Кружковая работа как метод реализации географического направления краеведения в школе
Кружковая работа как метод
реализации географического направления краеведения в школе
Формирование личности обучающегося это процесс многогранный и одной из важных граней этого процесса является привитие любви и уважения к своему Отечеству, области, району, городу, школе. Любовь к родному краю, следует понимать в широком социальном аспекте.
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное – историческое, литературное, библиотечное и т.п. вплоть до археологического. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии, так как объект и методы изучения географии и краеведения совпадают.
Работу по исследованию родного края выполняют члены краеведческого кружка во главе с учителем. Основная задача членов кружка юных краеведов школы – изучение родного края (города) и сбор материала о нем, чтобы впоследствии можно было использовать этот материал на уроках географии.
Члены кружка разделены на несколько групп и каждой группе дано задание по плану, который спланирован и ведется так, чтобы в конце учебного года он был завершен.
За два года членами кружка была проделана следующая работа, как определение географического положения района, изучение климатических условий и почвенного покрова района, водных ресурсов района.
Методы изучения природы края.
Первая группа краеведов определяла географическое положение района.
Прежде всего, им надо было определить географическую широту и долготу своего населенного пункта. С помощью эклиметра узнают угол, с которого видна Полярная звезда. Этот угол и будет являться географической широтой местности. На школьном дворе проводим линию местного меридиана, так как с ее помощью узнаем местное солнечное время, а затем и географическую долготу.
Работу по определению направления местного меридиана начинают за час или полчаса до полудня. На открытом месте школьного двора вбивают шест высотой 1 метр, затем при помощи веревки проводят вокруг шеста с северной стороны полуокружность радиусом, немного меньше, чем тень от шеста. В полдень тень от шеста становится короче. На месте касания тени от шеста с проведенной полуокружности вбивают колышек. После полудня тень начинает удлиняться и опять, только в другом месте, касается полуокружности. В этой точке вбивают второй колышек. Затем точки на полуокружности, обозначенные колышками, соединяют прямой линией. Через его середину к шесту проводят направление полуденной линии. Ее и обозначают на местности. На второй день, когда тень от шеста совпадает с направлением полуденной линии, ставят стрелки своих часов на 12 часов. Это и есть местное солнечное время. Оно значительно расходится со временем, по которому мы живем и им пользоваться нельзя, чтобы не получилось неразберихи.
Климат района.
Вторая группа учащиеся под руководством учителя вели метеорологические наблюдения. Определяли направление ветра. Определение направления ветра велось с помощью компаса и легкой полоски бумаги на каждом исследуемом участке. По недельным наблюдениям составлялись «розы ветров» для определения преобладающего направления ветра осенью, зимой и весной. Наблюдения показали, что осенью преобладает западное и северо-восточное направление. Северо-западное и северо-восточное направление ветра наблюдалось зимой. Весной приходят циклоны с юга и ослабляют влияние Сибирского антициклона. В марте преобладают северное, северо-западное, северо-восточное и юго-западное направление ветра. Что и было отражено в графиках. Результаты этих исследований были использованы в написании научной работы «Изменение масштабов загрязнения окружающей среды автотранспортом в районе КГУ «Средняя школа №10». Данная работа была рекомендована на участие в областных соревнованиях научных проектов, где заняла 3 место.
Школьникам, которые исследуют почвы, было предложено определить механический состав и кислотность почв.
При изучении механического состава почв брали образцы почв с огородов, с пришкольного участка, поймы реки Шортанды с глубины 20-25 сантиметров и весом 100 грамм. Далее рассыпали ее тонким слоем на противне и помещали в печь на ночь. Утром, при взвешивании почвы, узнали, сколько было в ней воды. Содержание гумуса в ней определяли следующим способом – просушенную почву прокаливали на медленном огне до тех пор, пока из нее перестанет выделяться дым, и снова взвешивали, так мы узнали, сколько в ней было перегноя.
