Презентация по обществознанию Учимся писать эссе (10 класс)
Учитель обществоведческих дисциплинМБОУ Комаричской СОШ № 1Аникушина М.В.
Особенности жанра эссеЭссе – (франц.), попытка, проба пера, очерк. Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу, где главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций, которые он вызывает у автора.
Особенности жанра эссе1. Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным, реже к научным проблемам.2. Наличие конкретной темы или вопроса.3. Личностный характер восприятия.4. Небольшой объем.5. Свободная композиция
Особенности жанра эссе 6. Непринужденность, свободное владение темой7. Многоаспектный взгляд на явление8. Парадоксальность9 . Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов, непротиворечивость суждений, в которых выражена личная позиция.10. Открытость (не претендует на полный законченный анализ)
РЕКОМЕНДАЦИИ1. Небольшой объем (до 2 страниц)2. Аргументированность позиции3. Логическое композиционное построение4. Корректное использование теоретических понятий, фактов и идей, соотношение их с собственной позиций и собственным социальным опытом.5. Соответствие той базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема.
Критерии оцениванияК1. Раскрытия смысла высказывания:Смысл раскрыт – 2 баллаСмысл не раскрыт, но в содержании прослеживается его понимание – 1 баллСмысл не раскрыт, содержание не содержит его понимания – 0 баллов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ2. К2 Представление собственной позиции при раскрытии проблемы, использованы знания, понятия термины соответствующей области знания:- представлена собственная позиция с аргументацией – 1 балл- представлена собственная позиция без пояснения или не представлена – 0 баллов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ3. К3 – Опора на факты общественной жизни и собственный опыт, аргументирование собственной позиции:- суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретический и фактический материал – 2 баллаСуждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала, или суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических суждений – 1 баллСуждения и аргументы не приведены – 0 баллов
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ5 баллов
РЕЦЕНЗИЯ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВОПРОСЫдостоинстванедостатки1. Правильно ли сформулирована проблема?2. Раскрыт ли смысл высказывания?3. Представлена ли собственная позиция с опорой на общественные факты и собственный опыт?4. Все ли понятия и факты использованы в аргументации?5. Выдержана ли структура, последовательность содержания?6. Сделаны ли выводы, умозаключения?7. Правильно ли и грамматически верно построены предложения?
Критерии РецензииДостоинства – плюс 1 баллНедостатки – 0 балловМаксимальное количество – 7 баллов
СТРУКТУРА ЭССЕ ВЫБОР ТЕМЫ.1. Зачин или вступление ( 2-3 предложения)2. Основная часть ПроблемаТермины, их значение, на основе которых развивается дальнейшая аргументация, изложенная последовательно с логическими умозаключениями, с опорой на собственную позицию и позицию мыслителей, подтверждающих или опровергающих правоту высказывания(4-6 терминов, по выбранной теме) 3. Заключение (2-3 предложения, можно выразить свое согласие, несогласие, частичное согласие)
ВЫБОР ТЕМЫХорошее владение теоретическим материалом той области знаний, которой соответствует тема.Владение фактами общественной жизни, аргументирующими позицию.
Учимся формулировать Проблему{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВысказываниеПроблемаФилософия. «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой» (Ф. Достоевский, русский писатель)Проблема единства свободы и ответственности личностиПолитология. «Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон)Проблема единства природы и общества как динамических системПравоведение. «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного» (аксиома права)Проблема взаимосвязи права и моралиСоциология. «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)Проблема социального неравенстваСоциальная психология. «Без многого может человек обойтись, но только не без человека» (К. Берне)Проблема взаимосвязи человека и обществаЭкономика. «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция» (Л. Эрхард)Проблема конкуренции
Установи соответствие{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВЫСКАЗЫВАНИЕПРОБЛЕМАФИЛОСОФИЯ1. «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой» (Ф.М. Достоевский, русский писатель) А. Проблема прогресса и развития общества2. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит практика» (Л. Фейербах)Б. Проблема взаимосвязи морали и ответственности3.«Тот, кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Чернышевский) В. Проблема единства чувственного и рационального познания4 «Информация без человеческого понимания Подобна ответу без вопроса: она лишена мысли» (А. Маслоу)Г .Проблема взаимодействия самопознания и знания5 «Только то постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.Пирогов)Д. Проблема взаимосвязи человека и общества 6 «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (М. Монтень)Е . Проблема взаимосвязи теории и практики7. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)Ж. Проблема взаимосвязи познания и объективного знания 8 «Прогресс не случайность, а необходимость»(Г. Спенсер) З .Проблема единства свободы и ответственности личности
Проверь себя1-З ; 2- Е; 3 – Г; 4 – В; 5 – Ж; 6 – Б;7 – Д; 8 - А
Формулируем проблему {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}высказываниепроблемаПолное подчинение законам доброты устранит необходимость в правительстве и в государстве(О. Фронтингем)Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»(Цицерон)Семья – это кристалл общества (В.Гюго)Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий)Бизнес – это сочетание войны и спорта (А. Моруа)Маргинальность – это результат конфликта с общественными силами (А. Фардж)Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит практика.
