Конспект урока по Обучению грамоте ФГОС по теме: «Буквы Я, я обозначающие звуки [й’а]»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Анучино
Урок Обучение грамоте
Тема:
Буквы Я,я обозначающие звуки (й(а(
Провела учитель начальных классов:
Васильева Елена Александровна
Ноябрь, 2013 год
Предмет: Обучение грамоте (УМК «Школа России»)
Класс: 1- «А»
Место урока в теме: 28 урок в разделе «Букварный период»
Тема урока: Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
Тип урока: «Открытие» нового знания
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти.
Задачи: Знакомство с гласными буквами Я, я, обозначающими два звука; учить изображать данные звуки на звуковой схеме; воспитывать чувство любви к Родине, к людям.
Планируемые результаты (предметные): узнают, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука. Научатся: обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, вести учебный диалог, оценивать границы своего знания и незнания.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Буква я в начале слов и после гласных. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица.
Оборудование:
для учителя: проектор, ноутбук, слайд-презентация, набор букв, слоговые схемы, предметные картинки яблок, яблоневое дерево, лента букв, алфавит, карточка 4-х вариантов букв Я,я.
для обучающихся: сигнальные карточки, Азбука, тетрадь для печатания, ручка.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 2мин.
Приветствие обучающихся. Начинаем мы урок.Ни минуты не теряем.Будем мы читать, писать,Главное здесь не лениться,Наши гости посмотрят сейчас,Как ребята умеют трудиться.
У меня сегодня прекрасное настроение. Я хотела бы с вами им поделиться. И к дереву желаний прикреплю желтый кружок. А вы хотите поделиться своим настроением? Тогда выберите тот цвет кружка, который отражал бы ваше сегодняшнее настроение. Если вы бодры нет сомнений, то возьмите жёлтый, если вам грустно- зелёный, ну а если тревожно то выберите красный.
Приветствуют учителя.
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Смыслообразование (Я должен посмотреть...)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Волевая саморегуляция;
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3мин
– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране. Как называется наша страна? (Россия) слайд. С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)
– А что мы произносим? (звуки)
– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)
– На какие две группы делятся звуки русского языка? (гласные и согласные)
– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»). Докажите
– Назовите гласные буквы этого слова. (о и). Докажите.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафи),и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Ведение учебного диалога
Организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Умение выполнять последовательно в пробном действии.
3. Выявление причины затруднения
1мин.
Физ-минутка 2мин.
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва
.- Почему вы не назвали последнюю букву?
- Хотите с ней познакомиться?
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
Улыбнитесь. И за парту медленно садитесь.
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Анализ с опорой на знаковую запись.
Выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Осуществляют профилактику утомления
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Коллективное правильное выполнение движений.
Соотношение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксирование, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.
Принимают учебную задачу
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, средства). 3мин.
Организовать построение проекта изучения нового знания (с помощью учителя и наводящих вопросов):
Назовите тему цель урока. Как будем знакомиться с новыми звуками и буквами? С помощью чего?
Совершая путешествие по нашей стране вы узнаете все секреты этой хитрой буквы. В России очень ценятся яблоневые сады. Отвечая на вопросы правильно, вы сможете собрать богатый урожай. Помогать вам в этом будет девочка, которую зовут Рая.
Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
1. уч-ся ставят цель проекта (что является целью - тема).
2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)
3. уч-ся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Формулирование конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения
Проговаривание какие знания им нужны и чему научатся);
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
5. Реализация построенного проекта. 15мин.
Исследовательская работа:
- (слайд): Отгадайте загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки. (Яблоко)
- Молодцы, вы собрали первый урожай.
- (слайд) В чём хитрость звука? Проанализируйте отгаданное слово. Помощником вам будет учебник стр.111. А записывать ваши высказывания будем на доске с помощью, подскажите? Схемы.
-Произнесите слово по слогам. Сколько в слове слогов? Произносим с ударением. Произнесите звук первого слога. Какой он? Почему? Сколько слышите звуков? Докажите какие это звуки? Как отмечаем в схеме? На каком месте стоит эта буква, которая обозначает два звука?
Сделайте вывод.
Посмотрите яблоки созрели, но не все. Почему?
Проанализируйте ещё одно слово: Рая. Сколько в слове слогов? Назовите первый слог. Что это за слог? Каким цветом отмечаем в схеме? почему? Произнесите второй слог. какой он? Ск-ко слышите звуков? Назовите. Дайте характеристику этим звукам. Перед какой буквой эти звуки стоят? Сделайте вывод. Посмотрите яблоки все созрели. Молодцы вы собрали второй урожай.
