Разработка внеклассного мероприятия, театрализованное представление Книга мой спутник — мой друг.
«Книга – мой спутник, мой друг»
Открытие Недели детской и юношеской книги
Театрализованное представление.
Подготовила библиотекарь Цильке Алена РихардовнаЗдравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник - открытие Недели детской и юношеской книги! И посвящается она любимым книгам любимых писателей. Международный день детской книги отмечается ежегодно в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена, семь дней в конце марта вот уже пятьдесят пять лет в нашей стране называются Неделей детской книги, или “Книжкиными именинами”. Идея, ее воплощение весной военного 1943 года, да и само название книжного праздника принадлежали детскому писателю Льву Абрамовичу Кассилю.
" Книги - это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизировались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в ней записана та огромная атмосфера, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее, она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего. Итак, будем уважать книгу!" - это слова Александра Ивановича Герцена - русского писателя и философа.
Пусть эта книжкина неделя
Продлится до 9 марта,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие.
В этом нам помогут наши ребята.
«Книга – мой спутник, мой друг»
Открытие Недели детской и юношеской книги
Театрализованное представление.
Место проведения: актовый зал
Цель: 1. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книге.
2. Познакомить с историей создания книги.
3. Формировать уважительное отношение к книге
Действующие лица:
1. Сказительница - Анжела
2. Петька - Даша
3. Книголюб - Ирина
4. Ученый - Настя, Игорь
5. Книга-растрепа - Алина
6. Гришка - Денис
7. Библиотекарь - Катя
8. Кузя - Саша
9. Баба Яга - Паша
Плакаты:
«Книга – твой друг, береги ее»
«Кто много читает, тот много знает»
«С книгой жить – век не тужить»
АНЖЕЛА -_Сказительница: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на праздник, книжкины именины.
Эта книжкина неделя
Пролетит по всей стране.
Как предвестие апреля,
Как приветствие весне!
Книжек первые страницы
Вас встречают с первых лет
И несут нас точно птицы,
Облетая целый свет.
Под казахстанским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят!
Не словами, а на деле
Мы докажем, что поведет
Ваша Книжкина неделя
За собою книжкин год!
(оглядывается) Как у нас все красиво! Здесь живут книги и, конечно же, здесь много сказок. В некотором царстве, в некотором государстве, не в наших краях да во чужих землях живет да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету, беречь книги да блюсти порядок в библиотеках.
ДАША -_Петька: И как это он один всюду поспевает?!
(кричит с последнего ряда)
АНЖЕЛА_Сказительница:Не перебивай Петенька. Поспевает. Поспевает, да еще и нерадивых карает: книжки у них отнимает. И не один он: всюду его сопровождают две сестрицы – Аннотация и Иллюстрация. Да и сам Библиарий волшебным даром наделен: дотронется до книги, а она заговорит человеческим голосом, все как есть расскажет.
ДАША _ Петька: Сказки! Небылицы! А имена-то у сестриц – закачаешься! Умора! (кричит)
АНЖЕЛА_Сказительница:Древние имена, латинские. Аннотация – все о книге расскажет. Иллюстрация – все покажет.
Настя и Ирина, Игорь
(Входят Ученые (в черной мантий и черной квадратной шапочке с кисточкой, в руках – огромная книга) и Библиофил (в обычном костюме).Идут по сцене, разговаривая и не замечая Сказительницу.
ИРИНА_Книголюб: Ну, зачем вам, Ученому мужу, эта книга? Вы и так все знаете. А в моей библиотеке ей самое место.
ИГОРЬ_Ученый : Книга… Короткое и звучное имя. А древние греки ее называли медленно и торжественно «библиа». Место, где она хранилась, библиотекой. Хранителя книг – библиотекарем, а любителя и собирателя их – книголюбом.
Ирина_Книголюб: Я как раз и есть книголюб. Я люблю книги, давно собираю их и берегу как зеницу ока. И вот эту книгу давно я давно мечтал приобрести.
НАСТЯ_Ученый муж: Да, это книга особая – Антология. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов: от Ломоносова до Вознесенского.
ДАША-_Петька: Ух, ты! И что все стихи?
ИГОРЬ_Ученый муж: Кто это? О любопытный юноша, вам следует побывать в библиотеке, там вы узнаете много интересного.
ДАША-_Петька: Вот еще! Что я могу там узнать?