Формулируем проблему {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}высказываниепроблемаПолное подчинение законам доброты устранит необходимость в правительстве и в государстве(О. Фронтингем)Взаимосвязи морали и политики, правосознания и обществаМы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»(Цицерон) Взаимосвязи права и свободыСемья – это кристалл общества (В.Гюго)Взаимосвязи семьи и обществаЛюди существуют друг для друга (Марк Аврелий)Смысла жизниБизнес – это сочетание войны и спорта (А. Моруа)Взаимосвязи бизнеса и конкуренцииМаргинальность – это результат конфликта с общественными силами (А. Фардж)Соотношения маргинальности и правосознанияТе сомнения, которые не разрешает теория, разрешит практика. Л. Фейербах)Взаимосвязь теории и практики
Учимся писать эссе «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)Цель: Углубление знаний по теме «Философия»Овладение практическими навыками написания обществоведческого эссеФормирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов, умений грамотно аргументировать собственную позициюОтработка умений оценивать эссе по таблице критериев
практическое занятие «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский) Историческая справка Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – русский литературный критик 19 века. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)
Поиск проблемыО чем хотел сказать автор?Рассуждение: Как связаны между собой человек и общество? Действительно ли человека создает природа, а развивает и преобразует общество, и может ли человек жить вне общества? Эти вечные вопросы всегда были в центре внимания философов, начиная с античных времен. ( может быть и зачином)ВЫВОД:Проблема взаимосвязи человека и общества заложена в высказывании русского литературного критика 19 века В.Г. Белинского
РАБОТА С УЧЕБНИКОМОбщество, 10 класс, базовый уровень, под редакцией Л.Н. Боголюбова ТЕМЫ. «Общество», «Человек»
Определение терминовИНДИВИД – отдельно взятый представитель человеческого рода.ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качествЧЕЛОВЕК – целостное биопсихосоциальное существо, представитель Homo sapiens, создатель и носитель культуры человеческого общества, участник исторического процесса.
Определение терминовОБЩЕСТВО – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающего все способы и формы человеческого общения, часть материального мира, обособившегося от природы, но тесно с ней связанная.
Систематизируем ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛЯВЛЯЮТСЯ ЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА?
ЗНАКОМАСТВО С разными теориямиБольшинство сторон общественной жизни обусловлены генетически (социобиология)Основные свойства человека социально обусловлены и формируются только в обществеФакты из истории, раскрывающие обе точки зрения (сравнение с животными и дети-Маугли)
РАСКРЫТИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙЧто возникло раньше человек или общество?. «Человек животное общественное… Общество существует по природе и по природе предшествует человеку» (Аристотель)
РАСКРЫТИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙСтановление человека и общества шло параллельно: изменения в одном приводили к изменениям в другом.
Использование клишеИзлагая теоретический материал, высказывай свое собственное мнение при помощи речевых оборотов:«Нельзя не согласится с автором…»«Мне близка мысль…»«Я полагаю…»«Вызывает сомнения…»«На мой взгляд..»«Я убежден…»«Я полагаю…»
Использование клишеСочетание аргументации и примеров:«Приведем пример…»«Сошлемся на …»«Возьмем в качестве примера…»«Сопоставим …»«Ярким примером могут служить…»«Во-первых, во-вторых, в-третьих…»
заключение2-3 предложения, выражающих согласие, несогласие, частичное согласие с авторской позицией
Практическая работаНаписание эссе по Памятке и готовому образцуРецензирование эссе учащимисяОбмен мнениями, выставление оценок в соответствии с критериями (работа в парах)
Домашнее задание«У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества»(Г. Гейне)Определи область науки, к которой относится данное высказывание.Выяви проблемуПодбери теоретический и практический материал, аргументы.Напиши эссе.Сделай рецензию, оцени работу по шкале критериев.