МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к проведению открытого урока по дисциплине ОП. 04Основы экологического права на тему: «Юридическая ответственность за экологические правонарушения»
Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Методические рекомендации
к проведению открытого урока
по дисциплине ОП. 04 Основы экологического права
на тему: «Юридическая ответственность
за экологические правонарушения»
06.04.2016 г.
Выполнил преподаватель
высшей квалификационной категории
О. И. Соломатина
Бугуруслан, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1 Аннотация 3
2 Рецензия 5
3 Технологическая карта (план) занятия № 6
4 Приложение 1. Проверка домашнего задания 8
5 Приложение 2. Лист оценки обучающихся 21 «П» 1 5
6 Список использованной литературы 16
АННОТАЦИЯ
на методическую разработку открытого урока на тему: « Юридическая ответственность за экологические правонарушения»
Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так экологическое правонарушение определяется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.
Данная методическая разработка предусматривает изучение теоретического и практического материала по теме «Юридическая ответственность за экологические правонарушения». Рассматриваются теоретические аспекты проблемы экологического правонарушения, а так же анализируется российская реальность в контексте темы.
Данная тема способствует повышению уровня экологических правовых знаний, показывает обучающимся виды ответственности за свои проступки по отношению к природе.
Автор работы: О.И. Соломатина
Преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Рецензия
на методическую разработку урока «Юридическая ответственность
за экологические правонарушения»
по дисциплине «Основы экологического права»
преподавателя высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Соломатиной О.И., 2016 г.
По содержанию методическая разработка выполнена в полном объеме, отвечает требованиям учебного процесса, требованиям ФГОС.
По построению методическая разработка логически выстроена, содержит все элементы комбинированного урока.
Работа задевает действительно актуальную в юриспруденции на сегодняшний день тему, подчёркивается значимость ответственности за экологические правонарушения, как в теоретическом исследовании, так и в применении на практике.
Изложенный материал доступен, терминология соблюдена, определения и понятия соответствуют юридическим дисциплинам.
В работе были использованы – задачи, позволяющие лучше усвоить тему.
Методическая разработка рекомендуется к использованию для обучения студентов по специальности 40.02.01«Право и организация социального обеспечения», а так же для преподавателей специальных дисциплин. Уровень материала, предложенный в работе достаточен, как базовый, для обучения выпускников техникума по очной форме обучения.
Дата
Рецензент // О. Н. Репина
Преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «СХТ» г. Бугуруслана
Технологическая карта (план) занятия № 6
Группа Дата
ОП.04 Основы экологического права 21П 06.04.2016
Тема занятия Юридическая ответственность за экологические правонарушения Вид занятия Теоретическое занятие Цель занятия Изучить виды юридической ответственности за экологические правонарушения
Студент должен знать: Студент должен уметь:
- виды юридической ответственности;
- состав экологических проступков и преступлений;
- виды нормативных актов, регламентирующих юридическую ответственность; -определять виды юридической ответственности
Методы обучения: Наглядный, объяснение, ситуационный
Педагогические технологии: Информационно-коммуникационная, кейс-технология, технология развития критического мышления
Результат Формирование профессиональных компетенций ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Формирование
общих
компетенций ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Показатели оценки
результата Решают задачи, определяют состав экологических правонарушений, определяют виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
Межпредметныесвязи Обеспечивающие дисциплины
(модули, МДК) Трудовое право, административное право, гражданское право
Обеспечиваемые
дисциплины
(модули, МДК) Уголовно е право
Средства обучения Технические: ПК, проектор, экран, электронные носители информации
Наглядные: презентация, тестовые задания, ситуационные задачи
Основная литература 1.Трудовой кодекс Российской Федерации.- Москва, Проспект, 2015г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 25 октября 2015 г. – М.: Проспект, 2015.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации.-М.: ТК Велби, Проспект,2010.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая.- Москва, Проспект, 2015.
Содержание занятия
№
этапа Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Временная регламентация этапа
1 Организационный этап: 3
- проверка готовности студентов к занятию; - проверка посещаемости; 2 Актуализация опорных знаний: прием «Жокей и лошадь» 10
3 Мотивационный момент: (создание проблемной ситуации) 12
- решение задач по видам экологической ответственности; - обоснование необходимости изучения данной темы, сообщение темы; - вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия 4 Изучение нового материала: 35
4.1 - доклад на тему: «Понятие, содержание и состав экологического правонарушения»; 5
4.2 - доклад на тему: «Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения» 5
4.3 Решение ситуационных задач по изучаемой теме. 25
5. Физминутка 3
6. Подведение итогов занятия: 10
- анализ работ: взаимопроверка; 5
- обсуждение, выставление оценок. 5
7. Домашнее задание:
- составить тестовые задания (10 вопросов по пройденной теме);
- составить ситуационную задачу;
- подготовить сообщение на тему: «Уголовная ответственность за экологические правонарушения» 5
9. Рефлексия: эмоциональная, учебной деятельности 2
О. И. Соломатина
Преподаватель (И.О. Фамилия)
Приложение 1 Проверка домашнего задания
Раздаточный материал для проверки ранее пройденного материала с помощью приема «Жокей и лошадь»
(При этом студентам – жокеям раздаются названия понятий, а студентам, выступающим в роли лошади раздаются определения понятий. Далее «жокеи» должны найти своих лошадей, передвигаясь от одной парты к другой. Название понятий и определения понятий разрезаются отдельно).Основы экологического права – это отрасль права, которая….
регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Предметом основ экологического права являются………………….
общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Отраслевые экологические отношения – это………………………
земельноохранительные, отношения по охране недр, по охране животного мира и т. д.
Комплексные экологические отношения – это отношения………
это отношения по охране природных территорий, комплексов, санитарных и иных зон.
Метод основ экологического права – это…………………………...
Способ воздействия на общественные отношения.
Административно-правовой способ исходит из …………………
Неравного положения сторон.
Гражданско-правовой способ основан……………………………
На равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.
Источники основ экологического права……….
это законы и подзаконные нормативные акты.
Управление в области охраны окружающей среды – это……
Совокупность действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства.
Методы управления в области охраны окружающей среды-
Административный, экономический, моральный и материальный.
Экологическое нормирование – это……………………………….
Установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области природопользования и ООПС.
Экологическая экспертиза -…………………………………………
Установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.
Экологический контроль …………………………………………….
совокупность организационно-правовых мер, обеспечивающих принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.
Приложение № 2. Задачи
Задача №4 стр. 55
ДРСУ государственного предприятия «Нижегородавтодор» в течение пяти лет загрязняло водные источники, водопроводные коммуникации и рельеф местности неочищенными и необезвреженными отходами производства. Вредные вещества, просочившись через грунт, загрязнили артезианскую скважину – источник водоснабжения близлежащего садоводческого товарищества «Юбилейное». В результате погибли плодово-ягодные насаждения, повреждены до степени прекращения роста 24 березы, нанесен ущерб водопроводным коммуникациям.
Прокурор поставил вопрос о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности и предъявил иск о взыскании 53 млн. руб. за ущерб причинённый имуществу садоводов.
Каким законодательством данное дело будет регулироваться?
К какому виду ответственности будут привлечены виновные лица?
Задача №5 стр. 55
Новоалтайском ГОВД Алтайского края в отношении Следнева, без лицензии произведшего отстрел лося, было возбуждено уголовное дело по п. 1 ст. 258 УК. Определением суда в отношении обвиняемого возбуждено уголовное преследование по п. 2 ст. 258 УК.
К какому виду ответственности будет привлечен Следнев (дисциплинарный, гражданско-правовой, уголовной или административной)?
Задача №1 стр. 49
Организация без соответствующего разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, которой стала использовать для отдыха сотрудников.
Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.
Какие меры ответственности можно применить в данном случае?
Задача №4 стр. 50
За выпуск недоброкачественной продукции – легковых автомобилей с превышением содержания вредных веществ в выхлопных газах – главный инженер завода был лишен премии по основной работе и по решению главного санитарного врача города оштрафован на сумму, равную десятикратному размеру минимальной оплаты труда.
Решите дело.
Какие виды ответственности можно применить в данном случае?
Приложение № 3. Лист взаимооценкиЛИСТ ВЗАИМООЦЕНКИ________________________(ФИО)
ГРУППА 21П
ДИСЦИПЛИНА Основы экологического права
ДАТА 06.04.2016 г.
Проверка домашнего задания(«Жокей и лошадь») Доклад Дополнение к докладу (содокладчик) Ситуационные задачи
0 ошибок-
5 баллов,
1 ошибка
4 балла,
3 ошибки и более - 0 баллов 5 баллов за правильный полный ответ без использования текста (не подглядывая в текст); 4 балла –допускается подглядывание в текст;
3 балла – студент читает доклад, ответ неполный, прослеживается не понимание вопроса. 1 балл за правильный ответ 1 балл за верный ответ без пояснений, балла за верный ответ с пояснением
Оценка за урок
Проверка домашнего задания. Прием « Лошадь и Жокей»
3 баллов - прослеживается верное понимание сущности даваемого ответа, дается точное определение понятий,
2 балов - допускается 1 недочет;
баллов отдельные пробелы в теоретических знаниях, неполно.
Доклад, дополнения к докладу, ситуационные задачи.
10-9 правильных ответов -3 балла
8-7 правильных ответов -2 балла
6 и более правильных ответов -1 балла
Критерии оценки:
25-17 баллов – оценка «5»
16-11 баллов – оценка «4»
10 баллов и менее – оценка «3»
Рефлексия эмоциональная и учебная….была проведена с помощью ответов на поставленные вопросы:
- сегодня я узнал;
-я выполнял задания;
-теперь я могу;
-я научился;
-у меня получилось;
-я попробую;
-мне захотелось.
Список использованных источников
1.Трудовой кодекс Российской Федерации.- Москва, Проспект, 2015г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 25 октября 2015 г. – М.: Проспект, 2015.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации.-М.: ТК Велби, Проспект,2010.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая.- Москва, Проспект, 2015.