Статья Реализация заданий повышенной сложности как условие развития учащегося начальной школы.


Реализация заданий повышенной сложности как условие развития учащегося начальной школы.
МАОУ Гимназия №11
Учитель высшей квалификационной категории Воротникова Марина Афанасьевна
Работая в направлении «Развитие творческой активности учащихся», я уделяю большое внимание общему личностному развитию моих учеников, поэтому я осознанно много лет назад выбрала в качестве гуманно-личностной педагогики переход от знаниевой парадигмы в обучении, к развивающей. Именно такой подход к личностно-ориентированному обучению отражает развивающая система Л.В.Занкова. Современная развивающая система обучения предполагает реализацию главной цели образования – научить детей учиться.
Общая целевая установка в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад, как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание. Таким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. Поэтому важен дифференцированный подход в образовании школьников. Это является обязательным требованием Основной образовательной программы начального общего образования в гимназии.
Осуществление дифференцированного подхода в учебной деятельности происходит через разные формы уроков (см.таблица1), в основе которых лежит системно-деятельностный подход организации учебного процесса. Начиная с первого класса разные формы урока, которые вносят разнообразие, вызывают интерес у учащихся, способствуют формированию УУД. Систематическая работа по формированию УУД, обеспечивает выпускникам владение всеми компетенциями (организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными), позволяющие им в дальнейшем самообразовываться и саморазвиваться, самоопределяться и самореализовываться в процессе непрерывного образования и решения жизненно важных задач.
Таблица 1
Организационные формы урока
Формы обучения Приёмы обучения Результат
Фронтальная форма обучения Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) Учебное сотрудничество(умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) Высокая степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных или контрольных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи с помощью источников информации
Коллективная форма организации обучения Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок
Любой урок рассматривается по схеме, где главным становится отношение «ученик - ученик», через которое воспитывается культура диалога, творческое педагогическое сотрудничество.
При любом виде деятельности определяется критерий качества.
Мысль ребенка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает свое мнение. Поэтому одним из условий повышения развивающей и воспитывающей роли урока в начальных классах считаю включение школьников в разнообразную психическую деятельность с учетом активной позиции ученика в процессе обучения: игра, работа в группах, в парах……. И моя роль как учителя – умело сформулировать вопрос, направить ученика на путь поиска ответа. Верю, что каждый ребенок талантлив и неповторим. Чтобы раскрыться, одному нужна хорошая оценка, другому – поощрение. Главное для учителя – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто не похож на других, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности».
Л.В. Занков любил повторять слова детской песенки "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"
Своим союзником и большим помощником в деле обеспечения познавательной активности учащихся и развития творческой деятельности считаю УМК по системе Л.В.Занкова, в которые включены задания повышенной сложности, являющиеся условием развития ребёнка.
Например, учебник математики под редакцией И.И.Аргинской, а именно его структурная организация, которая решает и такую проблему, как дифференцированный подход к обучению.
В заданиях учебника математики И.И.Аргинской есть решение задач разными способами, что соответствует обучению на высоком уровне трудности, а также и принципу осознания школьниками процесса учения, принципу развития всех учащихся – как слабых, так и сильных. Думаю, что и все свойства методической системы. Очень люблю эти задания. Вижу, как у ребят загораются глаза, когда они находят сразу несколько способов. Как их захватывает этот процесс. Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ребят свободными, спокойными, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации".
На своих уроках использую логические нестандартные задачи как одно из эффективных средств развития младших школьников, стараюсь такие задания не обходить стороной, уделять достаточное количество времени.
Задача учителя - будить мысль, давая простор самостоятельным суждениям, выводам и умозаключениям детей, не сообщать в готовом виде то, к чему ученики могут прийти, путем собственных умственных усилий.
Для нестандартных задач существуют известные методы их решения: алгебраический; арифметический; графический; метод перебора.
В математике встречаются задачи, для решения которых алгебраический или арифметический методы недостаточно эффективны. В этом случае при поиске решения используется метод предположения (перебора).
Например:
Задание 6.* Нарисуй красный, синий и зелёный мячи так, чтобы синий был слева от красного и справа от зеленого.

