Реферат по литературе Я научился плавать раньше, чем писать о жизни и творчестве писателя Б.С.Романова






«Я научился плавать раньше,
чем писать»

РЕФЕРАТ




Выполнила: Егорова Елизавета,
ученица 8 –а класса МАОУ
«СШ №1 им.М.Аверина г.Валдая»

Руководитель: Потагина Т.К.,
учитель русского языка и литературы МАОУ
«СШ №1 им.М.Аверина г.Валдая»






2016 год

План


Введение

II. Основная часть
2. 1. Биографические сведения о жизни капитана дальнего плавания Бориса Степановича Романова
2.1.1. Годы учебы
2.1.2. Годы службы во флоте
2.2. Отражение в поэтическом творчестве писателя Б.С.Романова темы моря. О сборнике стихотворений «Солёный Огонь»
2.3. Писатель-маринист Б.С.Романов. Аннотация к рассказам сборника «Капитанские повести»
2.4. Водная стихия в творчестве Б.С.Романова «сухопутного периода его жизни»

III. Заключение
3.1. «Он везде был капитаном»

IY. Список источников информации








Введение
Имя Бориса Степановича Романова (1936 -1998гг.) хорошо известно жителям города Валдая Новгородской области. Это легко объяснимо.
Писатель, капитан, известный общественный деятель Борис Степанович Романов родился и похоронен в городе Валдай Новгородской области. Уже после его смерти Решением районного Совета народных депутатов валдайской библиотеке в 2001 г. было присвоено имя Бориса Степановича Романова.
Более тридцати лет своей жизни писатель Борис Степанович Романов отдал Заполярью, морю, но жизненный и творческий путь Бориса Степановича Романова начался с земли Валдайской, земли сухопутной. Знакомясь с жизнью Б.С.Романова, понимаем, что огромное значение для него – человека и писателя – имело море. Может быть, именно море – водная стихия – определило его взгляды на жизнь, сформировало его жизненную и писательскую позицию. Борис Степанович в поэтических строках выразил эту мысль, сказав: «Я научился плавать раньше, чем писать».
Цель работы – выявить, какое именно место в жизни и творчестве Бориса Степановича Романова занимала «водная стихия».










Основная часть
Вспомним, что родился Борис Степанович в городке Валдай на берегу прекрасного Святого озера
13 июня 1951 года Б. Романов с отличием окончил Валдайскую школу №2

Затем, до 1956 года, он учился в Ленинграде в Ломоносовском мореходном училище, о чем свидетельствует запись в Дипломе об окончании Романовым Б.С. Ломоносовского мореходного училища ВМФ по специальности «Судовождение» с присвоением квалификации «Техник-судоводитель». 1 марта 1956года

Сохранилась фотография, где сняты выпускники Ломоносовского мореходного училища ВМФ, судоводительского отделения 1956 года. Первый слева во втором ряду Романов Б.С.

По окончании училища Борис Степанович был направлен в Мурманское морское пароходство. «Нарва» - первое морское судно, на котором проходил службу Романов Б.С. в должности третьего помощника капитана в 1956 году

«Терек» - второе морское судно, на котором проходил службу Романов Б.С. в должности второго помощника капитана. Это фотография 1958 года:

«Шача» - третье морское судно, на котором проходил службу Романов Б.С. в 1960году:

В 1962 году Б.С.Романов становится капитаном дальнего плавания
Диплом Романова Б.С., капитана дальнего плавания. 23 января 1962 года:


