Инновационный проект Рефлексивно-инновационная обучающая среда в школе – необходимое условие для успешной профессиональной самореализации учителя
Инновационный проект
Рефлексивно-инновационная обучающая среда в школе – необходимое условие для успешной профессиональной самореализации учителя
Школу меняет учитель
Малколм Барбер
Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы, новые учебники. Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Казахстан -2050», предъявляют новые требования к современному учителю. Современный учитель- это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники. Это учитель, умеющий создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.
Эффективная жизнедеятельность в современном обществе подразумевает соответствующее развитие личности: наличие способности к осуществлению и координации различных видов деятельности и себя в них. Это означает необходимость переосмысления учебной и воспитательной целей образования в направлении от усвоения знаний, умений и навыков к созданию педагогических условий для формирования таких «компетентностей» учащихся, которые обеспечивали бы их готовность к личностному, профессиональному и социальному самоопределению в изменяющихся условиях поликультурного взаимодействия.
На современном этапе общественного развития изменились подходы к оцениванию роли личности педагога, да и сам педагогический - образовательный и методический – процесс приобрел такие новые качественные характеристики, как коммуникативность, рефлективность, диалогичность и другие. В условиях инновационных изменений в системе образования, обусловленных переходом от традиционно-знаниевой парадигмы к гуманитарной, необходимо создание такой системы методической работы, которая бы отвечала запросам своего образовательного учреждения, учитывала сложившиеся в нем условия, способствовала переходу работы на качественно более высокий уровень организации и управления в целом.
Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений у учителя должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и коллективная вера в их способность улучшить образование детей. Нельзя преобразовать современную школу без учителя, думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях. Поиск педагогами и педагогическим коллективом новых оригинальных путей решения актуальных проблем образовательной практики воплощается в проявлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта.
Неоспорим тот факт, что успехи в развитии образования напрямую зависят от качества педагогических кадров. Сегодня необходима новая модель повышения квалификации, при реализации которой учитель становится активным субъектом планирования, реализации и оценки процесса повышения квалификации; учитывается потребность школы как системы и процесс обучения максимально интегрирован в профессиональную среду; процесс повышения квалификации является непрерывным, длительным по срокам, сопровождаемым систематической помощью и поддержкой высококвалифицированных специалистов и строится на основе совместного решения проблем.
Создание условий для профессионального роста педагогов в школе требует разработки и внедрения эффективной целостной системы адекватных управленческих технологий .
Анализируя состояние методической работы в школе по повышению профессионализма учителей ,было выявлено ,что система профессионального образования в школе медленно перестраивается. Педагогический коллектив школы разнообразен по своему уровню профессионального развития. Часть учителей активно осваивают новые технологии обучения, реализуют исследовательские проекты, достигают хороших результатов обучении .Другие имеют негативную установку к педагогическому творчеству и сегодня не готовы к преобразованиям в собственной педагогической деятельности. Третьим требуется поддержка профессиональных инициатив в процессе повышения квалификации . Отсутствие непрерывной обучающей среды в школе для профессионального развития и творческого самовыражения учителя- это одна из основных проблем школы. Для этого необходимо создать условия для появления у педагогов внутренней установки на собственное развитие.
Поэтому возникла необходимость управленческой команде организовать индивидуальный подход к деятельности каждого педагога школы. Управлять процессом развития всегда сложно. Решение этой проблемы мы видим в реализации в педагогическом коллективе модели обучения учителей. Мы разработали инновационный проект по созданию обучающей профессиональной среды .Тема данного проекта « Рефлексивно-инновационная обучающая среда в школе – необходимое условие для успешной профессиональной самореализации учителя» актуальна для нашего коллектива и тесно взаимосвязана с такими идеями Уровневой Программы , как развитие личностных качеств учителей и их профессиональной компетентности. Данный проект направлен на организацию непрерывного обучения и профессионального развития педагогов, на формирование их индивидуального стиля педагогической деятельности, на повышение методической, психологической, исследовательской, технологической культуры. Реализация инновационного проекта выводит учителя на новый уровень развития, самоактуализации, позволит быть успешным в профессиональной деятельности.
