Рабочая программа факультативного курса по органической химии 10 класс



Пояснительная записка.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
       Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.Ю. Пономарёва (углубленный уровень). Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта.
           Курс «Решение задач по органической химии» предназначен для изучения в 10 классе, из расчета 1 час в неделю. Курс основан на параллельном изучении теоретических основ органической химии в урочное время.
 Цель курса: изучить основные способы решения задач по органической химии.
Задачи курса:
обобщить и систематизировать знания учащихся по химии;
формировать  и развивать  навыки  исследовательской деятельности;
развивать у учащихся логическое мышление, кругозор, память; учебно-коммуникативные умения;
развивать умения использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы обучения: индивидуальная, групповая (парная) работа.





1.Основное содержание
Тема 1: Введение (1 час):
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии.
Тема 2: Повторение решения основных типов задач   по неорганической химии (4 часа):
Изучение основных физические величины, применяемые для решения задач. Использование алгоритмов решения задач по химическим формулам, задач по химическим уравнениям с использованием веществ в виде растворов, задач на определенные выхода продукта от теоретически возможного, задач на определение массы или объема продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке, задачи на определение массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси.
Решение задач по органической химии
 Углеводороды (23 часа )
Тема 3: Предельные углеводороды (9 часов)
Составление названий веществ по систематической номенклатуре. Составление изомеров и гомологов веществ.
Решение задач на вывод формулы органических соединений на основании массовых долей элементов и плотности соединения.
Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам  их сгорания.
Задачи  на определение массы или объема продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Задачи на определение массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси.
Задачи на выход продукта реакции.
Тема4: Непредельные углеводороды (10 часов)
Составление названий веществ по систематической номенклатуре. Составление изомеров и гомологов веществ.
Решение задач на вывод формулы органических соединений на основании массовых долей элементов и плотности соединения.
Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам  их сгорания.
Задачи  на определение массы или объема продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Задачи на определение массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси.   Качественные задачи.
Задачи на выход продукта реакции.
Тема 5: Ароматические углеводороды (4 часа)
Составление названий веществ по систематической номенклатуре. Составление изомеров и гомологов веществ.
Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам  их сгорания.
Задачи  на определение массы или объема продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Задачи на выход продукта реакции.
Тема 6: Природные источники углеводородов (1 час)
Задачи на выход продукта реакции.
Тема 7: Решение комбинированных задач (3 часа)
Генетическую связь между классами органических и неорганических веществ. Выявление в условиях задачи цепочки превращений и использование их в решении расчетных задач. Решение комбинированных задач  по изученным темам органической химии.
Итоговая защита (2 часа):
 Выполнение учащимися итоговой работы по данному курсу
2. Планирование учебного материала

Название тем
Кол-во часов
Виды деятельности

1
Тема 1: Введение

1
Лекция.

2
Тема 2: Повторение решения основных типов задач   по неорганической химии
4
Алгоритмы. Решение задач. Составление задач. Зачет.

3
Тема 3: Предельные углеводороды
9
Лекция. Опорный конспект. Алгоритмы.
Упражнения.

4
Тема4: Непредельные углеводороды
10
Решение задач.

5
Тема 5: Ароматические углеводороды

4
Решение задач.

6
Тема 6: Природные источники углеводородов
1
Решение задач.

7
Тема 7: Решение комбинированных задач
3
Решение задач.

8
Итоговое занятие.
2
Зачет. Защита проектных работ.




3.Критерии оценки
Итоговая проверка знаний проводится в форме тестовой работы, работы учащихся оценивается по следующим критериям:
Для теста из 30 вопросов:
25З0 правильных ответов 5 баллов
1924 правильных ответов 4 балла
1318 правильных ответов 3 балла
меньше 12 правильных ответов 2 балла

4. Требования к уровню подготовки обучающихся
После изучения данного  курса учащиеся должны знать:
химическую терминологию;
основные классы органических веществ;
основные физические величины, применяемые для решения задач;
алгоритмы решения задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты.
 На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
устанавливать генетические связи между классами органических веществ;
решать расчетные задачи различных типов;
представлять сущность описанных в задаче процессов и объяснять механизмы протекания химических реакций;
работать самостоятельно и в группах;
  пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.







5. Календарно-тематический план
№п/п
Тема занятия.
Дата
проведения


Повторение основ неорганической химии



Основные стехиометрические законы.



Решение задач на нахождение массы продукта реакции по массе исходного вещества.



Решение задач с использованием закона Авогадро.



Составление формул алканов. Номенклатура.



Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям химических элементов.



Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ по химическим свойствам предельных углеводородов.



Изомерия циклоалканов. Номенклатура.



Изомерия непредельных углеводородов. Составление формул. Номенклатура.



Особенности строения алкадиенов.



Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов.



Реакции полимеризации: механизмы, уравнения, формулы полимеров.



Решение задач на выход продукта реакции.



Изомерия аренов. Составление формул. Номенклатура.



Решение цепочек превращений.



Изомерия галогенпроизводных углеводородов. Составление формул. Номенклатура.



Классификация, изомерия, номенклатура спиртов.


18-19.
Решение задач на нахождение формул по продуктам сгорания веществ.


20.
Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства альдегидов.


21.
Решение задач на нахождение массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси.


22.
Изомерия карбоновых кислот. Номенклатура.


23.
Ионный механизм химических реакций, характерных для карбоновых кислот.


24.
Решение цепочек превращений, отражающих взаимосвязи изученных классов органических веществ.


25.
Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора».


26.
Обратимость химических реакций в органической химии. Условия смещения химического равновесия при протекании реакций этерификации.


27.
Составление формул углеводов.


28.
Составление уравнений реакций, отражающих альдегидный и спиртовой характер глюкозы, фруктозы.


29-30.
Решение комбинированных задач.


31
Изомерия азотсодержащих соединений. Составление формул. Номенклатура.


32.
Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.


33-34.
Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ.








Информационно-методическое обеспечение
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» -М., Высшая школа
Дайнеко В.И., «Как научить школьников решать задачи по органической химии»-М., Просвещение.
Магдесиева Н.Н., Кузьмегко Н.Е. «Учись решать задачи по химии»-М., Просвещение.
Берман Н. И., СШ «Решение задач по химии»-М.,Слово.
Пак М., «Алгоритмы в обучении химии».
Лабий Ю.М. «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств»-М., Просвещение.
Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по органической химии»-М., просвещение.
Литература для учителя:
Вайзман Ф.Л. «Основы органической химии»-С-Пб, Химия.
Чертков И.Н. «Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии»-М., Просвещение
Гузик Н.П. «Обучение органической химии»-М., Просвещение.























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215








Заголовок 115