Около двадцати лет Борис Степанович плавал штурманом, капитаном дальнего плавания. Он работал лоцманом, побывал во многих странах, например, в Исландии, на морской килекторе «КИЛ-22» в 1969 году:
Об этом (морском) периоде жизни нашей страны, русский людей и валдайца-моряка Бориса Романова рассказывают его книги, такие, как: «Капитанские повести», «Пане – лоцмане», «Почта с восточного побережья» и др.
Страна как морская держава после Великой Отечественной войны находилась на крутом подъеме. И главным выражением, символом этого подъема был, конечно, Мурманск. Его флоты – всех назначений – укреплялись на берегу и одновременно выходили в океан.
В конце 50-х и прибыл на мурманский берег России Борис Романов- выпускник Ломоносовской мореходки.
Вот его портрет того времени. Крепкий, плечистый, напористый, уверенный, обаятельный морячок, всегда одетый по форме, с иголочки. Лицом лобастый, голубоглазый, улыбчивый. Настроением – всегда бодрый, лучащийся жизнелюбием.
В морелюбии молодого Романова было что-то хэмингуэевское. Море и мужская дружба – превыше всего. Романов страстно любил жизнь. Он был яростным океанопоклонником, по- мальчишески загорающимся при любом разговоре о море, о кораблях. О плаваниях, о морской поэзии. Он почитал традиции и старинную морскую иерархию, как "Отче наш". И если кто-то при нем позволял критическое суждение по поводу офицерства, судовых традиций, статуса единовластия и непогрешимости капитана, он воспринимал это как личную обиду и помнил ее долго. Сам служил судовождению как религии.
Как моряк Борис Степанович проявился еще в 60-е годы. На Север прибыл человек талантливый и целеустремленный, с активной жизненной поэзии, тогда еще просто Боря Романов, он легко вошел в морское братство сурового заполярного края. Работал штурманом на кораблях служебного и гидрографического флота, в тридцать лет был уже капитаном. Надо сказать, что редко кто становится капитаном раньше 35-40 лет. Капитан Романов водил суда в Европу, на Кубу, в Арктику, вдоль северного фасада нашей страны.
Особой трепетной любовью до конца дней Бориса Степановича была Арктика, полярное мореплавание, ледокольный флот и, конечно же, люди далеких северных окраин России – моряки, полярники, гидрографы, летчики, зимовщики на полярных станциях. О них он писал в своих прекрасных книгах.
С полным правом Борис Романов считается писателем-маринистом. Датой рождения мурманской маринистики можно считать 1965 год, когда областное книжное издательство выпустило книгу стихов Б. Романова " Соленый Огонь".
После выхода в свет этой книги молва о Борисе Романове, как о поэте прокатилась по всему вспомогательному флоту. После этого Б. Романов, точнее, экипаж его судна, пользовался особым расположением хозяйственно- финансовых органов при получении технического, продовольственного и других видов обеспечения.
Стихотворение "Пробив заряда полог белый"
В начале сборника идет страница биографии. Рассказывают люди, знавшие Романова и работавшие вместе с ним, деля тяжелый морской труд. Романов работал старшим помощником капитана на танкере. В одном из рейсов их танкер тащил на буксире другое судно, и во время шторма буксир оборвало. Команде в труднейших условиях пришлось вновь взять на буксир оторвавшееся судно.
Не забудешь про такое,
Как среди сплошных тревог
Резал море штормовое
Острой стали островок.
Не забудешь про усталость
От такого ремесла
Горечь моря в нас осталась
Сила в мускулы вросла!
"Танкер шел в порт. В каютах готовились к встрече с землей. Уносили в сушилку матросские робы, доставали из рундуков лучшие костюмы и уже не думали о том, что случилось, и что еще не раз может случиться, потому что считали это обыкновенной работой, потому что не мыслили себя без моря. А оно, уже тихое, доброе, рассказывало то, что услыхал старпом Борис Романов и передал в коротких взволнованных строчках стихов:
Осталась лишь память надолго
От этих часов и минут.
Есть люди, которые долгом
И службой свой подвиг зовут.
Несмотря на то, что Борис Романов вошел в литературу как поэт, основным его призванием, как писателя стала проза. В морских рассказах и повестях он отразил почти все грани морского Мурманска. Обеспечение побережий, арктические плавания, выход рыбаков в океан, транспортные рейсы через Атлантику, взрывчатые будни Северного флота - все то, что надо определить, как взлет великой морской державы России в начале второй половины 20 века. Было время, когда огромное число северян с добрым вниманием ожидало и принимало морские книги Романова: повесть "Тревожные сутки", первая, с которой вступил в литературу, рассказы сборника "Через ярус", повести "Почта с восточного побережья", "Бабий узел", "Конские широты". Появилось точное название цикла "Капитанские повести". Эта книга останется в русской маринистике на долгое время.
