Урок по Литературному чтению Снежная королева. Рассказ четвертый. Принц и принцесса. (4 класс)
Тема: Рассказ четвертый. Принц и принцесса.
Цели урока: продолжить работу над содержанием сказки; совершенствовать навыки составления характеристики героя по его поступкам и поведению, умение определять тип сказки; развивать навыки выразительного чтения, речь учащихся; воспитывать нравственную личность.
Оборудование: проектор, слайды с иллюстрациями к сказке «Снежная королева», видеозапись мультфильма «Снежная королева».
Ход урока
Организация класса.
Терминологическая минутка.
Выносливость, трусость, корысть, бескорыстие, целеустремленность, искренность
Сообщение темы урока. Мотивация.
Ребята, на прошлых уроках мы отправились в увлекательное путешествие вместе с героями сказки «Снежная королева». Сегодня мы его продолжим. Путешествуя вместе с Гердой, мы стараемся определить, к какому типу сказки относится эта сказка.
4. Проверка домашнего задания.
Ребята, отправляясь в путешествие нужно взять с собой карту. Какое же путешествие без карты? Давайте вспомним, где мы уже побывали вместе с Гердой и Каем. А вспомнить нам помогут иллюстрации к сказке. Итак, просматривая иллюстрации, кратко ответьте на вопросы. (слайд 2)
- С чего началась сказка?
-Почему разбитое зеркало стало очень опасным?
-Как повлияло разбитое зеркало на счастливую жизнь Кая и Герды?
-В какое путешествие отправился Кай?
-Был ли сложным его маршрут?
-Куда отправилась Герда?
-Чем она готова пожертвовать ради Кая?
-Какое качество она проявила, общаясь с рекой на своей первой остановке? (бескорыстие).
-Черты какого типа сказки здесь проявляются (бытовой)
- Куда отправилась Герда дальше?
-Почему она не задержалась у старушки-волшебницы? Что ей помогло вспомнить о цели путешествия? О чем это говорит? О каком качестве? (целеустремленности)
-Черты какого типа сказки здесь проявляются (волшебной)
-В какое время года она ушла от старушки? Обращала ли она внимание на холод и усталость? О каком качестве это говорит? (выносливость)
5. Работа над темой урока.
- Кого встретила Герда на своем пути? (изображение ворона).
- Как описывает автор их встречу?
- Что необычного в поведении ворона? (заговорил)
- Можно ли сказать что это сказка о животных? (нет) Почему? (главные герои не животные).
- Какую же роль играет ворон в это части сказки? (роль доброй силы)
- В сказке «Снежная королева» присутствуют многие элементы, характерные для народных волшебных сказок. Давайте рассуждать вместе.
Работа в тетради стр. 44, №1
1) (слайд 4). Встреча Герды с лесным вороном; расспросы о Кае
- Прочитайте, как Герда расспрашивала ворона о Кае? (читают стр. 120 уч.)
- С какой целью она расспрашивала? (поиск героя)
2) (слайд 5). Рассказ ворона о принцессе.
- Расскажите, что рассказал ворон о принцессе. (пересказ эпизода)
- Каково значение этого эпизода? (помощь доброй силы)
3) (слайд 6). Герда не может попасть во дворец.
- О чем просит Герда ворона после того как услышала его рассказ? Прочитайте в тексте. ( читают стр. 124)
- Каково значение этого эпизода? (препятствие)
4) (слайд 7). Придворная ворона помогает Герде.
-Расскажите кратко как Герда попала в замок. (пересказ)
- Каково значение этого эпизода? (преодоление препятствия с помощью доброй силы)
5) (слайд 8). Разочарование: это не Кай.
-Какие чувства испытывает девочка, подходя к кроватке принца? Зачитайте этот эпизод. (читают стр. 126)
- Каково значение этого эпизода? (новое препятствие)
6) (слайд 9). Принц и принцесса помогают Герде продолжить поиск.
- Каково значение этого эпизода? (помощники)
- Вывод: Мы восстановили содержание всей цепочки событий. Записанные нами сюжетные элементы подтверждают черты волшебной сказки.
-Почему принц и принцесса не разозлились на Герду, а помогли ей? Какие качества она проявила (искренность, умение убеждать, веру). Давайте отметим на карте эту остановку и запишем проявленные качества характера.
-Почему Герда не осталась во дворце, ведь ей там было хорошо и уютно?
Итак, отправляясь дальше, попрощаемся с принцем и принцессой, с четой говорящих воронов и поблагодарим их за помощь девочке.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Т: №2, 3. Уч. Стр 130 – 135.
8. Видеозал.
А теперь давайте посмотрим, как этот эпизод увидели создатели мультфильма «Снежная королева».