Урок внеклассного чтения Е.Габова Легко ли быть рыжим
Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе
на тему «Легко ли быть Рыжим?»
Цели: развивать умения анализировать произведение, выделять главную мысль в тексте, аргументировать свою позицию, развивать критическое мышление, создать интерес к чтению современной литературы, воспитывать в подростках сочувствие, толерантность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, карточки с заданиями.
Примечание: ученики не должны знать рассказ, т.е. приходят на урок неподготовленными.
Презентация.
Ход урока
Организационный момент урока
Стадия «вызова»: прием ассоциаций.
Родиться рыжим –
Значит не таким, как все.
Ты рыжий с детства
и в толпе всегда заметен.
Ты неприличен и смешон,
Резвясь в росе.
Весь мокрый, вопреки
Послушным, умным детям.
..
Родиться рыжим –
Значит не таким вообще.
Пусть ты блондин,
Иль даже волосами черен.
Ты просто «рыжий»
Изначально там, в душе.
И пусть порой смешон,
но серым непокорен.
Вопрос:О КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВА РЫЖИЙ ГОВОРИТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ?
1) Рыжий – по цвету волос, веснушкам на лице.
2) «Рыжий» - не такой, как все.
3. Слово учителя.
Итак, сегодня на уроке мне хочется вас познакомить с рассказом из современной детской литературы.
-Читаете ли вы современную литературу? Каких авторов?
-Слышали ли о Елене Васильевне Габовой? Это автор книг для детей и подростков, лауреат Международной премии Владислава Крапивина (2006г.)
Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».
-Как вы думаете о ком пойдет речь?
-Какими будут цели нашего урока (формулируем цели вместе с учащимися)
прочитать рассказ;
проанализировать;
понять отношение автора к героям;
определить свое отношение к героям и проблемам рассказа.
4.Просмотр презентации.
5. Чтение текста
Прием «чтение с остановками»
Чтение рассказа (1 часть до слов «может она и не знала, что мешает кому-то»)
Работа в группах по анализу текста (он распечатан и лежит на столах) по карточкам –инструкциям (3 мин)
Инструкция № 1
1) Найдите портретное описание, подчеркнув ключевые слова, и определите его роль в тексте.
2) Кого и как характеризуют данное средство?
3) Сделайте вывод: какое значение слова «Рыжий» в большей степени реализуется в предложенном отрывке? Какие особенности отмечаются – внешние или внутренние?
Инструкция № 1
1) Найдите описание природы, подчеркнув ключевые слова, и определите его роль в тексте.
2) Кого и как характеризуют данное средство?
Инструкция № 1
1) Проанализируйте речь героев, подчеркнув ключевые слова, и определите их роль в тексте.
2) Кого и как характеризуют данное средство?
Проверка работ, другие ученики внимательно слушают, чтобы поправить выступающих.
Чтение второго отрывка (от слов «После последнего звонка» до слов « А еще через пять лет произошла такая история» (в сокращении ученики читаю про себя, 3 мин.)
Работа в группах
Инструкция № 2
1) Найдите ключевые слова, которые характеризуют поведение: Светы, рассказчика, одноклассников во время подготовки к походу и во время похода.
2) Определите роль этих слов в создании ее образа.
- Как вы думаете, история описанная Е. Габовой, надуманная или жизненная? Возможна ли подобная ситуация в вашем классе или среди ваших знакомых?
- Какие пути решения этой проблемы вы могли предложить для Светы? Одноклассников?
Советы Свете Сергеевой:
отреагировать нестандартно на обзывания;
никак не реагировать;
ответить;
вступить в кружок по интересам.
одноклассникам:
поставить себя на место Светы;
иметь собственное мнение о людях и отстаивать его;
поговорить наедине со Светой.
- Как вы думаете, каким может быть финал рассказа? (прием «Дерево предсказаний») (записать на стрелочках варианты, прикрепить на магнитной доске)каким же он будет вы узнаете, дочитав рассказ самостоятельно.
А в заключении урока предлагаю несколько цитат, выберите одну, которая отражает главную мысль рассказа:
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Блез Паскаль)
Человеком надо быть всегда
Домашнее задание
Дочитайте рассказ Е.В.Габовой и напишите сочинение на одну из тем:
«Письмо Свете Сергеевой» от имени любого из героев;
«Легко ли быть Рыжим?»
«Встреча с одноклассниками через 10 лет»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415