Писал эти повести Романов в течение 10 лет – с 1964 по 1973 год. Точность и выверенность здесь ощущаются во всем. "Он пишет так, словно наблюдает с капитанского мостика вверенное ему малое государство: все на виду и все должны делать свое дело. Он пишет так, словно обходит все, что на палубе и все, что под ней.
В повести «Тревожные сутки» (1964) автор рассказывает реальный эпизод из своей капитанской биографии. В центре повествования один день из жизни экипажа танкера «Балхаш», который везет топливо на заблокированную американским флотом Кубу. Действие происходит в разгар Карибского кризиса 22 окт. 1962. День этот становится переломным для команды «Балхаша», определяющим для настоящего и будущего героев повести. Танкер сопровождает американский сторожевик, над ним непрестанно висят вражеские самолеты, вдобавок на судне происходит тяжелая авария. Экстремальная ситуация высвечивает человеческую суть каждого члена экипажа. Это испытание выдерживают не все. Обнаруживает свою ненужность помполит Вальтер Иванович, казнит себя за отчуждение от близких ему людей старпом Александр Кирсанович. «Повесть читается на одном дыхании. Нельзя не порадоваться умению писателя показывать события и людей...»
Критики неоднократно отмечали особую, «капитанскую» манеру письма Романова: «пишет так, словно обходит все, что на палубе, и все, что под ней: всех видит, про всех знает...»
По общему мнению, самой сильной среди «Капитанских повестей» была повесть «Почта с восточного побережья» (1970). Главный герой пассажирский помощник теплохода «Олонец» Эльтран Дементьев начинает борьбу с пьянством на судне, с устоявшейся для местного ресторана практикой, когда «водка на завтрак, водка на вынос, водка на вечер». Для Дементьева, в прошлом блестящего офицера-подводника, едва не спившегося из-за измены жены борьба с этой бедой служит основанием для собственного нравственного возрождения. Здесь нет напряженной атмосферы «Тревожных суток». Повествование ведется спокойно, без внешних эффектов. Драматизм здесь внутренний, психологический. Как писал А.Миланов, «...море, корабль отступают здесь на задний план. Они становятся... антуражем, лирическим фоном в том главном, к чему идет каждый писатель: раскрытию внутренних и внешних проявлений человеческих характеров, в столкновении индивидуальностей...» 
Высоко оценил «Почту с восточного побережья» В.Астафьев, отмечавший, что это «уверенная, точная, емкая проза». Солидарен с ним В.Крупин, заметивший, что «Капитанские повести» написаны «уверенной мужской рукой».
"Жизнь на море, морская работа требует особенной чистоты – чистоты нравственной. Именно эта тема наиболее интересна в "Капитанских повестях Б. Романова. Герои его люди напряженной вдумчивой внутренней жизни, принимающие правильные решения только после того, как помногу раз будут взвешены все нравственные "за" и "против". Это капитан-промысловик Меркулов из повести "Мурманск-199".
"Бабий узел" – повесть, в которой сказано больше, чем написано. Это диалог двух капитанов – Молодого Охотина с "Бориса Кустодиева" и старого Строкова с "Антокольского", его наставника. Беда, но и вина Охотина в том, что он не все услышал из слов Строкова. Не услышал главного: " Морскими узлами надо шкерты вязать, а не жизнь. Жизнь-то надо бабьим, понял? Морские узлы веками придумывали, а почему и для чего? Морской-то узел, он какой? Держит твердо, намертво, будь здоров, держит, а чуть дернул ты за свободный конец – он вжик! – распустился и ты опять оторвался, свобода значит: выбирай, что дальше делать. Для жизни так не годится. Уж если ты в жизни что выбрал, вяжи для себя бабьим узлом, чтобы потом не то, что ногтями – зубами не развязать было, хоть так тяни, хоть этак, понял сынок?"
«Капитанские повести» завершает повесть «Конские широты» (1973), которая разительно отличается от «Тревожных суток» и др. повестей цикла. Здесь нет приключений, пожаров, катастроф. Обычное плавание заурядного теплохода «Валдай». Здесь, как пишет Т.Рябинина, «вместо героики соленый пот морской работы. Вместо "девятого вала" полный штиль...». Однако, отмечает критик, «повесть читается как энциклопедия судовой жизни, из которой можно почерпнуть самые разные сведения от высоких требований к моральному облику советского моряка до физиологических подробностей протекания морской болезни» . По мнению В.Харчева, именно в «Конских широтах» Романов «первым из наших писателей-маринистов сфокусировал проблему "дом и корабль": корабль это мы, наше общество, взятое в таком вот необычном... ракурсе» .
"Капитанские повести " – трудные повести. Трудные по материалу. Главное найти в жизни то, чему ты можешь отдать себя без остатка и не пожалеть. Согласитесь, что океан подходит для этого". Таков нравственный итог повестей.

