Контрольно-оценочная деятельность в начальной школе

Основания построения системы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе, специфика организационно-содержательной модели образовательного учреждения
Маркова Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 25
(по материалам А.Б. Воронцова, Б.Д.Эльконина)
Функция контроля и оценки всегда являлась приоритетной функцией учителя. В чем она выражалась? В знакомых для всех педагогов стандартных действиях: проверить тетради, домашние задания, контрольные работы, диктанты, сочинения, исправить ошибки, написать замечания, если нужно обязательно похвалить успешного ученика, выставить оценки в дневники и классные журналы. Школьник во всей этой деятельности по большому счету участия не принимает, ну как минимум он может обрадоваться или огорчиться полученному результату, принять оценку как должное и в соответствии с тем, какая эта оценка, мысленно определить свой рейтинг успешности по сравнению с другими учениками.
Какие задачи ставит перед нами новая ситуация в образовании, и в частности новый образовательный стандарт? Задачу формирования субъекта учебной деятельности. А может ли ученик стать полноправным субъектом, если он не принимает участия в собственной оценке своих результатов? Ответ очевиден: он остается объектом педагогических действий, получивших или не получивших тот самый пресловутый багаж знаний.
Выход из этой ситуации мы видим в том, чтобы сформировать у ученика базовые основания для становления его настоящим субъектом учебной деятельности: самостоятельность, инициативу и ответственность. Конечно, речь идет в первую очередь об образовательной самостоятельности, образовательной инициативе, и образовательной ответственности. Сущности у этих понятий разные и они несколько отличаются от привычного для нас бытового понимания этих слов. Поясню, как мы понимаем эти три основных свойства человеческой активности.
Что значит быть самостоятельным? Это значит быть способным самому определять границы своих возможностей, это наращивание своих собственных образовательных амбиций в хорошем смысле этого слова, способность строить свою собственную систему опор (средств-помощников) своего движения. Ученик самостоятельно определяет, что он может или умеет, в чем его опоры, а чего пока не умеет и не может, где его собственная граница между знанием и незнанием?
Инициатива – активное действие школьника для достижения собственных образовательных целей. Инициатива – это всегда риск. Наверное, поэтому не так много людей по настоящему инициативных, людей, которые готовы отважиться предъявить другим свое мнение, представление о чем-либо, свой образ результата, свое видение ситуации.
Ответственность всегда связана со способностью принять решение. Образовательная ответственность – это способность самого ребенка о моменте предъявления другому результатов своей работы.
Таким образом, еще раз кратко определим три основания построения контрольно-оценочной деятельности школьника.
Образовательная самостоятельность – это умение школьника осваивать и создавать средства своего дальнейшего продвижения в образовании: систему опор-помощников)
Образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации
Образовательная ответственность – умение принимать для себя решение о готовности действовать, в том числе и в нестандартной для него самого ситуации
Основное условие для выращивания образовательной самостоятельности, образовательной инициативы, образовательной ответственности является передача контрольно-оценочных функций от взрослого к ребенку, которая должна осуществляться плавно, системно, целенаправленно.
Поэтому самостоятельность, инициативность и ответственность и есть те сквозные образовательные результаты, которые мы пробуем простроить во всей образовательной системе нашей школы, начиная начальной, продолжая в основной и заканчивая старшей школой. Это и есть те основания, которые положены в основу умения учиться. Особенно важным это является, на наш взгляд, на начальном этапе обучения, когда закладываются основы той образовательной продуктивности и эффективности, которые мы представляем в модели выпускника школы.
В этой связи, конечно, надо отметить, что для того, чтобы строить эти сквозные образовательные результаты, необходимо сформировать определенный тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися. В практической части семинара, когда мои коллеги будут представлять свой опыт в организации такого взаимодействия через систему диагностических материалов, контрольно-оценочных процедур, специально организованных образовательных пространств для достижения результатов, вы сможете убедиться в том, что немаловажную роль в начальной школе играет степень сформированности рефлексивных способностей, которые в младшем школьном возрасте проявляют себя через:
а) знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
б) умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
в) умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
г) умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
Способность к рефлексии – есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которой является центральным событием в развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, и это является предметом особой заботы школы.
Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживается если:
- учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
- учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
Для того чтобы деятельность по формированию контроля и оценки разворачивалась эффективно в каждом предмете, учителя начальной школы не преподают все предметы в своем классе, а являются учителями-предметниками. С первого класса ученики осваивают систему предметного преподавания, когда каждый предмет ведет отдельный учитель. В программке вы видите состав докладчиков с указанием предмета, который они преподают. Такая система сложилась у нас в школе с самого начала освоения технологии развивающего обучения, т.е. около 20 лет.
Возвращаясь к началу своего выступления, где я говорила о необходимости передачи контрольно-оценочных функций ученику, замечу, что контрольно-оценочные функции учителя в связи с этим, тоже меняются.
Да, учитель, безусловно, выстраивает общую картину успешности образовательного процесса в классе, в котором он работает, в показателях успеваемости и качества, но гораздо важнее построить такую систему, где возможно увидеть индивидуальный прогресс каждого ученика. Очень сложно, на первый взгляд, в привычной для нас классно-урочной системе, когда в классе перед учителем одновременно находятся 25 человек. Но если построить органичную систему на всех предметах одновременно, целостную и обоснованную, выработать единую «оценочную политику» на уровне школы, то тогда появляется реальная возможность говорить о системе оценки индивидуальных достижений школьников.
Для того чтобы решить ключевую задачу начальной школы – сформировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников, – необходимо выполнить ряд конкретных исследовательских педагогических задач:
– выделить и описать этапы становления контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
– найти или разработать оптимальные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;
– разработать систему проверочных, диагностических работ для отслеживания контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и динамики формирования способов их деятельности;
– разработать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся. Обо все этом подробнее будут говорить мои коллеги как в теоретической, так и в практической части семинара.
В организации учебного года особую роль играют ритмы учебного года, или фазы учебного года. Практическая работа семинара как раз будет выстроена в соответствии с ними: фаза совместной постановки задач и планирования учебного года, фаза постановки и решения задач учебного года и рефлексивная фаза учебного года. Каждая фаза имеет свою специфику, свои задачи, свои организационные механизмы. Поэтому практически все выступления сегодня так или иначе будут с этим связаны. Итак, первая фаза учебного года может занимать от двух до четырех недель и составляет основное содержание первого месяца учебного года – сентября.
Основные ее задачи:
- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;
- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;
-создать ситуацию определенных «дефицитов» в знаниях, способах действия с целью определения дальнейших путей их ликвидации.
На основе полученных данных педагог и учащиеся совместно определяют задачи на текущий учебный год (составляют «карту» проблем и вопросов на текущий учебный год, карту своего движения в предмете).
Центральное место в этой фазе занимает «стартовая проверочная работа», с которой учащиеся работают в течение всего периода этой фазы. С помощью этой работы школьники сосредотачивают свое внимание на организации собственных действий контроля и оценки результатов своей стартовой работы, в частности, на умении анализировать свои результаты, искать причины возникающих ошибок и трудностей и на их основе выстраивать собственную коррекционную работу вне урока.
Во второй фазе учебного года полностью разворачивается весь арсенал видов действий контроля и оценки: от рефлексивного контроля и оценки через диагностирующий пооперационный контроль и констатирующую оценку к результативному контролю и прогностической оценки.
Третья (рефлексивная) фаза учебного года является необходимой составляющей всего образовательного процесса. Она состоит из следующих этапов:
- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;
- анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных в начале задач учебного года и установление соответствующих причин (работа с «картой знаний»);
- работа учащихся по подготовке к публичной презентации «портфеля» ученика и его личных достижений по результатам учебного года.
Основной акцент на этой фазе учебного года делается на восстановлении учащимися «пути» движения в учебном материале (со всеми «остановками» по ходу маршрута) и публичной и презентации своих достижений и результатов (использование технологии «учебное портфолио».
Таким образом, основными педагогическими условиями разворачивания контрольно-оценочной деятельности младших школьников должны стать:
1) деятельностный подход в организации образовательного процесса. Контроль и оценка в начальной школе могут рассматриваться только в контексте учебной (учебно-познавательной) деятельности школьников как особые действия, направленные на эффективное управление ею, как структурные компоненты учебной деятельности, они являются ведущими, определяющими, «запускающими» всю педагогическую технологию организации образовательного процесса и сопровождающими его до получения конечного результата в учебной деятельности;
2) поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение системы учебных (проблемных) задач, ориентированных на поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;
3) ориентация в педагогической деятельности не на методы обучения, а на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться;
4) особые «ритмы» в организации образовательного процесса, как в ходе всего начального этапа школьного образования, так и в ходе учебного года.