(В это время на сцену вбегает маленькая девочка-книга, она растрепана, на ее платье нашиты лоскуты бумаги с печатным текстом)
АЛИНА_Книга-растрепа: Ой, ой спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозится меня совсем разорвать!
(Библиофил заслоняет Книгу-растрепу, успокаивает ее. Появляется Гришка с гиканьем и свистом.) ДЕНИС-_Гришка: Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю. Всех заплюю.
ДАША-_Петька: Во-во! Хоть польза будет от этой макулатуры!
(Все заслоняют книгу. Быстро входит Библиотекарь. Все становятся на пути Гришки. Он останавливается, но полон решимости сделать задуманное и по инерции машет руками.) КАТЯ -_Библиотекарь: Гриша, что с тобой?! Зачем ты испортил книгу?
ДЕНИС-_Гришка: Подумаешь!
КАТЯ-Библиотекарь: А думать надо. Книга – это труд многих людей, это искусство.
ДАША-_Петька: Знаем, слышали! Книга – источник знаний!
ИГОРЬ_ Ученый : О, юноша! Я вижу, преисполнены неуважения к книге. А между тем, книга – это величайшая духовная ценность. Она дошла до нас через века, через войны и пожары.
НАСТЯ_ Ученый : Да, книга – это огромная ценность.
И относится к ней надо бережно.
Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг –
С тобой интересней
Бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем.
Я слышу тебя,
Я иду за тобой
Я к морю спускаюсь,
Я вижу прибой
С тобою дорога
Моя далека –
В любую страну
И в любые века.
Ты мне отвечаешь
На каждый вопрос,
Как Пешков Алеша
Родился и рос.
Какие он первые
Книжки читал.
Что в жизни он видел,
Как Горьким он стал.
Ты мне говоришь
Про дела смельчаков,
Про злобных врагов
И смешных чудаков
Ты учишь правдивымИ доблестным быть,
Природу, людей
Понимать и любить.
Тобой дорожу я,
Тебя берегу,
Без книги хорошей
Я жить не могу!
АЛИНА_ Книга - растрепа:
Вы обо мне? А вот и я!
Добро пожаловать, друзья!
Я рада видеть вас в гостях
На славных именинах.
Пусть здесь царит веселье, смех –
Места хватит сегодня для всех.
ИРИНА_ Книголюб: Устал я сегодня. Столько обошли. Но не это меня томит. Душа плачет, когда я вижу, как некоторые школьники обращаются с книгами. Вот видите, и в вашей библиотеке есть такие горе – посетители.
(Петька и Гришка расползаются в разные стороны).
ИРИНА_Книголюб: У меня в руках песенник. Это своего рода антология.
КАТЯ_Библиотекарь: Иди сюда, книжка-растрепа! Говори!
АЛИНА_Книга - растрепа: Человек идет нехоженой тропой,
Человек готов к опасности любой.
Сам себе дает приказ: «Назад ни шага!»
А с собой у него, вроде вовсе ничего –
Только песня, мечта да отвага.
КАТЯ_ Библиотекарь: Да это же антология детской песни!
АЛИНА_ Книга-растрепа: А давайте-ка все споем
Исполняется песня на мотив «Если с другом вышел в путь»
КАТЯ_ Библиотекарь: Много книг существует на свете. Но с какими из них мы встречаемся в самом раннем детстве, очень любим и не расстаемся до старости?
АЛИНА_ Книга-растрепа: Сказки!
КАТЯ_ Библиотекарь: Ребята! Давайте построим Дом сказки! Строительство будет волшебное. Нам не нужны кирпичи, глина, песок. Мы будем строить дом из загадок и интересных вопросов.
(Фонограмма «Много в мире сказок» появляется Домовёнок Кузя).
САША - Кузя: Ах, беда, беда, огорчение! Вот тетёхи, недотёпы, непонятливые! Дом строить начали, а главное забыли!
КАТЯ_ Библиотекарь: А что самое главное?
САША _Кузя: А то! Дом без хозяина – сирота. А у вас хозяин есть?
КАТЯ_ Библиотекарь: Мы сами будем в нем хозяевами.
САША_ Кузя: Эх, говорю же – невразумихи непонятливые! Настоящий хозяин в доме кто?
КАТЯ_ Библиотекарь: Кто?