На данном этапе Управленческая команда школы прошла курсы руководителей -директор школы,1и 2 уровни -два заместителя директора по УВР,1 уровень- два руководителя методобъединений
Цель проекта: создать условия для непрерывного творческого саморазвития и рефлексии педагогов, их профессионального роста.
Задачи проекта:
- совершенствовать систему управления образовательным процессом
- научить инновационным формам работы на уроке и во внеурочное время
- разработать и внедрить программу обучения учителей в школе
-организовать работу по саморазвитию и рефлексивному анализу профессиональной деятельности каждого учителя
-использовать новые формы взаимодействия педагогов школы в профессиональных сообществах
Гипотеза:
Создание эффективной обучающей среды в школе позволит внедрить и освоить идеи программы уровневых курсов, улучшит формы профессионального взаимодействия между педагогами района и повысит качество обучения учащихся
Планируемые результаты
Критерии оценки
1.Создана программа обучения учителей в школе по изучению семи модулей
1.Наличие программы, доведение ее до коллектива.
2.Мониторинг обученности учителей
3.Результаты тестирования
2.Создана эффективная обучающая среда в школе
1.Наличие фокус групп обучающихся учителей
2. Проведение коучингов не менее 2-х раз в месяц
3. Налаженная система менторинга
4.Мониторинг применения новых подходов учителями
3.Организована работа тьюторской поддержки учителей .
1 Реализация программ саморазвития педагогов
3 Создание банка диагностических материалов по профессиональному развитию педагогов
1Наличие анкет ,тестов по изучению профессионального и личностного развития педагогов.
4.Организована трансляция опыта инновационной деятельности педагогов школы
Наличие размещенных материалов на сайте.
5.Организоано взаимодействие учителей в профессиональных сообществах .
1.Увеличилась оперативность обмена информацией, ее содержательность и открытость.
2. Появление и востребованность новых форм взаимодействия.
6. Рост педагогического мастерства
Динамика участия в профессиональных конкурсах, исследовательских проектах, конференциях.
7. Повышение качества знаний.
Показатели успеваемости
Ресурсное обеспечение:
1 Кадры:
Балтабаев Марат Жумагулович –директор школы (Уровневые курсы для руководителей образования)
Утепова А.Б –зам.директора по УВР(Уровневые курсы -1 уровень)
Мусайбекова Г.К – зам.директора по УВР(Уровневые курсы -2 уровень Шайзада Майрагуль-руководитель методобъединения (Уровневые курсы -1 уровень)
Сейтмаганбетов А.Н-учитель географии (Уровневые курсы -1 уровень)
Жолдасбаева Л.К-учитель начальных классов(Уровневые курсы -1 уровень)
Кошманова Н.К-учитель физики(Уровневые курсы -1 уровень)
Ахметова Б.И-учитель казахского языка(Уровневые курсы -1 уровень)
Шарипова Ж.Х- учитель начальных классов(Уровневые курсы -2 уровень)
Еслямова М.С- учитель начальных классов(Уровневые курсы -2 уровень)
Педагоги школы
2 Материальные ресурсы:
1 Научно-методическая литература
2 Учебные кабинеты, компьютерный класс.
3 Оргтехника
Функциональные обязанности организаторов проекта:
Балтабаев М.Ж - руководитель проекта . Организует общее руководство по реализации проекта, ведет контроль за работой участников проекта, координирует взаимодействие с социальными партнерами, обеспечивает выполнение задач проекта.
Утепова А.Б. –. Организует работу участников проекта,тьюторское сопровождение повышения профессионализма педагогов, оказывает методическую помощь в создании программ профессионального развития.
Мусайбекова Г.К - организует обучение учителей школы семи модулям Программы, организует мониторинг личностного и профессионального роста учителй, оказывает методическую помощь педагогам в создании программ саморазвития.
