План работы по экологическому воспитанию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №20» Советского района г.Казани
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора по ВР Директор гимназии
начальных классов _________Л.Р.Фатыхова _________Р.М.Арсланова
Пр №1 от _______2015г. « » _________ 2015 г. «_____» _______2015 г.
План работы по инновационному проекту
«Экологическое воспитание учащихся
в рамках участия в Международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»
(2015-2016 учебный год)
Воспитатель ГПД:
Айсина Н.М.
Пояснительная записка
Острота экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств . С раннего детства ребенок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. Он радуется, увидев распустившийся цветок, восхищается подвижными жучками и бабочками, быстро бегающими муравьями. С каждым годом открывает для себя новый мир. Поддерживая интерес ребенка к окружающему, взрослым следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Основываясь на приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром, необходимо формировать основы нравственно-экологической позиции младшего школьника за счет наблюдений различных состояний окружающей среды, первоначальных оценок деятельности людей, выполнения предложенных учителем правил поведения.
Что для этого нужно?
Во-первых, взрослые сами должны любить природу.
Во-вторых, показывать пример бережного отношения к природе.
В-третьих, привлекать детей к природоохранной деятельности.
Настоящий план работы является составной частью плана учебно-воспитательной в группе продленного дня и включает следующие направления:
- формирование экологической культуры;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- приобщение к практической деятельности по охране окружающей среды.
Цель : Развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры школьников.
Задачи:
- показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую значимость;
-дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.
- формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы- пробудить в детях стремление беречь природу как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества;- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности.- воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
В результате реализации плана по экологическому воспитанию младших школьников будут заложены основы сознательного отношения к природе, понимания взаимосвязи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от воздействия внешних факторов деятельности человека. Дети станут добрее, овладеют навыками ухода за растениями и птицами.
В результате массовых форм экологического воспитания учащиеся будут с удовольствием выполнять работы по благоустройству и озеленению улиц, помещений и территории школы.
Основным критерием эффективности экологического воспитания явится широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.
План работы.
сентябрь
1 Прогулка-наблюдение «Хозяйка Осень» 2 Сентябринка в гостях у ребят.Загадки о осени. Экскурсия «Красота вокруг нас»- фоторепортаж 3 Всемирный День Красоты. Чтение стихов о природе. Фотографии «Красота вокруг нас» (начало оформления фотостенда)
Уход за растениями на школьном дворе: уборка листьев, полив цветов .
4 День Байкала. Беседа «Интересные факты о Байкале» 5 Волшебница-осень.Беседа о сезонных изменениях в природе. Прогулка-фантазия.Осенний букет .
6 Прогулка-фантазия.Сбор природного материала. 7  22 сентября - Всемирный день без автомобилей. Беседа о загрязнении воздуха автомобилями. 8 Уголок природы. Поливка комнатных растений. 9 Экологическая игра «Лукошко грибника» Экологическая операция «Чистый двор» 10 Прогулка-задание.Определить виды деревье и кустарников вокруг нашей школы.Собрать гербарий. 11 Работа с бумагой. Аппликация из листьев.«Осеннее дерево» октябрь
1 Всемирный день защиты животных. Просмотр фильма о животных. 2 Уголок природы.Наблюдение за аквариумными рыбами. 3  16 октября - Всемирный день питания. Беседа о правильном питании «Винипух в гостях». Прогулка-практикум .Правила поведения на природе. 4 «В мире животных»- лепка из пластилина. 5 КВН «Мы друзья природы» ноябрь
1 Международный день энергосбережения.
Беседа «Что дарит нам планета» 2 12 ноября - Синичкин день .Акция «Покормите птиц»
(изготовление кормушек) 3 15 ноября -День вторичной переработки.Операция «Вторая жизнь упаковки». 4 Наблюдение за птицами .
5 Просмотр видеофильма «Зимние картинки».Конкурс рисунков. 6 День домашних животных. Мы и домашние животные. Кошка и собака -наши четвероногие друзья. декабрь
1 Здравствуй,зимушка-зима! Стихи о зиме. Прогулка-наблюдение «Художница Зима» 2 «Зимние зарисовки»- конкурс рисунков 3 11 декабря. Международный день гор.
«Горные пейзажи»- просмотр презентации.Конкурс рисунков. 4 Зимние картины, созданные словом и музыкой. (просмотр зимних пейзажей, прослушивание аудиозаписи музыкальных произведений). 5 Экскурсия-наблюдение за птицами. январь
1 Снеговичок. Познавательная беседа. 2 В гостях у радуги. Игра. 3 Викторина «Мир вокруг нас» февраль
1 В гостях у Лесовичка. Кто живет в лесу? 2 Уголок природы.Посадка лука. 3 Викторина «Лесные загадки» март
1  1 марта - День кошек в России .Конкурс на лучшее исполнение стихов,песни,рассказов о кошках. Беседа о правильном уходе за кошками 2 Уголок природы.Комнатные растения. 3 Что такое Красная книга ?Беседа. 4 21марта-Международный день леса. О чем поведал лесовичок. Что растет в лесу. 22 марта Всемирный день воды «Без чистой воды ни туды, и ни сюды»-беседа. 5 Викторина «В мире растений и животных» апрель
1 КВН «День птиц» . Прогулка-наблюдение «Птицы,что рядом с нами живут. 2 КВН «Времена года» 3 Веснянка знакомит с новыми растениями. 4 Экологическая операция «Чистый двор» 5 Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты» (День Земли). 6 День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах . Рассказ о Чернобыльской аварии 7 Праздник-игра «В гостях у Берендея» Прогулка-наблюдение «Как появляется листочек» май
1 День Солнца. Беседа «Чтобы солнышко светило» 2 Всероссийский день посадки леса. Беседа «Не оставляйте костер в лесу». Рисование листовок «Правила поведения в лесу»
3 В стране Мастеров. Лепка из пластилина животных. Прогулка-наблюдение « Удивительное -рядом» (о растениях) 4 Растения лечат. Беседа о лекарственных растениях. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям. 5 Прогулка-наблюдение «Мир насекомых» Литература:
1. Э.К. Гульянц и И.Я.Базик. Что можно сделать из природного материала. Zavuch. Info > uploads|medhodlib/2012/9/11/ rabochaja…
2. Банк педагогического опыта (http://www. edu.jar.ru/russian/) pedbank).3. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008
4. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007
5. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007
6. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003
7.Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
8.Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 1-2 классы / Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.-2-е издание, перераб.- М.: ВАКО, 2013