Авторская программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» для учащихся 10-11 классов



Аннотация
Фомина С.А. Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию»
Предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Abstract Fomina S.A. Program is an optional course
"Learn to write an essay on social science"
Is designed to prepare pupils of 10-11 classes focused on the preparation and delivery of the exam in social studies.
Информация об авторе: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский Самарской области.
Author information: teacher of history and social studies SEI school of the village Krivoluche-Ivanovka M. R. Krasnoarmeyskaya Samara region.
Ключевые слова: факультатив, ЕГЭ, ФГОС, эссе, универсальные учебные действия.
Keywords: course, exam, GEF, essays, universal educational actions








Программа факультативного курса
«Научись писать эссе по обществознанию»
(для учащихся 10-11 классов)

Светлана Александровна Фомина - учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ,
с. Криволучье-Ивановка Красноармейского района Самарской области
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Почтовый адрес: 446156 Самарская область, Красноармейский район, село Криволучье-Ивановка, Молодежная 4-2 тел.: 8-927-602-80-45

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время ЕГЭ по обществознанию является одним из самых массовых и востребованных у выпускников экзаменов по выбору: по его результатам осуществляется прием во многие вузы. Несмотря на достаточно сложившуюся методическую систему подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий части А и Б, самой сложной остается часть С, требующая от учителя серьезной подготовительной работы. Как свидетельствует опыт педагогической практики, наибольшую трудность одиннадцатиклассники испытывают при выполнении задания 9(мини-сочинения) части С, которое в соответствии с государственным стандартом относится к заданиям высокого уровня сложности. Данное задание, предполагающее краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе), позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, то есть, другими словами, недостаточно сформированы регулятивные и метапредметные УУД.
Во Возникают противоречия между:
- требованиями государственного стандарта к написанию эссе по курсу «Обществознание» и низким уровнем владения учащимися умений и навыков творческого письма;
- между необходимостью качественной подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию и недостаточной разработанностью механизмов и модели обучения, отсутствием достаточной учебно-методической литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9. Учителя-практики ощущают необходимость поиска новых технологий для разрешения этих противоречий. Таким образом, актуальность проблемы заключается в необходимости создания технологии обучения написанию обществоведческого эссе.
В целях решения проблемы повышения качества выполнения задания С9 (мини-сочинения) ЕГЭ по обществознанию нами обобщен и систематизирован опыт по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию у учащихся 10-11 классов в рамках факультативного курса, который способствует подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, углубляет теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, коммуникативных, метапредметных.
Новизна программы факультативного курса определяется созданием методической системы обучения навыкам и умениям написания обществоведческого мини – сочинения с использованием авторского учебного пособия, содержащим рекомендации по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию, развернутую памятку, а также образцы эссе по темам обществоведческого курса.
Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10-11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Целью является качественная подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ.
Задачи факультатива:
1.Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе;
2.Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной методики;
3.Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;
4. Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.
Содержание программы факультатива включает теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия (лекции) посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.
В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.
Содержание курса построено в следующей последовательности:
1) освоение учащимися особенностей жанра эссе;
2) изучение рекомендаций по подготовке к написанию эссе;
3) знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;
4) освоение алгоритма написания эссе по обществознанию;
5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;
6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:
- «Философия»;
- «Социальная психология»;
- «Экономика»;
- «Социология»;
- «Политология»;
- «Правоведение».
Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому разделу;
7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».
Предлагаемый факультатив имеет практическую направленность, так как учащиеся:
- углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;
- овладевают умениями и навыками написания эссе;
- учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;
совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Процесс изучения факультатива направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:
– умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;
- умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;
- использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;
– владение основами речевой культуры.
Результаты изучения факультатива:
- развиваются регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность учащегося организовывать свою учебно – познавательную деятельность, проходя ее по этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, к проведению коррекции.
- ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;
- ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;
- познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Учащиеся включают в эссе термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, учатся корректно их использовать.



Учебно-тематический план факультативного курса

Темы
Занятия


Теория
Практика
Всего

1. Особенности жанра эссе
1

1

2.Рекомендации по подготовке к написанию эссе
1

1

3.Критерии оценивания задания С9; методика рецензирования эссе.

2
2

4. Памятка для написания эссе по обществознанию
1
1
2

5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой

2
2

6. Написание эссе по философии
1
3
4

7.Написание эссе по социальной психологии
1
3
4

8. Написание эссе по экономике
1
3
4

9. Написание эссе по социологии
1
3
4

10.Написание эссе по политологии
1
3
4

11. Написание эссе по правоведению
1
3
4

12.Пробное написание эссе по заданной теме

2
2

Всего
9
25
34


Содержание занятий
Тема 1. Понятие эссе (1 ч.).
Особенности жанра эссе; значение термина в толковых словарях; виды эссе: философские, исторические, искусствоведческие, литературные, научные. Чтение и анализ разных видов эссе, выделение общих жанровых особенностей.
Тема 2. Рекомендации по подготовке к написанию эссе (1 ч.).
Объем работы, композиция эссе, стиль изложения, использование терминов, примеров. Работа с черновиком.
Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе ( 2ч.)
Таблица критериев ответа на задание С9; составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.
Тема 4. Памятка для написания эссе по обществознанию (2 ч.)
Развернутая памятка для эссе; зачин, основная часть, заключение. Формулировка и раскрытие проблемы высказывания. Тренировочные упражнения на написание отдельных частей мини-сочинения.
Тема 5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой (2 ч.).
Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний; работа с электронной библиотекой Кирилла и Мефодия.
Тема 6. Написание эссе по разделу « Философия» (4 ч.).
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Философия».
Практические работы: написание эссе по высказываниям философского содержания.
Тема 7. Написание эссе по разделу «Социальная психология» (4 ч.).
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социальная психология».
Практические работы: написание эссе по тематике социальной психологии
Тема 8. Написание эссе по разделу « Экономика» (4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Экономика».
Практические работы: написание эссе по высказываниям экономического содержания.
Тема 9. Написание эссе по разделу « Социология» (4ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Социология»
Тема 10. Написание эссе по разделу « Политология» (4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Политология»
Тема 11. Написание эссе по разделу «Правоведение» (4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Правоведение».
Тема 12. Пробное написание эссе по заданной теме (2 ч.)
Практические работы: написание эссе по высказываниям обществоведческого курса.
Необходимыми условиями реализации изменений является наличие материально-технической базы для внедрения в процесс обучения технологии (достаточная обеспеченность учащихся учебными пособиями), а также определённый уровень научно-методической подготовки: владение учителем системой работы над формированием умения написания обществоведческого эссе.
На наш взгляд, использование предложенной технологии в рамках факультативного курса позволяет достигнуть качественного овладения содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями.


Литература
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный ресурс ww.KM.ru)
2. Лазебникова А.Ю.Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики.- М.: Школа - Пресс, 2000.
3. Обществознание: учебник для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л.Н.Боголюбова.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
4. Обществознание: учебник для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л.Н.Боголюбова.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
5. Фомина С.А. Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие – Самара: ООО «Офорт», 2011.
6. Фомина С.А. Обществознание. 10-11 классы. Формирование умений написания эссе. Задания повышенной сложности – Волгоград: Учитель, 2015.
7. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся;
под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
Материально-техническое обеспечение курса
Компьютер, проектор, экран




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




ђ Заголовок 115