«Игра как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников»
Уважаемые председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии, вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему: «Игра как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников» студентки Смердовой Марии. (№1)
В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье.
В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. кризисом семейного воспитания;
3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка. (№2)
Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, но и для младших школьников она не утратила своего значения.
Проблема исследования: как использовать игру в работе по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Цель: выявление психолого – педагогических условий использования игры в работе по коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. (№3)
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования: игра как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников. (№4)
Задачи:
1.Изучить понятие, виды и формы детской агрессивности.
2. Проанализировать факторы и причины детской агрессивности.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику детской игры.
4. Определить психолого – педагогические условия использования игры в работе по коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. (№5)
Гипотеза исследования: коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста даст положительные результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые игровые методы и формы коррекции нарушений поведения детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, эксперимент. (№6)
Теоретическая значимость заключается в изучении сущности агрессивного поведения, выявлении причин детской агрессивности.
Практическая значимость: Результаты данного исследования могут использоваться учителями начальных классов в работе с агрессивными детьми.
Словарь по психологии дает такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки - нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание». (№7)
Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении конфликтной ситуации. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. (№8)
Григорий Эммануилович Бреслав выявил следующую классификацию видов агрессии:
Разделение по направленности на объект:
- гетероагрессия - направленность на окружающих: нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.;
- аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
Разделение по причине появления:
- реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт.);
- спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов.
Разделение по целенаправленности:
- инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.;
- целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его и пр. (№9)
Разделение по открытости проявлений:
- прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.;
- косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Разделение по форме проявлений:
- вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;
- экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику;
- физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. (№10)
Можно выделить 3 основных фактора становления агрессивных форм поведения:
семья как фактор агрессивного поведения.
взаимоотношения со сверстниками:
средства массовой информации и, прежде всего кино и телевидение, распространенные компьютерные игры - убивалки. (№11)
Помимо факторов детской агрессивности существуют причины, которые вызывают у ребенка стойкое проявление данных реакций.
Светлана Афанасьевна Беличева предлагает отнести к причинам, провоцирующим проявления детской агрессивности, следующие:
- Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству;
- Ощущение тревоги и страха нападения;
- Агрессивное поведение есть специфический способ привлечения внимания окружающих;
- Неудовлетворенная потребность ребенка в любви и общении;
- Протест, который касается установленных правил и порядков (№12)
В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с её педагогическим, терапевтическим использованием, как подготовка к взрослой жизни. По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.
С целью подтверждения гипотезы нами была организована опытно – экспериментальная работа, которая проводилась в ? классе ? школы.
Вначале нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления агрессивных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.
Для достижения цели мы использовали методы: анкетирование родителей и педагогов, графическую методику «Кактус». (Приложение 1)
Анкета «Ребенок глазами взрослого»
Взрослым предлагается подчеркнуть, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:
0 - нет проявлений агрессивности,
1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда,
2 - часто,
3 - почти всегда,
4 - непрерывно. (№13)
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, нужно сложить полученные баллы.
Уровень I - от 0 до 67 баллов (низкий).
Уровень II - от 67 до 134 баллов (средний).
Уровень III - от 134 до 201 балл (высокий).
Уровень IV - от 201 до 268 баллов (очень высокий). (№14)
. Результаты представлены в таблице 1. (№15)
2.Анкета «Критерии агрессивности ребенка»
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
Высокая агрессивность – 15-20 баллов,
Средняя агрессивность – 7-14 баллов,
Низкая агрессивность – 1- 6 баллов. (№16)
По мнению учителей и родителей, большая часть учащихся (60% - 65%) нуждаются в психолого-педагогической помощи в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. (№17)
3.«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. (№18)
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Обработка результатов и интерпретация
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
- пространственное положение
- размер рисунка
- характеристики линий
- сила нажима на карандаш. (№18)
Анализ результатов:
Иголки, являющие показателем агрессивности, встретились на рисунках у двенадцати испытуемых.
Крупный рисунок в центре листа, указывающий на эгоцентризм и стремление к лидерству встретился у десяти испытуемых. А маленький рисунок внизу листа встретился у шести испытуемых и говорит о неуверенности в себе, зависимости от окружающих.
У четырнадцати испытуемых форма кактуса необычна, что является показателем открытости и коммуникабельности.
