«Особенности социальной адаптации и агрессивного поведения учащихся классов коррекции»
ТЕМА:
«Особенности социальной адаптации и агрессивного поведения учащихся классов коррекции»
Автор: Манякова Марина Васильевна
Педагог-психолог ГУ СОШ №6
ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ГОРОДА ПАВЛОДАРА»
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Английская пословица.
Статья раскрывает особенности работы с учащимися классов коррекции в условиях общеобразовательной школы. Учитывая интеллектуальные и поведенческие проблемы учащихся, нами разработаны методические рекомендации к проведению предмета «Социально-бытовая ориентировка», применение которых может способствовать оптимальной социальной адаптации учащихся в современном обществе.
На фоне снижения жизненного уровня основной части населения, экономической нестабильности, значительно усложняется процесс адаптации человека, а тем более с недостатками интеллекта, к социальным и экономическим условиям.
В системе социальной адаптации учащихся изначально заложено формирование коммуникативных и трудовых навыков, предполагающих дальнейшее успешное вхождение во взрослую жизнь.
Наша статья посвящена проблемам социальной адаптации детей в современном обществе. Но прежде, чем говорить об учащихся с диагнозом ЗПР, необходимо в нескольких словах разъяснить, что же из себя представляет эта категория детей и каковы причины постановки такого диагноза.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов.
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
причины биологического характера;
причины социально – психологического характера.
К причинам биологического характера относят:
различные варианты патологии беременности;
недоношенность ребенка;
родовые травмы;
различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит,
хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, заболевания ЖКТ и т.д.)
нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в
условиях социальной депривации (отчуждения);
дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности:
предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека)
или же авторитарный стиль воспитания.
Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно
формирующихся мозговых систем;
Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического
характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).
ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком
соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
ЗПР психогенного происхождения – искаженные условия воспитания
ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
– ЗПР церебрально-астенического генеза (причина - мозговая
дисфункция). У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, общая вялость, двигательная расторможенность.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных
вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
В качестве конечной цели специального образования для лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, не зависимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей специалистов, работающих с этой категорией детей. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
В последнее время особенно сложно решаются вопросы по трудоустройству выпускников классов коррекции (ЗПР), причем не всегда причина этого кроется в отсутствии рабочих мест. Уже принятые на работу выпускники не могут адекватно включиться в трудовой процесс, не соблюдают дисциплинарных требований, не находят своего места в коллективе, в результате, остаются без работы. Поэтому встает вопрос, как обеспечить учащихся с ограниченными возможностями самыми главными знаниями:
а) знаниями о себе;
б) о своем месте в этом мире.
При этом необходимо сгладить нарушения эмоционально-волевой сферы и выработать адаптивные формы поведения.
Не секрет, что основную массу учащихся данных классов составляют дети из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, поэтому ситуация с социализацией этих детей стоит перед школой и перед самими детьми особенно остро. Неумение вести себя в предлагаемых условиях, резкие перемены в поведении, конфликты с учителями и родителями, замкнутость, демонстративное поведение в ответ на критику, открытая вражда с окружающими и др. являются признаками дезадаптивного поведения. Агрессивное, конфликтное, враждебное и тревожное поведение учащихся сопровождается раздражительными, неадекватными реакциями в поведении, которые, как правило, сопровождаются мнительностью и заносчивостью, что существенно снижает работу познавательных процессов. Дезадаптивное поведение негативно сказывается прежде всего на процессе обучения, качестве знаний и успеваемости учащихся.
Педагогический процесс по формированию социально-бытовой компетентности детей с ограниченными возможностями следует основывать на системно - деятельностном подходе в обучении и воспитании, что обеспечивает их личностно - ориентированную направленность. Такой подход опирается на данные исследований психологов-практиков (Д.А.Виткаускайте, С.Ю.Коноплястой, Т.Н.Стариченко, Е.И.Разуван и др.), теоретические положения специальной педагогики, методические рекомендации и наш собственный опыт практической работы.