Выше мы отмечали, что задания со «звездочкой» являются диагностическими. Чтобы выполнить эту логическую задачу, ребенок опирается, в первую очередь, на полученные знания по ориентировке в пространстве. Он может соотнести понятия «лево» «право» - и мы, таким образом, проверяем усвоение межпредметного навыка. Вместе с тем мы можем говорить о проверке уровня развития УУД. Работа с информацией, умение вчитываться и понимать текст, делать заключение–это познавательные УД, принятие и удержание учебной задачи, ее выполнение и самопроверка (рефлексия) - регулятивные УД. Если говорить о познавательной активности, волевом усилии, мотивации на выполнение, то это, безусловно, личностные УД, а исходя из положения, что «под коммуникацией следует понимать общение с другим человеком и коммуникацию с источником информации» (К.Н. Поливанова) – для выполнения этого задания потребуются и коммуникативные УД.
Задача. Три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, защищая родную землю, срубили змею все 13 голов. Больше всех срубил Илья Муромец, а меньше всех– Алёша Попович. Сколько голов мог срубить каждый из них?
Запишем решения с помощью таблицы . В литературе этот метод еще называют табличным.
Таблица3
Возможное число срубленных голов
Алёша Попович 1 1 1 1 2 2 2 3
Добрыня Никитич 2 3 4 5 3 4 5 4
Илья Муромец 10 9 8 7 8 7 6 6
Задача имеет всего 8 решений. Заполнение таблицы целесообразно начать с наименьших возможных чисел первой и второй строк. Если ученик найдёт 3-4 решения, то это уже первый успех.
При этом ученик как бы экспериментирует, наблюдает, сопоставляет факты и на основании частных выводов делает те или иные общие заключения. В процессе этих наблюдений обогащается его реально-практический опыт. Именно в этом и состоит практическая ценность задач на перебор. При этом слово «перебор» используется в смысле разбора всех возможных случаев, которые удовлетворяют условиям задачи.
Такие задачи принято в математике называть комбинаторными.
(Такие задания нельзя оценивать в общий результат, такие задания оцениваются отдельно: выполнил, приступил к выполнению, не приступил к работе)
Нечаева Н.В. говорила, что только тогда будет результат, когда все предметы будут работать над скоростью мыслительных процедур.
Система оценки качества образования сложилась в целостную систему диагностических и оценочных процедур, направленных на получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемых государственными образовательными стандартами. Программа нацелена на переход от контроля качества к управлению им, ориентирована не только на оценку предметных знаний и умений, но и на определение надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника.(Дневнички успеха, портфолио)
Во внеурочное время (вторая половина дня) веду кружки для желающих «Курс «Юным умникам и умница. Развитие творческих способностей» Холодова О.А.,
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления.
Курс «Речь»: Т.Н.Соколова. – М.: Рост книга, 2010, «Школа развития речи»
Цель курса - формировать лингвистические умения и навыки, вырабатывать и совершенствовать ряд интеллектуальных качеств: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности.
Вся работа в целом направлена на результат. В конце учебного года проводилась комплексная контрольная работа. Результаты по классу - 81% качества.
Участвовали в интеллектуальных играх- занимали призовые места как на уровне школы. так и на уровне района.
На начало учебного года и на конец года проводили уровень мониторинга метапредметных УУД. Показатели указаны в таблице .

п/пСодержание
Показатели КОНКРЕТНЫХ умений (критерии)
1 Количество детей по списку 26
2 Писали работу 26
3 Планирование 96%
4 Оценка 93%
5 Анализ 88%
6 Синтез 66%
7 Сравнение 69%
8 Классификация 89%
9 Обобщение – 100%
10 Причинно-следственные связи 93%
11 Справились с работой 100%
12 Показали высокий уровень 80%
На момент поступления в первый класс ребята имели разные стартовые возможности и разный уровень школьной мотивации. Поэтому передо мной стояла задача, как изменить отношение к школе и учебному процессу в целом.
Результаты анкетирования школьного уровня мотивации в сравнении на начало и конец года.
Таблица 2
1 класс, 2011-2012 учебный год
Начало года(26 уч.) Конец года(26уч.)
Высокий 14 ч.- 54% 10ч. -38%
Хороший 6 ч. -23% 12ч. - 46%
Положительный 3 ч.-11% 4ч.– 16%
Низкий 1 ч.- 4% -
Дезадаптанты 2 ч.-8% -
Всего с положительным отношением к учению 23ч. -88,5% 26ч. -100%
Положительный уровень мотивации имеет каждый ученик на конец первого года обучения. Первоклассники свободно высказываются на уроке. На основании наблюдений, полученных результатов комплексной контрольной работы делаю вывод: индивидуальный подход в подготовке первоклассников с учетом требований ФГОС дает положительный результат, если создавать для этого необходимые условия на уроке и на внеурочных занятиях, в системе оценивать подготовку школьников на основе критериев.
Библиографический список

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.В 2ч. Ч.1/ [М.Ю.Демидова,С.В.Ивание, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.-215с.-(Стандарты второго поколения).
3. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике: метод. пособие / И. Д. Агеева. – М.: Сфера, 2006. – 240 с. – ISBN 5-89144-549-2.
4. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий; под ред. Н. И. Чуприковой. – М.; Воронеж: Ин-т практич. психологии: НПО «МОДЕК», 1998. – 416с.
5. Решебник по математике.1-4 классы (задачи повышенной сложности) / авт.-сост. Л. А. Кулагина. – М.; Ставрополь: Школьные технологии: Сервисшкола, 2005. – 304 с.
6. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст]:/ Р.Г.Чуракова. 3-е изд.-М.:Академкнига/Учебник, 2011.-112с