Конспект урока по обучения грамоте Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н]
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1-м классе " на тему "Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']"
Цели:
познакомить учащихся с сонорными согласными звуками [н], [н’] и буквами Н н;
учить давать им характеристику как твердым и мягким звукам;
начать формировать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально;
развивать речь учащихся, внимание, фонематический слух.
Ход урока
1. Организационный момент.
Встали ровно. Улыбнулись мне, соседу, тихо сели как мышки.
2. Объявление целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Узнаем, какой звук обозначает эта буква, будем анализировать, и читать изученные буквы, слова.
3. Повторение.
– Для чего нужна речь?– В каких формах существует речь?– Какая форма речи появилась раньше?– Из чего состоит речь?– Из чего состоят предложения?– Из чего состоят слова?– Из чего состоят слоги?– А что обозначают буквы?– На какие группы делятся звуки?– Чем отличаются гласные звуки от согласных?– А какими бывают согласные звуки?– У меня на доске буквы. Прочтите их и поселите их в домик, в котором они должны жить.– А почему вы их поселили в красный домик? (Потому что они обозначают гласный звук.)– Почему на ленте букв а, о, ы, у живут на первой строчке, а и на второй?
4. Знакомство с новой буквой.
– Возьмите в руки листочки, на которых изображены предметы.– Сколько предметов вы видите?– Назовите первый предмет.– Какой первый звук в слове нож вы слышите?– Назовите второй предмет?– Какой первый звук в слове очки вы слышите?– Назовите третий предмет.– Какой первый звук в слове танк вы слышите?– Назовите четвертый предмет.– Какой первый звук в слове арбуз вы слышите?– Посмотрите на доску.– Какое слово можно составить? (Нота.)– Кто может прочесть первую букву в слове нота?
Правильно. Это буква эн. Мы ее будем читать одним звуком [н].
5. Знакомство с графическим образом буквы.
– На что похожа буква эн.
На букве Н я как на лесенкеСижу и распеваю песенки.
– А теперь давайте посмотрим, какой звук дает буква эн.– Давайте пропоем звук [н].– Давайте попробуем ее произнести.– Встречает ли воздух преграду?– А сейчас давайте поставим ладонь на горло и если почувствуем вибрацию, то этот звук звонкий, а если не почувствуем, то он глухой.– Почувствовали? Значит он звонкий.– А еще при произношении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому его называют сонорным.
6. Анализ слова.
Ноты –
– Сколько в слове слогов? (Карточка.)– Какой слог ударный?На какой гласный звук падает ударение?– Сколько в слове букв?– Сколько в слове звуков?– Какой у нас в слове звук н? (Карточка.)– Какой звук о?– Какой звук т?– Какой звук а?– Что образует согласный и гласный звуки? (Слияние)
В слове ноты мы видим, что звук [н] твердый.– А может ли звук [н] быть мягким? И для ответа на этот вопрос проанализируйте еще одно слово. Ответьте мне, кто из домашних животных имеет гриву? (Конь.)
Конь.
– Сколько слогов в слове конь?– Сколько букв мы видим?– А сколько звуков мы слышим?– Как слышим звук нь? Мягко.– А звук к твердо.
Составляем схему.
Вывод. У вас на парте у всех есть лента букв. Посмотрите на нее. Кто сможет выйти к доске и охарактеризовать звук н? В какой домик поселили букву эн?
7. Упражнение на дыхание.
“Ароматный цветок”“Зимний ненастный вечер”.
Артикуляционная гимнастика.
1. “Свеча”. 2. “Хомячок”. 3. “Конфета”. 4. “Сластена”.
8. Чтение хором с доски.
ан она на аннаон оно но Аннаин они ни Иннаун уну ну Нинаын ыни ныТихо, весело, грустно, шепотом.
– Когда мы употребляем местоимение он?– Когда мы употребляем местоимение она?– Когда мы употребляем местоимение они?– Когда мы употребляем местоимение оно?– Почему Анна, Инна, Нина написаны с большой буквы?
9. Чтение скороговорки эхом.
На рассвете, на рассветеЛучший лов у рыбака.На рассвете, на рассветеЛучший гриб у грибника.
10. Чтение пословиц, объяснение.
Подчеркните все буквы эн.Сколько их в пословицах (13).
Итог.
– С какой буквой мы познакомились?– Охарактеризуйте эту букву.
Д/з: Посмотрите дома книги о русских богатырях. Узнайте у родителей, как их звали.