Для того чтобы достичь этих результатов, необходимо обеспечить условия для всех субъектов образования: учителей, учеников и их родителей. Деятельность эта должна быть не фрагментарно организованной, а системной. Сегодня мы будем говорить в основном об учениках, но замечу, что родители в стороне не остаются, большая работа ведется через систему собраний, специальных консультаций для родителей. Родители – частые гости не только на праздниках, торжественных мероприятиях, но и на презентациях достижений, образовательных модулях и других образовательных событиях. Что касается педагогов, то это предмет особой заботы и особого внимания школы.
Повышение квалификации педагогических кадров - основное условие достижения эффективных результатов образовательного процесса. Первоочередное условие – система сотрудничества с разработчиками учебных программ, теоретиков развивающего обучения и ученых-практиков в различных предметных областях. Эта система проявляется в совместном проектировании программ, образовательных событий, стажировок, консультаций, вебинаров, семинаров-практикумов как на базе школы, так и на различных выездных мероприятиях.
В этой связи следует упомянуть и о внутришкольной системе подготовки кадров, которая строится не только на предметной основе (предметные школьные методические объединения), но и на проблемных точках образовательного процесса, например, в этом учебном году в школе сформировано 4 проблемно-тематических группы, которые объединяют предметников разных образовательных областей и ступеней школьного образования: особенности работы с художественным и научным текстом, основы учебного исследования, урок развивающего обучения, использование ЦОРов. Группы учителей работают как во фронтальном, так и в групповом режиме. Методический совет школы, который объединяет руководителей предметных и проблемных МО, в круг рассматриваемых вопросов включает также вопросы, относящиеся к школьной системе оценки качества образования: разработку контрольно-оценочных и диагностических материалов и процедур, методических материалов по освоению различных форм организации образовательного процесса: образовательных модулей, проектных задач, погружений в предмет, организации разновозрастного сотрудничества.
Предметом особого внимания педагогов при обсуждении ФГОС несомненно является место и роль внеурочной деятельности. Сам термин «внеурочная деятельность» очень активно до сих пор обсуждается в педагогическом сообществе. Внеурочная деятельность, дополнительное образование, внеучебная деятельность, воспитательная работа – чем объединены (если объединены вообще) и чем различаются эти виды деятельности. На наш взгляд подлинно внеурочной деятельностью являются, несомненно, те виды деятельности, которые направлены на поддержку основной образовательной программы, или говоря языком современных стандартов, направлены на освоение основной образовательной программы. Именно поэтому приоритетными в этом случае мы видим развитие клубного пространства, где есть возможность выбора для школьников того вида деятельности, в котором возможно развитие его способностей, возможностей и ресурсов.
План внеурочной деятельности для обучающихся
в начальной школе (2012-2013 учебный год)
Направление внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное
Клуб «Ритмика»


