Памятка по написанию заданий повышенной сложности по обществознанию


C8.  СОСТАВЛЕНИЕ  РАЗВЕРНУТОГО  ПЛАНА  ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике. С8.Данный тип заданий требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. С помощь данного задания проверяется насколько успешно школьники овладели умением комплексно представлять определенную область (проблему) обществознания, видя в ней, в то же время, отдельные компоненты,  аспекты. Формулировки пунктов плана отразят и то, насколько адекватно выпускник  понимает характер связи основной темы и ее компонентов, представленных в пунктах и подпунктах плана (проявления, причины, последствия, направления, функции, тенденции, механизмы и т.п.). Таким образом данный тип задания позволит выявлять степень овладения важным общеучебным умением, универсальным способом познавательной деятельности человека, а также способность использовать это умение при рассмотрении социальных явлений и процессов.       План - четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей. Выполнение этого задания предполагает: а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;  б) полноту отражения основного содержания в плане; в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. При выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал. Условие выполнения данного задания: 1.Системное знание по теме2.Глубокое понимание темы3. Привлечение внутрикурсового материала4. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин5. Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ6. Выстраивание логики содержания 7. Формулирование пунктов плана8. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия. Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) При анализе ответа учитываются:наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно – формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании  «Налоги и их воздействие на экономику страны» Один из вариантов плана раскрытия данной темы1. Понятие налогов и их виды:а) прямые;б) косвенные.2. Системы налогообложения:а) пропорциональная;б) прогрессивная;в) регрессивная.3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:а) фискальная;б) частичное перераспределение доходов;в) регулирование экономических отношений;г) стимулирующая;д) контрольная и др.4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах Критерии оценивания В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу.Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах.ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. Вариант плана Гражданское общество.1.Понятие гражданское общество;2.История развития гражданского общества;3.Виды связей власти и общества:а) горизонтальные;б) вертикальные;4.Структура гражданского общества:а) рыночное хозяйство;б) социокультурные отношения;в) объединения по интересам;5. Власть в гражданском обществе - местное самоуправление;6. Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей.1.Понятие деятельности2.Отличительные черты деятельности человека от поведения животных3.Структура деятельностиа) цельб) средствав) действияг) результат4.Основные виды деятельностиа) практическаяб) духовная5. Роль деятельности в жизни общества и человека Алгоритм №1: составления развернутого плана к предложенной «широкой однообъектной» теме 1.понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта:а) первый признак объекта;б) второй признак объекта;в) третий признак объекта3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта:а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта;б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта;в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта;4. главные (основные) функции объекта:а) первая функция объекта;б) вторая функция объекта;в) третья функция объекта5. проблемы развития объекта (тенденци  развития…, основные направления развития…, специфика развития…).6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа. Вариант плана:Государство – социальный институт.1. Понятие социального института.2.Сущность и виды социальных институтов:а) государствоб) школав) политическая партия3.Государство – важнейший социальный институт.4. Государство – как совокупность социальных институтов.5. Функции института государства:а) понятий функций института государства;б) классификация функций института ;в) внутренние и внешние функции института государства.6.Взаимосвязи социальных институтов.7. Государство и гражданское общество.8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России.  Вариант плана:Экологический кризис как глобальная проблема современности.1. Понятие глобальных проблем человечества.2. Некоторые виды глобальных проблем человечества.а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;б) в значительной мере истреблен лесной покровв) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;3.Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами4. Причины экологического кризиса.а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы5. Проявления и последствия экологического кризиса6.Пути преодоления экологического кризиса.а) изменение отношения людей к природе;б) наука на службе экологии;в) движения «зеленых». Алгоритм №2: составления развернутого плана к предложенной «узкой однообъектной» теме: 1.понятие (определение) объекта 2. свойства объектаа)б)3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объектаа) тип (вид, классификация, формы, стили) объектаб) тип (вид, классификация, формы, стили) объектав) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта5. структура объекта6. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления.. ) Педагогические приемы и техники: 1.Актуализация знаний о типах планов. 2.Учебная лекция. 3. Логическая схема. 4.Работа с оглавлением учебника. 5.Работа с готовыми планами. 6.Составить сложный план сказки. 7.Составление кроссвордов.8.Метод дебатов.9.Уроки-суды, уроки-пресс-конференции.10. Коллекции10.1. тем10.2. готовых планов10.3.алгоритмов «Политическое поведение». Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Многообразие форм политического поведения. 2) Формы и виды политического поведения: а) традиционные; б) инновационные;в) выборы — массовая форма политического участия (электоральное поведение).3) Нормативные и отклоняющиеся формы политического поведения: а) нормативные; б) протестные; в) экстремальные. 4) Регулирование политического поведения и его особенности.  Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья. Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план.  Цели составления плана:1)  систематизация информации2) отработка четкости формулировок3)  развитие зрительной памяти. 1.   Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и  указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается).2.   План может быть:  ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПАМЯТКА по составлению плана Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2.  Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого  используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов.        Логическая цепь - это  конструирование рассуждения путем  расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например,  работая с небольшим текстом учебника)  должны самостоятельно заполнить  уже 3-4 звена. ПРИЛОЖЕНИЕ №3При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1.Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание  предложенной  темы.2. Разделите его на  части по смыслу, в каждой из них определите  главную мысль. 3.Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.4.  Проанализируйте полученный план: А) Все  ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли  формулировки  пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).