САША_ Кузя: Домовой! А я кто? Домовёнок Кузя! Только беда у меня, огорчение! Бездомный я сейчас! От Бабы Яги сбежал, а другого жилища пока не нашел. Может, вы меня к себе хозяином возьмете?
КАТЯ_ Библиотекарь: Конечно, возьмем!
САША_ Кузя: Вот и славненько!
(Под веселую музыку на метле влетает Баба Яга)
ПАША_ Баба Яга: У-у-ух, догоню, проглочу, съем!
САША-Кузя: Ой, Баба Яга! Догнала все-таки!
ПАША-Баба Яга: Чадушко! Вот ты где! А бабуля за тобой приехала!
(ласково)
САША-Кузя: Вот еще! Не поеду я больше к тебе. Хватит, позимовал, чуть бабёнышем-ягёнышем не стал!
ПАША-Баба Яга: Да как же! Пропадешь ведь ты не пивши, не евши!
САША-Кузя: Не пропаду! Мне ребята Дом сказки построят, и сад-огород посадить помогут! А ты мешаешь тут нам!
ПАША-Баба Яга: Да что ты, что ты, не мешаю я вовсе! Я даже помочь вам могу, посоветовать. У меня опыт большой. Сколько трав-растений всяких знаю! Вот, к примеру, жимолость, её обязательно посадите, очень даже полезная. Или еще – волчье лыко. Уж до чего же красиво! Или вороньего глаза побольше. Это же экзотика…
КАТЯ-Библиотекарь: Ну что, Кузенька, стоит прислушаться к советам Бабы Яги?
САША-Кузя: Сомнительно мне что-то. Названия вроде бы красивые, а вот что за растения, кто его знает!
КАТЯ-Библиотекарь: Кузя, а ведь есть такие книги, из которых можно узнать все на свете. И про растения тоже.
САША-Кузя: Это что же за книги такие?
КАТЯ-Библиотекарь: Энциклопедии. Вот сейчас мы и узнаем, что нам предложила посадить Баба Яга.
(Берет энциклопедию и зачитывает о растениях, предложенных Бабой Ягой)
Жи́молость — род прямостоячих, вьющихся или ползучих кустарников.
Много видов жимолости очень часто разводятся в садах как красивые декоративные кустарники, хорошо пригодные для групп, аллей и беседок
left0Волчье лыко - это мелкий кустарник, маловетвистый, с желтовато-серой слегка морщинистой корой и прямыми стеблями. По форме очень похожи на цветки сирени — те же четыре лепестка, с нежным ароматом, напоминающим запах гиацинта. Но долго вдыхать этот запах нежелательно, так как он может вызвать головную боль.
Воро́ний глаз — род однодольных растений. В отличие от большинства однодольных, жилкование листа у вороньего глаза сетчатое, и число листьев у этого растения не кратно трём.
САША- Кузя: Ах, вот ты как! Отравить нас хотела! Совести у тебя нет!
ПАША-Баба Яга: Правильно, Кузенька, нет, и не было! Тем-то я, голубушка, и сильна, потому-то и беру верх над всеми!
САША-Кузя: А над нами не взять тебе верха! Убирайся отсюда!
ПАША-Баба Яга: Ах ты, чадушко неблагодарное! Ну, держись!
(колдует) Чуфырь, муфырь, держись богатырь!
(Кузя падает замертво)
КАТЯ-Библиотекарь: Что ты наделала, Баба яга?! Ну-ка, оживи немедленно Кузю!
ПАША-Баба Яга: И не подумаю! Теперь я в вашем доме хозяйкой стану. А вы мне служить будете. Если хотите, чтобы я Кузю оживила, выполняйте мои задания. Если я вас хоть разок похвалю, так и быть Домовенок ваш оживёт. Но только похвалы вы от меня не дождетесь.
КАТЯ-Библиотекарь: Это мы еще посмотрим. Давай твои задания. А вы, ребята, помогайте нам
(обращается в зал)
(Баба Яга дает отгадать кроссворд «Русские народные сказки»)
ПАША-Баба Яга: Бедная я, сиротинушка! Что же мне делать-то? Неужто мне хвалить их придется? Ни за что! Подумаешь, кроссворд разгадали
КАТЯ-Библиотекарь: Ну что, Баба Яга, мы с этим заданием справились, похвали нас!
ПАША-Баба Яга: Да что ты заладила: хвали да хвали вас. Грустно мне, тошно мне. Пусть твои ребята развеселят меня.