Спортивные соревнования, динамические перемены, туристический слет


Клуб «Здоровье»

Духовно-нравственное
Программа «Истоки»


Философский клуб


Часы общения

Общеинтеллектуальное
Лаборатория «Я – исследователь»


Интеллектуальный клуб «РОшка»


Клуб «Книжкины друзья»

Общекультурное
Вокальная студия «Музыкальная мозаика»


Творческое объединение «Умелые ручки»


Творческое объединение «Лоскуток»


Изостудия «Маленький художник»


Творческое объединение «Бусинка»


Творческое объединение «Рукоделие»

Социальное
Акция «Мы – вместе»


Акция «Подарок»


Творческое объединение «Затейники»


К организационным условиям несомненно относятся и расписание, в котором органично сочетаются как урочные, так и внеурочные формы деятельности. В нашей школе оно мобильно, отвечает запросам образовательного процесса.
Формы образовательного процесса, с которыми вы сегодня познакомитесь, тоже самые разнообразные: система мастерских, учебных занятий (замечу не уроков, а именно учебных занятий), образовательные модули, проектные задачи, которые могут быть как монопредметными, так и межпредметными, как в рамках одного возраста, так и разновозрастными.
Особое внимание школа придет образовательным модулям, которые имеют свои задачи, функции и образовательную миссию. Основная идея образовательных модулей состоит в координации (пересечении) разных учебных предметов в разновозрастных коллективах школьников не в привычной для них классно-урочной форме. В результате подобной координации у обучающихся возникает потребность в социальном действии и достижении определенного социального результата. В такой образовательной ситуации учебный предмет становится средством достижения метапредметных и личностных результатов. Это дает возможность: учителю – увидеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику - переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета; ученическому коллективу – практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности ученика.
В сотрудничестве с научным руководителем нашей школы Воронцовым А.Б. коллективом школы в январе 2012 г. была начата деятельность по разработке подобных образовательных модулей. В результате коллективом было разработано 3 модуля: естественно-научный модуль «Здоровье школьника» (реализован в марте этого года), гуманитарный «Школьная республика» (планируется в ноябре) и модуль начальной школы «Путеводитель по зоне отдыха «Сайма» (проведен в мае).
В процессе реализации данного образовательного модуля решались следующие задачи:
Педагогические
Детские

Расширение границ самостоятельности учащихся в учебной деятельности
Приобретение опыта деятельности: самостоятельного осмысления проблем, постановки задач, планирования своей деятельности, поиска и привлечения ресурсов, реализации собственных замыслов, коммуникации, анализа полученных результатов, корректировки работы, представления результатов своей деятельности.

Создание реальных условий для самостоятельной деятельности школьников
Создание целостного проекта дальнейших действий по теме, используя предметные знания

Создание условий для разновозрастного сотрудничества
Приобретения опыта конструктивной коммуникации в разновозрастной группе: распределение заданий, принятие ответственности за свою деятельность.

Результатом освоения материалов модуля «Путеводитель по зоне отдыха «Сайма» стал ряд маршрутов для различных категорий отдыхающих, часть из которых проведена на летней пришкольной площадке, а часть в туристическом слете осенью. Именно так мы видим модель внеурочной деятельности по освоению основной образовательной программы с выходом на реальные социальные действия и формирование социальной компетентности школьников.












15