Социальная адаптация - постоянный процесс (а в конечном итоге и результат) активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Специфика процесса адаптации личности состоит в том, что в ходе своей жизнедеятельности она сталкивается с необходимостью активного приспособления к разным элементам социальной среды: ее социально-психологическим, культурным, профессиональным, бытовым и др. Поэтому принято говорить о разных видах адаптации: производственной, межкультурной, аккультурации, профессиональной и т. д.
Для того, чтобы максимально облегчить процессы социализации и адаптации, Министерством образования и науки Республики Казахстан предложена экспериментальная программа СБО – социально бытовая ориентировка, которая направлена на формирование практических знаний, умений и навыков, связанных с различными видами жизни людей. Данная программа включает в себя 12 разделов, охватывающих разные сферы человеческой деятельности (см. табл.).
№
Раздел
5–й
кл.
6–й
кл.
7–й
кл.
8–й
кл.
9–й
кл.
1
Здоровье и окружающая среда.
(2)+8
8
8
10
10
2
Культура поведения.
Межличностные и семейные отношения.
8
8
8
8
8
3
Досуг и увлечения.
4
4
4
4
4
4
Праздники, торжества, ритуалы.
4
4
4
4
4
5
Питание.
12
12
10
10
8
6
Торговля.
2
2
2
2
2
7
Жилище.
6
6
6
4
4
8
Одежда и обувь.
6
6
6
4
4
9
Транспорт.
4
4
4
4
2
10
Средства связи.
2
4
4
4
4
11
Семейная экономика.
4
4
6
8
8
12
Трудоустройство.
Деловое общение.
6
6
6
8
10
Итого
68 ч.
68 ч.
68 ч.
68 ч.
68 ч.
В современном обществе, где резко возросла конкуренция даже среди высококвалифицированных специалистов, учащиеся с ограниченными возможностями имеют очень незначительный шанс занять свое место в жизни. Поэтому наша программа предполагает формирование таких жизненных навыков, как:
умение вступать в беседу, вести её, чувствовать настроение собеседника;
адекватно реагировать на замечания в контексте ситуации, регулировать своё настроение (гнев, радость) и поведение;
искать и находить помощь, быть готовым оказать её другим;
вести себя законопослушно;
уметь выражать свои чувства дружбы, любви в социально приемлемых формах.
Социальную адаптацию учащихся обеспечивает изучение всех
предметов, входящих в учебный план специальных (коррекционных) классов, но направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО. Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. При этом время, отведенное на изучение СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера.
Эта программа показала, что преподавание данного предмета в общеобразовательной школе несколько отличается от вспомогательных школ-интернатов (где также преподается СБО), так как дети ежедневно посещают школу и возвращаются домой. Наши ребята больше вращаются в широкой социальной среде, они включены в жизненные процессы, тем самым, более активно социализируются, как в позитивном, так и в негативном плане.
Положительная социализация воспитанников будет более эффективна при следующих условиях:
целенаправленности и системности педагогической работы;
результативности подготовки каждого ребенка к деятельности в разных жизненных ситуациях;
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся;
обеспечения максимальной наглядности учебного процесса,
активной деятельности детей в ходе восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации;
формирования положительного отношения к осваиваемой
бытовой деятельности;
стимулирования;
широкого использования игровых методов и приёмов обучения;
коррекции и развития познавательной сферы детей, их
общетрудовых умений.
Результативность этой работы во многом зависит от предварительно проведенной психологической диагностики ребят.
В этом году классы коррекции (ЗПР) в СОШ №6 представлены со 2-го по 8-ой классы.
В начале учебного года психологической службой проводится диагностика психофизиологического состояния учащихся всех классов ЗПР.
Проведение данного исследования помогает учителям-предметникам, классным руководителям, администрации школы лучше ориентироваться в способах коррекции проблем, возникающих у детей и подростков. На основании психодиагностики составляются дальнейшие планы коррекции.
Анализ результатов психологической диагностики показал, что причины, по которым ребята оказываются в классе ЗПР – самые различные, и поэтому пути коррекции психологических процессов всегда индивидуальны и дифференцированы. Для одних наиболее важно развивать навыки коммуникации и другие познавательные процессы, для других -необходимо корректировать эмоционально-волевую сферу и т.п.
Опора на психологическую диагностику помогает преодолевать формализм в обучении детей. Кроме того, выявленные нами межпредметные связи, помогают подходить более осознанно и целенаправленно к рекомендации для педагогов-предметников.
