Программа «Оздоровление школьников в летний период»


Пояснительная записка

Направленность
Физкультурно-оздоровительное

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Учебный год окончен, и шумная армия мальчишек и девчонок устремляется в летние оздоровительные лагеря.
Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, развитие и реализация творческих способностей, а также прекрасная пора для укрепления здоровья детей, средствами физической культуры, спорта.
Подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий в режиме дня обеспечивает активный отдых детей, способствует развитию физических качеств, укрепляет сердечнососудистую и дыхательную системы ребёнка, повышает работоспособность и хорошее настроение.
Основное предназначение программы - сделать этот отдых интересным, занимательным, увлечь детей интересными идеями, создать условия для инициативы и самодеятельности. В общем, превратить летние каникулы в яркий, полезный и умный праздник.

Цель:
- обеспечение развития ребёнка (социализация личности, нравственное, физическое и духовное здоровье, творчество).

Задачи:
- раскрыть творческий потенциал детей средствами игровой деятельности;
- создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей;
- создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребёнка;
- укрепить физическое здоровье.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Программа направлена на создание положительного эмоционального фона; на повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение групп; на формирование произвольного контроля, умение подчиняться требованиям. В программе предусмотрены:
- закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к себе, сверстникам, к взрослому;
- уверенности в себе;
- приёмы общения со сверстниками.

Возраст детей
В лагерь собираются дети разного возраста (6-10 лет) и социального положения:
- дети из многодетных семей;
- дети из малообеспеченных семей;
- дети из семей социальной «группы риска».

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Один год

Формы и режим работы
Работа в лагере дневного пребывания организуются в игровой форме, так как игра даёт атмосферу эмоционального тепла, защищённости и покоя, а также обеспечивает всестороннее развитие и психологический комфорт.
Игра выступает одновременно как бы в двух временных измерениях в настоящем и будущем.
С одной стороны она представляет личностно-минутную радость, служит удовлетворением назревших потребностей. творчества -
С другой стороны игра всегда направлена в будущее, так как в ней прогнозируются, моделируются жизненные ситуации. Закрепляются качества, состояние, умение, способности.
Являясь развлечением, отдыхом – игра способна перерасти в обучение, творчество, модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Всё время работают творческие мастерские.
Ожидаемый результат:
Овладение основными понятиями здорового образа жизни:
- здоровьесберегающие навыки: соблюдение правил личной гигиены, режима дня, закаливание, физическая зарядка, разумное сочетание различных видов деятельности;
- навыки самообслуживания: уборка кабинетов, территории, дежурство по столовой и. д.;
- навыки свободного общения и совместного времяпровождения со сверстниками;
- знакомство с разнообразными видами игровой деятельности, умение организовать и проводить различные игры;
- умение анализировать и корректировать собственную деятельность и деятельность временного детского коллектива – «рефлексия»;
- способы индивидуального и коллективного творчества; -навыки самоуправления: осуществление функций дежурного
командира; дежурство по лагерю, умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела.

Тематическое планирование программы

№ п/п
дни
Тема дня
Ответственные

1
Огонёк знакомств
«Здравствуйте, это мы».
Педагоги

2
Национальный праздник
«Мы жители Страны здоровья»
Педагоги

3
Спортивная игра «Путешествие в страну Спортландию
Педагоги

4
«В мире сказок» - конкурсно-развлекательная программа.
Педагоги

5
Конкурс идей на тему «Что бы я сделал, чтобы укрепить здоровье детей и взрослых России, если бы я был президентом».
Педагоги

6
«Весёлые старты» - подвижные игры
Педагоги

7
Конкурс детского рисунка – «Вот оно какое наше лето»
Педагоги

8
Проведение ряда игр, отражающих основной конфликт лагерной смены «Я хочу угостить тебя сигаретой», «Если друг оказался вдруг»
Педагоги

9
«Сто затей и сто друзей» - выбираем «Мисс лагеря», «Мистер лагеря», «Самый, самый»
Педагоги

10
Спортивные игры - «Ловкие, умелые»
Педагоги

11
Конкурс на лучшую антирекламу курения.
Предложения: «Что нужно сделать в школе, что бы она стала свободной от курения и наркотиков»
Педагоги

12
«Академия весёлых наук» - конкурс пословиц, поговорок, загадок.
Педагоги

13
«Земля наш дом родной» - игра «По экологической тропе»
Педагоги

14
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая празднику Победы «Верность памяти»
Педагоги

