Разработка урока по русскому языку 1 класс по теме Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [ р], [р ].
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [ р], [р
·].
Цель:
1.Познакомить детей с новыми буквами и звуками.
Учить узнавать графический образ букв. Формировать навыки правильного слогового , выразительного и сознательного чтения.
2. Способствовать развитию литературной грамотной и связной речи, внимания, мышления, фонематического слуха.
3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Прививать интерес к чтению.
1 Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Постановка темы и цели урока.
У. Ребята, кто из вас любит сказки?
– Вот сегодня на нашем уроке вы будете сами участвовать в сказке. А так же познакомитесь с новыми звуками и буквами, повторите изученные буквы и звуки, будете учиться читать.
А поможет нам с вами великолепный русский поэт – А.С. Пушкин со своим и героями из сказки.
( Учитель вывешивает на доску портрет поэта и героя из сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» - Елисея.)
За невестою своейКоролевич ЕлисейМежду тем по свету скачет.Нет как нет! Он горько плачет,И кого ни спросит он,Всем вопрос его мудрен.
-Его невесту выгнала злая мачеха, и королевич отправился за ней.
Но одному ему не справиться. Вы желаете ему помочь. Дети. Да!
У. Итак, в путь!
3. Повторение пройденного материала
ИГРА: «Разбей на группы»
(на доске буквы)
а, н, и, у, л, ы, к, л, о, с, т.
У. Назови буквы?
-Разбей на группы.(а, о, у, ы, и) (н, л, к, т, с)
-Какие звуки в первой группе? Почему мы их называем гласные? Какой гласный звук делает согласный мягким?
- Какие звуки во второй группе? Почему мы их называем согласные? Назови звонкие согласные звуки, глухие?
У. К красну солнцу наконец Обратился молодец: "Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на светеТы царевны молодой?Я жених ей". –
"Свет ты мой, –Красно солнце отвечало, –Я царевну ту видало. Коль потрудишься немного –Покажу тебе дорогу".(Слайд № 3.) ( вставь гласную букву, получи слово)
(Дети работают с кассами букв.)
У.– Красно солнышко вами довольно! Оно советует королевичу Елисею узнать дальнейший путь у месяца.
Физминутка
4.Новый материал:(Слайд № 4)
а) Знакомство со звуком.
У. Как рычит собака? (ррррррр)
- Какой звук произносите? (вслух, молча)
-Что можете мне сказать об этом звуке?
Дети: Согласный, звонкий.
б) Слого-звуковой анализ слов «рак», «рис»(Слайд № 5)
У. Дайте характеристику звуку [р]
Дети: Согласный, звонкий, твердый.
У. Дайте характеристику звуку [р
·]
Дети: Согласный, звонкий, мягкий.
в) Скороговорка:
Проворонила ворона воронёнка.
в) ИГРА: «Где спрятался звук?» ( Слайд № 6)
(дети называют появляющуюся картинку, объясняют где спрятался звук)
"Королевич Елисей, Постели постель скорей.Ты у месяца, соседа,Расспроси про все про это".Темной ночки ЕлисейДождался в тоске своей.Только месяц показался,Он за ним с мольбой погнался:"Месяц, месяц, мой дружок,Позолоченный рожок!..Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой?Я жених ей". – "Братец мой, –Отвечает месяц ясный, –"Не видал я девы красной..."
У.Королевич огорчен, не знает, что ему делать. Месяц советует ему не печалиться и спать ложится, а утром вновь пуститься в путь.
5. Знакомство с буквами Р,р.
(развесить букву по классу -дети ищут ее в классе, показ в кассах букв)Слайд № 7
У.- На что похожа буква Р, р?
Для чего нам нужна заглавная буква?
Дети: Писать имена собственные, начало предложения.
У. -Приведи примеры?
6. Работа с учебником.
У. Откройте стр.68-69 Русской азбуки.
Какая сказка Пушкина изображена на иллюстрации?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
(учитель читает отрывок из сказки стр.68)
У. Внимательно посмотрите иллюстрацию и найдите слова с буквой р
Составь предложение по картинке.
7. Чтение слогов, слов, текста.
Работа по группам:
1 группа - чтение слогов с доски: ра-ар ри-ир
ро-ор ры-ыр
ру-ур
2 группа- чтение слов с доски: Та/рас, Ни/на, ко/са
У. Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
Дети: Это имена людей. Они пишутся с большой буквы.
Фонетическая зарядка(Слайд № 8)
ИГРА: «Составь слово»(Слайд № 9 )
У. Наступило утро.Королевич утром встал.Ясный месяц так сказал:"Елисей, об ней, быть может,Ветер знает. Он поможет.Ты к нему теперь ступай,Не печалься же, прощай.Елисей, не унывая,К ветру кинулся, взывая:"Ветер, ветер, ты могуч,Ты гоняешь стаи туч...Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой,Я жених ее". – "Постой,Подскажу тебе дорогу,Коль потрудишься немного".
Слайд № 11
У. Сколько слов в первом предложении?
Дети: В этом предложении три слова.
У. Начертите схему этого предложения.
(Дети чертят схему на доске и в тетрадях для печатания.)
У.– Ветер рад, что вы справились с его заданием.
Отвечает ветер буйный:"Там, за речкой тихоструйной,Есть высокая гора,В ней глубокая нора;У горы высокий дуб,Там тебя, наверно, ждут".
8. Итог урока. Слайд № 12)
У. Тут откуда ни возьмись,Царевна наша появись,А мачеха исчезла куда-то."Всем спасибо вам, ребята!"Ведь без вас наша сказка могла бы закончиться по-другому.
У. С каким новым звуком познакомились на уроке?
Какой буквой обозначается этот звук на письме?
9. Рефлексия:
У. Кому понравился урок?
-Кто запомнил новую букву, научился читать слова и предложения с новой буквой и может научить другого поднимите розовую мордочку.
- Кому показалось трудно, поднимите зеленую мордочку.
15