Разделы СБО помогают детям легче и гармоничнее определиться с собственным местом в жизни и успешнее овладевать знаниями на других предметах.
Так предмет валеология, который основан на привитии учащимся
навыков ЗОЖ (здорового образа жизни) представлен разделом «Здоровье и окружающая среда»в программе СБО, а экономические знания формируются при изучении разделов «Торговля», «Жилище», «Семейная экономика».
Предмет технология пересекается с разделами «Досуг и увлечения» (огородничество и т.п.), «Питание», «Одежда и обувь».
Нужно учитывать, что у учащихся с ЗПР наблюдается острейший дефицит словарного запаса и неумения общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. Круг их общения, в основном, сводится к рамкам их семей и друзей, которые, как правило, имеют те же проблемы. Поэтому нами за основу взяты разделы по обучению основам правильной коммуникации, которые реально помогают формировать умение налаживать взаимоотношения в разных сферах жизни людей (это такие разделы как, - «Трудоустройство», «Деловое общение», «Средства связи»).
Дети, имеющие нарушения интеллекта, должны чувствовать себя гражданами своей страны, знать традиции, обычаи и обряды казахского народа, особенности быта и национальной кухни, а также традиции и обычаи других народов и национальностей, проживающих на территории гостеприимного Казахстана. Знакомство с этой стороной жизни людей мы предлагаем формировать через изучение раздела «Культура поведения в межличностных отношениях».
Вместе с тем, педагогам и психологам, работающим с данной категорией детей, необходимо отдавать себе отчет в том, что для них чрезвычайно важно и необходимо овладевать навыками адаптивного поведения. Эти умения и навыки формируются на уроках СБО, закрепляются в реальных жизненных ситуациях:
в умении передвигаться и пользоваться услугами общественного
транспорта и местами общественного назначения (библиотеки, музеи, театры и кинотеатры, парки, зоны отдыха);
в умении делать покупки и пользоваться услугами различных
служб (почта, телеграф, банк, предприятия сферы обслуживания);
в соблюдении правил личной гигиены и аккуратности в одежде;
в умении вести хозяйство, бережно относиться к своей и чужой
собственности, соблюдении правил санитарной гигиены и безопасности жилища;
в умении готовить для себя пищу, красиво и правильно есть.
Эффективность социальной адаптации в значительной мере зависит от того, насколько адекватно учащийся воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям, невротическим и психосоматическим расстройствам, асоциальному поведению, алкоголизму, наркомании, аутизму. И основная задача психолога состоит в том, чтобы, определив проблему каждого ученика, совместными усилиями помочь ему через разностороннюю социализацию максимально развить свои способности и быть готовым к дальнейшей жизни.
Считаем, что внедрение данной программы СБО, даже на экспериментальном уровне, позволяет увидеть примеры успешной адаптации и социализации учащихся классов ЗПР, когда ребята могут поступать в колледжи (имеющие достаточно высокий рейтинг среди абитуриентов), получать высокооплачиваемые рабочие специальности.
Список литературы
Андреев В.Ф. Золотая книга этикета // изд. Вече. – 2004.
Виткаускайте Д.А. Работа воспитателя по формированию социально-
бытовых знаний и умений и умственно отсталых учащихся IV класса // Дефектология. – 1993. - №2.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,
1973.
Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников
специализированных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: изд. НЦ ЭНАС, 2003, (Коррекционная школа).
Кон И.С. Психология старшеклассника // М., изд.Просвещение. – 1980.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей // М.,
1984 .
МаллерА.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями
в развитии. Практическое пособие. – М., 2000.
Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у
первоклассников с ЗПР// Дефектология, №4. 1980г.
9 . Стрекалова Г.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1, 1987.
10. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольника с
ЗПР//Дефектология, №4, 1982.
11. Трудовое обучение во вспомогательной школе// под ред. Бондаря В.И. – Киев: Радянська школа. 1981.
12. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., Педагогика, 1990.
13. Экспериментальная программа СБО // Специальной (коррекционной) школы (сборник). А-А., изд. «Кiтап», 2000.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15