Штриховка, темные цвета и затемнения, указывающие на тревожность, встретились на рисунках у шести испытуемых.
У пяти испытуемых на рисунке изображено несколько кактусов, что говорит о экстравертированности, а у одиннадцати испытуемых изображен только один кактус - интровертированность.
Десять испытуемых изобразили кактус в цветочном горшке, что является показателем стремления к домашней защите. А шесть испытуемых изобразили дикорастущий пустынный кактус, что указывает на чувство одиночества
По результатам первичного замера по данной методике была выявлена высокая частота встречаемости признаков агрессивности, эгоцентризма и стремления к домашней защите.
В результате проведенного исследования была выявлена группа детей, нуждающихся в целенаправленной психолого-педагогической помощи.
Формирующий эксперимент.
Цель: реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.
Нами использовался цикл коррекционно-развивающих занятий «Если добрый ты…» по оказанию психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста по преодолению агрессивных тенденций
Цикл включает 21 занятие, в процессе которых классный руководитель, социальный педагог и педагог-психолог должны решать ряд важных задач:
- раскрывать сущность полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- развивать умение видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
- развивать эмоциональную произвольность;
- формировать конструктивные способы управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.) (№19)
В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, разработки таких отечественных и зарубежных авторов, как: М.И.Чистякова, Т.П.Смирнова, К.Фопель.
В качестве основных методов и приёмов используются:
- имитационные игры;
- чтение (слушание аудиокниг) и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке. (№20)
Продолжительность занятий – по 30 минут два раза в неделю.
Каждое занятие заканчивается слушанием приятной музыки, исполнением весёлых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Чаще всего конфликтные ситуации возникают на переменах. Тогда с детьми можно проводить групповые игры (Приложение 3). Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной.
Снижению вербальной и невербальной агрессии способствуют игры: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».
После проведенной коррекционной работы нами был организован
контрольный этап эксперимента.
Цель: определение эффективности проведённых мероприятий.
Критериями эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми служат:
- сокращение (или исчезновение) в поведении детей агрессивных тенденций, появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
- изменение характера детских рисунков. (№21)
Методика «Кактус».
Иголки, как показатели агрессивности встречаются на рисунках у 8 испытуемых. Крупный рисунок в центре листа указывает на эгоцентризм, стремление к лидерству и встречается у десяти испытуемых. Маленький рисунок внизу листа встречается у трех испытуемых и указывает на неуверенность в себе, зависимость. Показатели открытости в виде необычной формы кактуса встречаются у девяти испытуемых. На тревожность указывает наличие штриховки и затемнения, которые встречаются в рисунках у двух испытуемых.
Кактусы изображенные в ярких цветах говорят об оптимизме и встречаются у восьми испытуемых. У семи испытуемых на рисунке изображен один кактус, что говорит о интровертированности, а у девяти испытуемых наблюдается наличие других кактусов и цветов, что говорит об экстравертированности.
Наличие цветочного горшка на рисунках говорит о стремлении к домашней защите и встречается у четырнадцати испытуемых. При этом дикорастущий кактус встречается на рисунках у двух испытуемых и указывает на чувство одиночества
В целом показатели по этой методике не сильно изменились, но можно отметить значимые изменения по наиболее важным для нашего исследования показателям. Показатели агрессивности до коррекции встречались на рисунках у двенадцати испытуемых, при этом после коррекции встречаются у восьми испытуемых. Показатели тревожности до коррекции встречались на рисунках у четырех испытуемых, а после - у двух.
До коррекционных занятий показатели чувства одиночества встречались на рисунках у шести испытуемых, тогда как после коррекции они встречаются уже у двух испытуемых.
Результаты анкетирования. (№22)
По мнению родителей и педагогов, уровень агрессивности детей снизился, они стали более доброжелательны друг к другу и сдержанны в своих эмоциональных проявлениях
В результате проведенных мероприятий мы пришли к выводу, что целенаправленная и систематическая коррекционная работа приведет к снижению уровня агрессивности у детей. Таким образом, выдвинутая гипотеза, в результате проведенной работы, была подтверждена.
Результаты данного исследования были представлены на Международной педагогической конференции «Учитель начальных классов: секреты профессии» и получили положительную экспертную оценку. (№23)