(Танец сказочных героев)
ПАША-Баба Яга: До чего же хороши! Развеселили от души!
КАТЯ-Библиотекарь: А, Баба Яга, не удержалась, похвалила нас!
ПАША-Баба Яга: Я не вас хвалила, а сказочных героев!
КАТЯ-Библиотекарь: Так это и были наши ребята, переодетые в сказочных героев.
ПАША-Баба Яга: Обман! Кругом обман! Не буду оживлять Кузьку!
КАТЯ-Библиотекарь: Это не честно! А Кузенька лежит, не дышит, ручкой-ножкой не колышет!
САША-Кузя: (вскакивает) Да разве ей со мной совладать? Она только тех заколдовывать может, кто её боится. А я, знаешь, какой храбрый, когда у меня столько друзей-защитников!
ПАША-Баба Яга: Бедная я, горемычная! Никому я не нужна! Сиротинушка я несчастная!
КАТЯ-Библиотекарь: Не огорчайся Баба Яга! Ты не одинока. И я докажу это.
(обращается в зал) Ребята! Назовите родственников Бабы Яги.
(Из зала ответы: Кикимора, Леший, Водяной, Кощей Бессмертный и другая нечистая сила.) ПАША-Баба Яга: Батюшки! Сколько же у меня родных и знакомых-то. Удаляюсь в турне по гостям!
(Баба Яга улетает на метле и теряет книгу.)
САША-Кузя: Подождите! Баба Яга что–то потеряла.
КАТЯ-Библиотекарь: Так это же книга из нашей библиотеки. Как же обошлась с ней Баба Яга? Книгу беречь надо. Она делает нас умнее, богаче, дает пищу и волнует чувства. Помогает понять себя и окружающих, учит жить.
(На сцену постепенно (когда говорят слова) выходят все участники)
АНЖЕЛА - Сказительница:В трудные минуты жизни и светлый свой час человек неразлучен с книгой: она помогает ему укрепить веру в себя, в торжество разума и справедливости, придает ему силы, уверенности. Книги не молчат. Они наши самые умные и задушевные собеседники.
ИРИНА-Книголюб: Книги, книги! Волшебною силой влеком,
Я читал и смеялся, и плакал тайком.
Те ребячьи года я в душе берегу,
Никогда, никогда позабыть не смогу.
ДАША-Петька: Позволь же, преклонив колени,
Отдать дань почести тебе, отправить за тебя моленье
Всевышнему, позволь и мне.
Тебе, о милости источник,
О Ангел бурных наших лет,Сим скромным поздравленьем
Мы шлем всеобщий наш привет!
Сия тебе единой слава,
О книга! Принадлежит.
И школа наша – твоя держава –
О, как тебя благодарит
Воззри на головы высоки,
Учеников глаза широки,
Где мысль и знание течет,
Богатство в оных потаенно
С книгой будет откровенно
Что щедростью твоей цветет.
Тебе, о книга, лишь пристойно
Свет изо тьмы творить
И если отзовется кто–то недостойно,
Про «тьму» не будет говорить
Живи же, книга, вечно-вечно
И будь опорою для нас!
ДЕНИС-Гришка:
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок.
Былин и преданий
В мир жизни реальной
Мир науки и знаний
ИГОРЬ-Ученый :
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
САША-Кузя:
Книги им помогают
Красоту постигать
Как прекрасное видеть.
Как его передать,
И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти Золотое сеченье.
ПАША-Баба Яга:
Мудрость книжкиных страниц –
Это жизни уроки
О дне настоящем
И о наших истоках.
Они побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать –
О потомках далеких.
АЛИНА-Книга-растрепа:
В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей –
Наших дедов, отцов
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить,
Так давайте же будем
Их беречь и хранить.
(Песня Назгуль на мотив «Если у вас нету тети»)
Ведущий: Впереди у нас целая Неделя. И программа этой недели будет очень разнообразна и насыщенна. Вы сможете принять участие в конкурсе «Отгадай кроссворд», в конкурсе рисунков «С волшебной кисточкой по сказкам» в викторинах, посетить урок презентацию «История книги», «Подружись с хорошей книжкой». Принимайте участие в конкурсе «Любимая книга». Вам нужно рассказать о своей любимой книге. Правила конкурса, кроссворды вы увидите в коридоре. Спасибо всем за внимание!