Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: образец обществоведческого эссе по философии
Образец эссе
ФИЛОСОФИЯ
«Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» ((Л.Н.Толстой) Что такое истина? Как соотносятся истина, ложь и заблуждение? Прав ли Л.Н.Толстой, утверждая, что главным препятствием познания истины является не ложь, а подобие истины? Попробую поразмышлять над этими вопросами, опираясь на высказывание русского писателя.
На мой взгляд, в основу данного изречения заложена проблема истины и заблуждения. Чтобы обосновать свою позицию, рассмотрю сущность таких философских категорий, как «истина», «критерии истины», «ложь», «заблуждение». Итак, истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Рассмотрим их. В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Истина всегда субъективна по своей форме, однако по своему содержанию, т. е. по тому, что содержится в знании, она объективна. Содержание этого знания не зависит от сознания людей. Оно соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. К примеру, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое последующим развитием науки. Именно поэтому абсолютная истина - это только идея, т. е. некоторый идеал, к которому, безусловно, нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят "вечные" или "окончательные" истины, истины факта (Маркс родился 5 мая 1818 г.). Хотя и здесь есть относительный момент - само летосчисление. В исламском летосчислении (от хиджры) цифры, понятно, будут другими. Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента Таким образом, абсолютная и относительная истины - истины объективные. Главным, решающим критерием истины является практика, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Рассмотрим, как соотносятся истина и заблуждение? Заблуждение - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину, и поэтому является препятствием познания истины. Попробую обосновать данный тезис. Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, то есть недостаточное знание, которое приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают - правда, односторонне - объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего - пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно - они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.
Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Вот почему Л. Н. Толстой прав, считая подобие истины (заблуждение) г препятствием познания истины. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой пространства и времени. Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Вместе с тем можно частично не согласиться с категоричностью писателя, потому что, как показала практика человечества, заблуждение - это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. Тут уместно напомнить слова И. В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Ложь же, в отличие от заблуждения, - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. К примеру, фирма "Иванов и компания" рекламирует средство, поражающее болезнетворные бактерии, но при этом умалчивает о противопоказаниях этого средства. В результате, вред от приема этого лекарства превышает пользу; проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и уже страдают не единицы, а сотни тысяч людей. Обобщая, можно сказать, что в целом истина несет объективное содержание (информацию объекта) и ценностную ориентированность субъекта, а ценность знания определяется мерой его истинности. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Поэтому выход один: «Освободить человека от заблуждений - это значит придать ему нечто, а не отнять. Освобождение от лжи есть проповедание истины, знание того, что выдаваемое за истину есть ложь, есть истина. Заблуждение всегда вредит. Рано или поздно оно сделает вред тому, кто признает его за истину» (Шопенгауэр).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что заблуждение как подобие истины, действительно, является препятствием познания истины, и в этом, безусловно, можно согласиться с Толстым Л.Н., но признать все же заблуждение как толчок к продвижению к истинным знаниям.