Мутность воды определяли следующим методом, всю почву ссыпали в банку с водой и хорошо взболтали, как только песок осел на дно, слили мутную воду и налили чистую и снова взбалтывали. Это повторяли до тех пор, пока вода перестала мутнеть. После их фильтрования на фильтре остались частички загрязнителей: мелкий песок и имелся характерный запах естественного происхождения – перегноя. Оставшийся песок в банке сушили и взвешивали. В результате такого анализа выяснили, сколько в данной почве было воды, перегноя, песка и глины в граммах. Результаты: песчаные почвы в пойме реки составляют – 51-80 грамм, суглинистые – 31-40 грамм, глинистые – 6-10 грамм. На пришкольном участке - песчаные почвы составляют – 5-8 грамм, суглинистые – 11-30 грамм, глинистые – 16-30 грамм. В огородах - песчаные почвы составляют – 12-18 грамм, суглинистые – 21- 30 грамм, глинистые – 3-7 грамм.
Для определения кислотности почвы в пробирку засыпали исследованную почву и заливали раствором хлористого калия, после взбалтывания содержимое пробирки пропускали через бумажный фильтр. В полученный раствор добавляли 4-5 капель индикатора. Если раствор розовый, то почва кислая, если раствор желто-зеленый, реакция почвы нейтральная, при синем растворе реакция почвы щелочная.
Учащиеся, следующей группы исследовали внутренние воды. Запах воды определяли с помощью обоняния, неглубоко вдыхая воздух, определяли характер и интенсивность запаха. Интенсивность запаха определили по пятибалльной системе. 0 баллов - запах не ощущается, 3 балла - легко замечается, 5 баллов – запах отчетливо ощущается.
Кислотность воды взятой на контрольных точках (река, искусственное озеро, водоем в районе садового общества «Строитель»). В пробирки налили по 12 мл анализируемой воды и в каждую пробирку опускали лакмусовую индикаторную бумагу. Окраску индикаторной бумаги сравнивали с контрольной шкалой, выбирая ближайший по характеру окраски образец шкалы.
Для выявления фитотоксичности воды в качестве тест – культуры был использован репчатый лук, так как у этого растения очень удобные для измерений и наблюдений линейные характеристики листьев и корневой системы. В качестве растворов использовались пробы воды с контрольных точек. Лук выращивался на подоконнике в течение 20 дней.
Сравнивая значения измерений тест-культуры лука, произраставшего в растворах проб воды, можно сделать вывод, что лучшими условиями произрастания тест-культуры характеризуется раствор воды взятый в реке, затем вода с водоема в районе садового общества «Строитель», и худшие условия в районе искусственного озера в центре города.
В конце учебного года, по окончании работы кружка юных краеведов, когда уже собраны интересные материалы, целесообразно поместить их в школьный краеведческий музей.
Кружковая работа обладает такими качественными и количественными параметрами, которые, в конечном итоге, определяют ее уникальность по сравнению с другими формами работы. Ученики применяют на практике приобретённые знания, закрепляют их и переводят в навыки.
Усиление краеведческой составляющей образования, особенно, если оно осуществляется на базе школы, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.
Разнообразная работа на базе кружка помогает школьникам овладеть навыками познания природы малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, а следовательно - быть достойным гражданином своей Родины.
Использованная литература
1. Бейсенова А.С. Исследование природы Казахстана, Алма-Ата, «Казахстан», 1979г.
2. Бейсенова А.С. Физико-географическое исследование Казахстана, Алма-Ата, «Казахстан», 1982г.
3.Астапков А.Ф., Зубарева С.М., Смазнова В.М. Физическая география Костанайской области (учебное пособие для 8 класса средней школы). Костанай, 2002.
4. Бороздинов Н.М. Как организовать краеведческий музей в школе. «География в школе», 1961, № 6.
5. Герасимов В.П., Огризко З.А. Краеведческие музеи и школа. М., Изд-во НИИ музееведения, 1966.
6. Элькин Г.Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972.
7. Ершов В.П. Школьный краеведческий музей. «География в школе», 1970, № 2.
8. Пчельников Т. С. Каждой школе — краеведческий музей или уголок. «География в школе», 1965, № 5.
9. Сергеев И. С. Школьный краеведческий музей. «География в школе», 1968, № 2.
10. Максимов Н.А. Методическое пособие по физической географии. Изд.3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.
11.Строев К.Ф. Краеведение. Учеб. пособие для студентов естеств.-геогр. фак. ин-тов. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Просвещение», 1974.
12. Атлас Казахстана, Алма-Ата, «Казахстан», 1991.