ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (новая редакция)


ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с п.3 ч.1 ст.11, п.10, 10.1, 11, 12 ч.3 ст.28 Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в МБОУ «Широковская школа» Симферопольского района Республики Крым (далее - Школа), личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Положение определяет порядок оценки деятельности обучающихся на ступени начального общего образования Школы по различным направлениям с помощью формирования комплексного портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающегося (далее - Портфолио).
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения в Школе.
Учет индивидуальных образовательных достижений обучающихся – часть внутренней системы оценки качества образования.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, внеурочной деятельности, в ходе освоения дополнительных программ, а также творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Способствует развитию осознанного обучения, умений само- и взаимооценивания, нацеливает обучающихся на саморазвитие, самообразование.
На ступени начального общего образования портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки карты его представления при переходе на вторую ступень обучения.
Цели и задачи составления ПортфолиоЦель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, оценить готовность к обучению в основной школе.
Задачи:
- привитие обучающемуся первичных навыков самооценки;
- привлечение внимания родителей к достижениям ребенка;
- вовлечение родителей к сотрудничеству с учителем и самим обучающимся;
- поддержание и стимулирование учебной мотивации обучающихся;
- формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную
деятельность;
- определение возможностей для успешной социализации обучающихся;
- формирование умений и навыков проектирования, самопрезентации своей деятельности.
2. Структура и содержание портфолио обучающегося
Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.
Портфолио обучающегося может быть представлено в виде папки-накопителя. Допускается использование портфолио с печатной основой.
Структура портфолио на ступени начального общего образования включает в себя четыре раздела: титульный лист, портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов и представляет собой сборник проверочных и творческих работ, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье) и фиксируют недостатки, что позволяет ему самому определять цели своего дальнейшего развития.
Разделы портфолио на ступени начального общего образования определяет классный руководитель совместно с обучающимися. Примерные разделы портфолио: «Мой мир», «Моя учеба», «Моя общественная работа», «Мое творчество», «Мои впечатления», «Отзывы и пожелания».
«Мой мир» включает в себя:
-титульный лист (Ф.И.О. обучающегося, полное название Школы, класс, контактная информация и фото обучающегося (по желанию родителей и обучающегося);
- личные данные о себе, информация о семье, о друзьях;
- информацию, помогающую обучающему проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений.
В начале 1 класса дается краткая информация о самом себе (заполняется вместе с родителями).
«Моя учеба» (портфолио документов) включает в себя:
Документы, подтверждающие образовательные результаты (копии табеля, похвального листа, грамот за высокие достижения по отдельным учебным предметам и т.д.).
Критерии оценки индивидуальных учебных достижений:
- за табель – количество баллов = среднему арифметическому отметок;
- похвальный лист – 5 баллов;
- за каждую грамоту – 3 балла.
2.5.2. Документы, подтверждающие результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня (дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.).
2.5.3. Документы, подтверждающие результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня (дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.).
2.5.4. Документы, подтверждающие спортивные и художественные достижения (дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.).
2.5.5. Документы, подтверждающие участие в военно-патриотических мероприятиях (дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.).
Ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений определяется согласно Приложению 1.
«Моя общественная работа» (портфолио документов) включают в себя:
Аналитические материалы по поручениям, выполняемым обучающимся, как на уровне класса, так и на уровне школы;
Материалы по итогам участия в различных социальных проектах;
Документы, подтверждающие участие в общественной жизни класса, школы. Органов школьного самоуправления (копии отчетов о мероприятиях, протоколов заседаний, мониторинга участия в мероприятиях и т.д.).
Критерии оценки индивидуальных учебных достижений:
- выполнение разовых поручений – по 0,5 балла;
- активное участие в общественной жизни класса (участие в самоуправлении класса) – от 1 до 5 баллов;
- активное участие в общественной жизни школы (подтверждается классным руководителем через мониторинг участия в мероприятиях либо через протоколы заседаний органа самоуправления школы) – от 3 до 10 баллов.
«Мое творчество» (портфолио работ):
Совокупность различных творческих, исследовательских, проектных работ обучающихся, материалы, подтверждающие участие в различного рода кружках, секциях, изучение курсов по выбору и т.д.:
2.7.2. Фотоматериалы творческих работы обучающихся, работы если это возможно;
2.7.3. Фотографии с конкурсов, мероприятий и т.д.
2.7.4. Публикации в журналах, сборниках и т.д.
Оценка данного раздела осуществляется по 5-ти бальной системе.
2.8. «Мои впечатления» (портфолио работ):
- сочинения по итогам мероприятий, экскурсий, кульпоходов и т.д.;
- фотоколлажи по итогам мероприятий, экскурсий, кульпоходов и т.д.
2.9. «Отзывы и пожелания» (портфолио отзывов ):
2.9.1. Характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, психологами, одноклассниками, представителями общественности, анализ самим обучающимся своей деятельности.
2.9.2. Данные входной и выходной диагностики УУД во всех классах (сами работы и их систематизированные результаты).
2.9.3. Показатели предметных результатов (работы, таблицы предметных результатов).
2.9.4. Стартовая диагностика по предметам.
2.9.5. Итоговые стандартизированные работы (проводятся в конце 4 класса).
2.9.6. «Лист самооценки о предметам» (заполняет сам обучающийся).
