник Пасхи означает?
Он спасенье предлагает,
А поднявшись в небеса,
Двери Рая открыл Сам!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Воистину воскрес! И пусть несётся,
Пусть несётся эта песня До небес!
Христос воскрес! И мы Ему поём.
Мы этот день Пасхою зовём. (2 раза)
1.Нам шепчут ангелы с небесИ всюду свечи зажигают -И пасхи в церкви освящаютВ Христово это воскресенье.
2.Святую пасху кто вкушает,Достаток и добро познает,Познает счастье и любовь.Христос Воскрес- ликуем вновь.
3. Поселились птицы в гнездах, Снег растаял как свеча. Пахнет сладким духом воздух Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал В этот день святых чудес. И меня целуя, мама Говорит: «Христос Воскрес!
Все вместе: Воистину Воскрес!!!
4.Повсюду благовест гудит;Из всех церквей народ валит;Заря глядит уже с небес...Христос Воскрес! Христос Воскрес!
5.С полей уж снят покров снегов,И реки рвутся из оков,И зеленеет ближний лес...Христос Воскрес! Христос Воскрес!
6.Вот просыпается земляИ одеваются поля...Весна идёт, полна чудес!Христос Воскрес! Христос Воскрес!
7..Как люблю я праздник Пасхи!Приготовлюсь к четвергуБабушка яички красит,Я ей тоже помогу.На скорлупке хрупкой, тонкойДля людей, для красотыКрашу кисточкой тихонько: Крестик, солнышко, цветы.В светлый праздник ВоскресеньяПодарю своим друзьямПо яичку, с поздравленьемИ скажу: «Раскрасил сам!»
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим презентацию «Праздник Пасха»и сравним, правильно ли мы встречаем этот светлый праздник «Пасха»
Показ презентации «Праздник Пасха»
Воспитатель: Ребята, правильно ли наши герои готовились к этому празднику? (ответы детей)
Воспитатель: Издревна праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами. Сейчас мы с вами поиграем в некоторые игры, в которые играли на праздник Пасхи ещё наши бабушки и дедушки.
«Эстафета с ложками» Дети делятся на команды и по очереди носят яйца в ложках.
Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
Игра «Кто быстрее докатит яичко»
Дети делятся на команды. Стоящие впереди дети берут клюшки и яйца (от Киндера). Дети должны клюшками докатить яйца до условленного места и вернуться с клюшкой и яйцом. Следующему ребенку берет клюшку и яйцо и идет до условленного места и возвращается обратно. Выигрывает группа, первыми прокатившая яйца. Всем– сувениры.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли с яичками.
-Веселый праздник Пасха, красивый! Чтобы он еще красивее стал, я вам предлагаю пасхальное деревце смастерить. Пусть на ветках этого деревца вырастут расписные яйца! Мы с вами все это сделаем. Прямо сейчас и начнем! (Украшают пасхальное деревце. Оно представляет собой большую прямую ветку, крепко укрепленную на красивом кашпо. Одни дети изготавливают заранее приготовленные крашенки (аппликации яиц), а затем подвешивают их на ленточках .)
-Хорошее у нас деревце получилось – праздничное, яркое! Посидим возле него, своей работой полюбуемся и на память сфотографируемся.
Итог занятия:
Воспитатель: Вот мы и закончили наше занятие. Ребята, с какими праздниками мы познакомились? Скажите мне, дети, что является символом праздника Пасхи? А какое угощение готовили для пасхального стола? Что вам понравилось на занятии и что интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Вы меня сегодня порадовали.
Список используемой литературы:
1.Бредихина В.А. Рождесто и Пасха в детской литературе. АСТ, 2005.
2.Григорьева А.А. Сценарий внеклассного мероприятия «Пасха – праздник светлого Христова воскресения»»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В. Бредихина "Рождество и Пасха в детской литературе", АС
Песня на мелодию песни «Золотая свадьба»
1.Пасху, пасху празднуем семьей.
Пасха, пасха – праздник озорной.
Крашеные яйца весело едим,
Вас поздравить с праздником дружно мы хотим.
Припев:
Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно кулич доедают.
Мамочка рядышком с папочкой
С весельем гостей принимают. (2 раза)
2.Этот праздник знать мы все должны.
Поздравления летят со всей страны.
Будем праздник «Пасхи» весело справлять,
Про старинные обычаи дружно вспоминать.
Припев: 2 раза
Песня на мелодию песни «Золотая свадьба»
1.Пасху, пасху празднуем семьей.
Пасха, пасха – праздник озорной.
Крашеные яйца весело едим,
Вас поздравить с праздником дружно мы хотим.
Припев:
Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно кулич доедают.
Мамочка рядышком с папочкой
С весельем гостей принимают. (2 раза)
2.Этот праздник знать мы все должны.
Поздравления летят со всей страны.
Будем праздник «Пасхи» весело справлять,
Про старинные обычаи дружно вспоминать.
Припев: 2 раза
Припев:
Говорят, что Пасху раньше
Отмечала вся страна.
На качелях, сидя дружно
Улыбалась детвора.
Молодежь теперь не знает,
Как же пасху отмечать:
Яйца красить, куличи стряпать
И гостей к столу встречать.
Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
И Вам немножко рассказали
О Воскресении Христа.
Повсюду благовест гудит
Из всех церквей народ валит
Заря глядит уже с небес
Христос воскрес! Христос воскрес!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515