Предположите, сколько букв понадобиться для обозначения этих новых звуков? В магазин придешь и видишь: Куча яблок на прилавке.И я подумала, друзья-Вот бы яблоку Две лапки,Вышла б сразу Буква Я. (демонстрация на доске букв 4-х вариантов) Как вы считаете на что она похожа? Для чего нужны 4 буквы?. Чем они различаются? Напечатайте их в тетраде
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение
звуко – буквенные схемы слов, печатание новых букв, сравнение и анализ 4-х видов букв.
Три.
(Йаааа(-гласн. поётся
(Йа(- два, согл., мягк.в слиянии с глас.
Зелен. Крас. Цветом. Первая.
Это гласный звук, он обозначается двумя звуками если стоит в начале слова.
Мы не до конца ответили на вопрос.
Два.
(Ра(
Слог –слияние син. красн. согл. тв и гласн
Гласн. Два. (йа(
-согл.мягк в слиянии с глас.
А. Это гласный звук, он обозначается двумя звуками если стоит после гласной.
Одна.
Гипотезы детей
Печатные и письменные
выдвинуть и обосновать гипотезы
Ведение учебного диалога
Вопросно-ответное общение
фронтально
Индивидуальная работа
выбор метода (частично – поисковый)
Практические навыки.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
5мин.
Физминутка
Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи ( в парах, фронтально).
-Прочитайте слоги-слияния друг другу (уч. Стр.111) Что вы заметили при чтении слогов- слияний?
Прочитайте по слайду в парах с нужной интонацией. (движение пары: встают, читают, садятся). Вывод: буква я в слиянии (слайд)
-Прочитайте слова. Почему некоторые слова записаны с большой буквы? Назовите их.
Перед вами карта нашей страны. Наша страна огромная. Кто мне назовёт самые главные слова страны? Как вы понимаете смысл пословицы: Всякому мила своя сторона. Предлагаю прочитать текст по предложениям. А теперь весь текст прочитает . Чего нет у данного текста? Озаглавьте. Вернёмся к началу урока. Анализируя наше первое слово вы столкнулись с проблемой. Напомните. Что теперь вы можете сказать о букве Я? 4 вопрос Раи (слайд). Вы смогли собрать весь урожай. Этот вывод есть у вас в учебнике на стр.111.
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
- согласные звучат всегда мягко
Имена. С большой буквы.
Зоя, Рая
Словарная работа: родина, Россия, Москва.
Вспомнили границы предложений.
Мы не знали букву и какие она обозначает звуки.
Чтение слогов слияний, слов. Предложений, текстов. Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Формулируют вопросы по тексту
Заголовка.
Повторение алгоритма, изученного нового способа действий.
Решение типовых заданий
Работа в парах, индивидуально, фронтально
Выполнение последовательных действий с проговариванием
Правило
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4мин.
Организация самостоятельного выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия. – Теперь, вы отправитесь в самостоятельное путешествие. Откройте стр.112. Что здесь изображено? Что это такое? Прочитайте слова и попробуйте самостоятельно определить количество букв и звуков. Совпадет или нет? Для проверки используйте наш алгоритм. Рефлексия (проверка по эталону на доске)
Применение нового знания в типовых заданиях.
Маяк. Предположения детей.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание нового типа
Работа над словами. Соотношение количества букв и звуков.
Осуществляют самопроверку по эталону
Индивидуальная
Планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Самопроверка по эталону
8. Включение в систему знаний повторение.
3мин.
Организация повторения учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Прочитаем текст. Как он называется? Я начну читать текст, а вы внимательно следите. По команде стоп, кто-то из вас продолжит его.
Дома придумайте вопросы к тексту для своего товарища. Они должны не только относиться к содержанию текста, но и к теме нашего урока. Помощником вам будет правило на стр.111.
Научиться использовать знания в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Чтение текста. Работа по содержанию рассказа
Ответы обучающихся на вопрос.
Фронтально, в паре.
Выявление границы применимости нового знания. Доведения его до уровня автоматизированного навыка
Повторить учебное содержание
9. Рефлексия универсальных действий на уроке. 2мин.
Организация фиксации нового содержания изученного на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
- С какой буквой вы сегодня познакомились? Сколько звуков она обозначает? Что понравилось вам на уроке? Как вы считаете, кто сегодня хорошо работал на уроке? Оцените. Изменилось ли ваше настроение? Вы хорошо сегодня поработали, собрали большой урожай. Каждый из вас постарался достичь такого результата. Спасибо за урок. Давайте попрощаемся с гостями.
Мы гостей сегодня ждали.Их с волнением встречали,Хорошо ли мы умеем. И читать, и отвечать?Не судите очень строго,Ведь учились мы не много.Приходите снова к нам,Рады мы всегда гостям!
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
Творческая работа.
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки
Алгоритм дальнейших действий
15