Майрагуль Шайзада - организует техническое сопровождение при организации семинаров, печатных материалов по реализации проекта.
Осуществляют обучение коллег(коучинги,менторинг, семинары) и тьюторское сопровождение:
Сейтмаганбетов А.Н,Жолдасбаева Л.К,Кошманова Н.К, Ахметова Б.И,
Шарипова Ж.Х,Еслямова М.С-
Этапы и сроки:
1.Подготовительный этап -2013г
2.Организационный- 2014 сентябрь-декабрь
3.Основной 2015 январь-декабрь
4.Аналитический- 2016 г январь
План-график реализации проекта
Наз Название этапа
Задачи
Мероприятия
Результаты
Подготовительный
Цель: Определение уровня профессиональной компетентности педагогов
1 Обсудить и скоординировать действия по реализации проекта с участниками
Совещание с участниками
проекта, анкетирование учителей
План работы
2 Сформировать банк диагностических материалов для изучения профессионально личностного развития педагогов
определение потребностей и осознание необходимости изменения своей прежней деятельности
Формирование «карты развития » педагогов,
Результаты мониторинга
Организационный
Цель:Организация непрерывной системы повышения профессиональной компетентности учителей
Сформировать фокус группы для обучения в школе
Создать профессиональные сетевые сообщества учителей внутри и вне школы
Совещание с участниками
проекта,
Распределение обязанностей между участниками проекта
Наличие фокус групп
Планов обучения
Наличие сетевых сообществ и планов их работы
Основной
Цель: Систематизировать работу по обучению и профессиональному взаимодействию учителей.
Организовать работу фокус групп
Коучинги
Менторинг
Семинары
Конференции
Пед.чтения он лайн консультации
Планы коучингов,
менторинга
Создать систему тьюторской поддержки педагогов в своей школе и в других.
1Консультирова
ние учителей по итогам диагностики
2 Выбор форм тьюторской поддержки
3 Определение построения этапов новой деятельности.
План осуществления тьюторской поддержки
Разработать программу профессионального саморазвития педагогов
Семинар « Как разработать программу профессионально-личностного развития»
Программа
Профессионально-личностного развития
Организовать контроль и мониторинг обучения учителей.
Посещение коучингов,семинаров и уроков обучаемых учителей
Мониторинг успешности обучения
Аналитичес
кий
Цель:Рефлексивный анализ, планирование дальнейшего развития
Проанализировать выполнение целей и задач проекта
Анализ проведенных работ
2 Анализ руководителем и учителем нового опыта
3 Проектирование дальнейших действий
Аналитическая справка
Презентация и творческий отчет по реализации проекта
Мониторинг результативности проекта.
1 Рост профессионального мастерства педагогов. Диагностика профессионального и личностного роста.
2. Увеличение доли инновационных направлений деятельности школы, увеличение числа педагогов- новаторов
3.динамика участия и результативности педагогов в профессиональных конкурсах, конференциях, проектах
4 Динамика участия и результативности учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях ,конференциях ,олимпиадах.
5 Реализация программ профессионального саморазвития.
Перспектива развития
Положительные результаты деятельности участников проекта послужат началом дальнейшего развития школы на более высоком уровне. Создав модель инновационной школы, посредством обучения учителей, мы перейдем от экспериментальной работы к исследовательской. Дальнейшую работу можно будет строить по выявленным новым проблемам. Транслировать свой опыт работы, совершенствовать и расширять свою профессиональную деятельность в масштабах района, области, Республики.
Формирование групп на организационном этапе
Наименование групп
ответственные
функции
Количество участников
Руководящая группа
директор школы и учителя 1 уровень
Планирование и контроль,управление сетевыми сообществами,обучение учителей
4
координирующая группа-
учителя 2 уровень
Координация действий,обучение учителей содержанию Уровневой программы
6
группа развития
учителя 3 уровень
Внедрение семи модулей в практику
7
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
Root Entry