Критерии оценки индивидуальных учебных достижений:
- отзывы с положительной оценкой деятельности обучающегося со стороны педагогов дополнительного образования, учителей-предметников - по 1 баллу;
- рецензия на выполнение научно-исследовательской работы - от 2 до 5 баллов и т.д.
Начиная со 2 класса обучающийся проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно».
Самооценка проводится в разное время (в конце четверти или года), на любом этапе обучающийся имеет право убрать материалы, если, по его мнению, они перестают быть достижением учащегося, кроме обязательных материалов. Самооценка представляется в разных формах (рисунок, текст и т.д.).
В конце учебного года учитель помещает диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов).
В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению обучающихся и родителей с правилами работы с портфолио – 1 четверть учебного года.
Ведение портфолио рекомендуется каждому обучающемуся и предполагает представление отчета по процессу его образования, образовательным результатам как по итогам учебного года, так и по итогам каждой ступени обучения, обеспечивает отслеживание его индивидуального прогресса, демонстрацию его способностей практически применять свои знания и умения.
По итогам обучения на начальном этапе образования проводится комплексная оценка «Портфеля достижений». Обязательные материалы: контрольные по предметам, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности. Материалы, которые пополняются обучающимся, оцениваются по той же шкале уровней успешности, самими обучающимися. На основе обеих оценок результаты систематизируются в виде выводов.
3. Функциональные обязанности участников образовательных отношений по внедрению технологии портфолиоПополняет и оценивает портфолио прежде всего сам обучающийся. Учитель пополняет обязательную часть портфолио, и обучает порядку пополнения основным набором материалов и их оценке по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно».
3.1. В формировании портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог (если таковой есть), педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители.
3.2. Классный руководитель:
- несет ответственность за организацию формирования портфолио. систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием;
- оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио;
- проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;
- осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
- осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения портфолио;
- обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
- оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
- организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение;
- по собранным материалам один раз в год суммирует баллы по каждому разделу и вносит их в итоговый документ "Сводная ведомость" на каждого обучающегося (приложение 1);
- в конце учебного года вносит результаты оценки Портфолио обучающихся в "Сводную ведомость класса";
- сводную ведомость утверждает у руководителя Школы и сдает в Комиссию по портфолио для подведения итогов и формирования рейтинга обучающихся.
3.3. Обучающиеся:
- осуществляют заполнение портфолио;
- оформляют в соответствии с утвержденным порядком структуры папки;
- при этом соблюдают систематичность и регулярность ведения портфолио, отвечают за достоверность сведений, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления, эпиграфа;
- могут презентовать содержание своего портфолио на классном собрании, Совете школы, родительском собрании, педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции.
3.4. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования:
- проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;
- предоставляют обучающимся место деятельности для накопления материалов в портфолио;
- организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов;
- разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;
- проводят экспертизу работ по предмету;
- пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
3.5. Педагог-психолог, социальный педагог (если имеется):
- проводят индивидуальную психодиагностику;
- ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу;
3.6. Комиссия по портфолио:
- в начале учебного года назначается приказом по школе;
- разрабатывает проекты локальных нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение и использование Портфолио;
- организует по созданию и внедрению модели Портфолио;
- определяет формы взаимодействия обучающихся, учителей, родителей и других суъектов образовательных отношений при составлении Портфолио;
- определяет критерии оценки (вносит изменения при необходимости) по различным видам деятельности;
- по результатам итогового балла Портфолио определяет рейтинг обучающихся Школы.
3.7. Администрация образовательного учреждения:
- разрабатывает и утверждает нормативную базу, обеспечивающую ведение портфолио;
- организует и руководит работой комиссии по портфолио;
- распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
- создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
- осуществляет общее руководство деятельности педагогического коллектива по реализации технологии ведения портфолио в практике работы образовательного учреждения;
- организует работу по реализации в практике работы школы технологии ведения портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
- осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии ведения портфолио в образовательном процессе;
3.8. Родители обучающегося участвуют в формировании и пополнении портфолио.
4. Принципы составления портфолио обучающегося:
4.1. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
4.2. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей;
- целосность и эстетическая завершенность представленных материалов;
- наглядность.
4.3. Комиссия по портфолио обязана:
- соблюдать принцип добровольности при сборе документов и формировании портфолио;
- обеспечить помощь обучающемуся при формировании портфолио (при этом сбор материалов проводится лично обучающимся);
- не допускать игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.;
- не допускать формализации при сборе портфолио;
- не завышать требования к внешнему оформлению портфолио;
- не переоценивать "удельный вес" портфолио в системе оценивания обучающегося.
4.4. Портфолио имеет накопительный характер: во всех разделах портфолио информация располагается по годам обучения, т.е. каждый год информацию за предыдущие годы обучающийся не удаляет, а дополняет информацией за текущий год (кроме материалов портфолио работ).
4.5. Каждый элемент портфолио должен датироваться для отслеживания динамики учебного процесса.
4.6. Не следует подменять портфолио обязательной характеристикой классного руководителя или педагогического совета Школы.
5. Презентация Портфолио обучающегося Школы
5.1. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.
5.2. Обучающийся может представлять содержание своего Протфолио на классном собрании, на родительском собрании, выставках, конкурсах.
5.3. Итоговый балл портфолио по результатам обучения на соответствующей ступени образования определяется как совокупный балл по всем видам деятельности обучающегося.
5.4. на основании итогового балла выставляется рейтинг выпускников на ступени начального общего образования образовательного учреждения.
Локальный акт действует до момента замены его новым.