15
Интеллектуальная игра «Поле чудес»
Педагоги

16
Спортивная игра «Зов джунглей»
Педагоги

17
Большой прощальный концерт.
Выставка ДПИ
Педагоги

18
Летняя спортакиада – большой спортивный праздник
Педагоги

19
«В мире сказок» -конкурсно - развлекательная программа
Педагоги

20
Огонёк прощания
Педагоги


Содержание программы

Название образовательной программы - «Страна здоровья». Как и любая другая страна «Страна здоровья» имеет свой герб, знамя, гимн, традиции. Стилизованное изображение цвета, изображённого на гербе Страны, представляет собой какой-то из аспектов здоровья:
- физический – синий;
- эмоциональный – красный;
- интеллектуальный – зелёный;
- социальный – коричневый;
- духовный – жёлтый.
Таким образом «здоровье» понимается как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Цветок, находящийся в руках у ребёнка, обозначает важность прививать ребёнку с самого раннего возраста взгляд на здоровье как главную ценность и формировать навыки здорового образа жизни с учётом всех аспектов здоровья.
Все участники лагеря являются жителями «Страны здоровья».
Жителей «Страны здоровья» называют здравичами.
Здравичи выбрали для себя здоровый образ жизни. В Стране налажен правильный режим питания, режим закаливания, её жители любят спорт, здесь не болеют опасными болезнями, везде царит радостная и бодрая атмосфера. Никто и никогда не забывает приветствовать друг друга словами: «здравствуйте», «будьте здоровы», «здравия желаю». А правит этой чудесной Страной королева Здравия.
В игру заранее заложен конфликт. Некоторые соседние страны не могут смириться с существованием такой правильной страны как «Страна здоровья» на карте мира. Они переодически совершают диверсии, пытаясь навязать жителям вредные привычки, распространяют опасные болезни.
Кроме того в самой «Стране здоровья» появляются те, кто выражает недовольство по поводу законов, действующих в её пределах.
Законы принимает королевский Совет.
Законы утверждает общее собрание жителей всей Страны.
Несмотря на усилия недоброжелателей в «Стране здоровья» сохраняется мир, покой и действуют принятые законы жизни.
Каждое мероприятие – ожидаемое событие. У каждого праздника своё время, своё лицо, своя идея. В этой игре нет соперников, здесь соревнование с самим собой, с тем неизвестным, которое предстоит познать, с нераскрытыми в себе возможностями.

Этапы реализации программы:

№ п/п
Этапы
Деятельность
Предполагаемый результат

1
Организационный период
3 дня
Открытие летнего сезона, общелагерная игра «Мы жители страны Здоровья» – введение в сюжет смены, первичная диагностика(анкетирование),
игры на сплочение коллектива, аналитическая деятельность на разных уровнях.




Педагоги определяют творческие планы и сценарии ключевых дел смены, выявляют лидеров, ориентируясь при этом на создание доброжелательной атмосферы в группе. Воспитанники ощущают интерес к игре, выбирают виды деятельности




2
Основной
13 дней
Проведение отрядных и общелагерных дел, тематические дни, спортивные игры, игровые программы, конкурсы, состязания, диагностика настроений, организация системы стимулов на всех уровнях, аналитическая деятельность.
Педагоги проводят диагностику способностей, наклонностей детей, составляют индивидуальные планы социально-творческой деятельности каждого ребёнка. Под руководством педагога у ребят формируются коммуникативные навыки, раскрывается внутренний творческий потенциал, закрепляется адекватная самооценка.
Дети адаптируются в новом социальном окружении.


3
Итоговый
4 дня
Итоговые «огоньки», выставки прикладного творчества, детский отчётный концерт, подведение итогов смены, анализ личностного роста каждого ребёнка, КТД
Педагоги дают оценку личностного роста детей.
Дети оценивают собственное творчество и творчество сверстников, вспоминают и обсуждают
интересные дела смены, высказывают пожелания на будущее.



Нормативно-правовое обеспечение
Образовательная программа «Страна здоровья» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Конституция РФ
- Закон РФ об образовании
- Конвенция о правах ребёнка

Ресурсное обеспечение

1 – Интеллектуально-познавательная зона:
- развивающие игры для школьников;
- методическая литература.
2 – Зона творчества:
- музыкальный центр;
- магнитофон;
- видеомагнитофон;
- телевизор;
- видеопроектор.
3 – Зона отдыха:
- комната релаксации.
4 – Игровая зона:
- настольные игры;
- спортивный инвентарь;
- материалы для забав, досуговых развлечений.
5 – Канцелярские принадлежности.
6 – кадровый потенциал:
- педагоги дополнительного образования (хореография, ДПИ, парикмахерское дело);
- учителя начальных классов;
- учитель физкультуры;
- учитель музыки.


































Список литературы

1 – Слуцкая Н.Б «Нескучные каникулы». Ростов на Дону «Феникс» 2004г.
2 – Должиков И.И «Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере». Москва 2005 г.
3 – Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» «Просвещение» 1986 г.
4 – «Организация внешкольного отдыха». Сценарии, программы игр и представлений. Ростов на Дону «Феникс» 2002 г.
5 – Кенеман А.В, Осокина Т.И. «Детские подвижные игры» «Просвещение» 1988г.
6 – Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин» Ростов на Дону «Феникс» 2004 г.
7 – Яровая Л.Н, Жиренко О.Е, Барылкина Л.П, ОбуховаЛ.А. «внеклассные мероприятия» Москва «Вако» 2007 г.
8 – Воронов В.А. «Энциклопедия прикладного творчества «Москва» «Олма-Пресс» 2000 г.




















Муниципальное образовательное учреждение Черёмушкинская средняя образовательная школа




Образовательная программа
Развития и оздоровления детей и подростков

«Страна здоровья»


Место проведения:
УДО «Росинка» - Черёмушкинская СОШ
Время проведения – летние каникулы.
Возраст детей – 6-10 лет







Автор программы:
Золотухина Г.М. – педагог-организатор
по дополнительному образованию








С. Черёмушка
2011год


Гимн Страны здоровья

Мне сегодня весело с самого утра,
Напеваю песенку про свои дела,
А дела прекрасные – всё мне по плечу,
И, скажу не хвастая, горы сворочу.

Если получается все на перекос
Не впадай в отчаянье и не вешай нос.
В самом трудном случае хвост держи трубой,
И тогда получится всё само собой!

До чего же весело делать чудеса,
Строить лодку с парусом и сажать леса.
Помогать родителям, земли открывать,
Для людей хорошие песни напевать.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
До чего же весело чудеса творить
Всё что есть прекрасного, людям подарить!






15