Заключение
Когда подолгу плаваешь, Земля становится все меньше, а родина все больше. "Пока, наконец, не займет столько места, что ничего больше в душу не втиснешь, кроме тоски по ней". Ничего удивительного нет в том, что Борис Романов обратился к земным мотивам. Он написал книги о лесном, деревенском крае. Роман "Третья родина" вместе с повестью "Святое озеро" и романом "Прощальный снегопад" составляют трилогию. В свое время писатель активно выступал в защиту Валдайского заповедника, в борьбе за чистоту вод прекрасного (Святого) Валдайского озера. Читая книги Б.С.Романова, мы видим, как он любит свой край, и какое значение в его судьбе имеет озеро: " Озеро в моей судьбе означало все: я научился плавать раньше, чем читать, и грести научился раньше, чем решать арифметические задачки. Смоленые лодки, самодельные плоты, шпрюйтовые паруса и озерный пароходик, плицами перебирающий воду, поведали мне о прелести мореплавания, завлекательный мусор по берегам, преображенный волнами, научил меня фантазировать, и, потянувшись вслед уходящему в бакштог выструганному из толстой сосновой коры игрушечному, с бумажными кливерами, кораблику, я стал судоводителем".
Капитан значит гораздо больше, чем министр. Министр решает вопросы в отдельной узкой области. А капитан на корабле отвечает за все. Мурманчанам повезло, что во главе писательской организации стоял именно Капитан. Он возглавил команду, и это определило будущее мурманского литературного корабля.
В начале 90-х, когда был развален Советский Союз, Борис Степанович неожиданно стал первым секретарем Союза писателей. Его кандидатуру предложил С. Залыгин и за Романова проголосовали. Это был очень трудный момент в жизни страны, и противостоять дальнейшему развалу страны писателям тогда удалось. А у руля стоял Романов, доказавший, что он человек не новгородский и не мурманский, но русский и российский.
Отработав секретарем положенное время, он, как и обещал, вернулся в Новгород. Там организовал клуб юных моряков. На корабле "Саша Ковалев" через беломорские шлюзы дошел до Мурманска. Фактически вывел ребят в океан.
Очень хорошо сказал о Б. Романове его коллега капитан дальнего плавания Леонид Селиверстов: "Однажды, это было давно, меня спросили: "Кем на ваш взгляд больше является Борис Степанович – писателем или моряком – капитаном. Я тогда не смог ответить – не знал. Теперь знаю: у него всего было через край – яркого писательского таланта, особой человеческой мудрости и дерзновенной моряцкой отваги. Это был одаренный, всесторонне развитый истинно российский характер. При встречах с ним всегда складывалось впечатление: вот, наверное, такими и были наши предки – новгородские первопроходцы и обустроители северных окраин российского поморья – упорные отважные, знающие себе цену люди". " И еще он дорог и всегда будет памятен нам как истинный патриот-государственник. Его острые публицистические выступления в печати за сохранение и дальнейшее развитие России как морской державы, всегда находили горячий отклик и поддержку моряков. В частности статья "Море и горе" и многие другие публикации последних лет его жизни пронизаны горечью, искренней болью и острым критическим сарказмом в адрес прямых виновников развала Морского флота страны". Это трудное для русского сознания время. Ясно, что в этой схватке пригодиться, как одна из душевных опор и морепоклонничество писателя-моряка Бориса Романова, оставившего нам в наследство дружбу с океаном, впечатанную в стихи, рассказы, повести". До конца до смертного часа он продолжал писать.
6 мая 1998 года не стало Бориса Романова. Памяти писателя поэт Виктор Тимофеев написал стихотворение "Капитан":
Там же море! Куда ты спешишь, капитан,
Этим шагом железно-чеканным
Там хохочет прибой, там ветвится туман,
Что за цель видишь ты за туманом?
Раскачалась земля от чеканных шагов,
Капитан не сбивается с шага.
Цель его горизонт, он глазаст и толков,
На лице его честь и отвага.
Вот и берег. Но дальше идет капитан,
И под ним простирается бездна.
Но не дрогнут глаза. Его держит вода!
– На тропе для других бесполезной.
Он все дальше, все дальше. Растаял почти.
Шум прибоя все глуше и глуше.
Еле видно его. А ему позади
Еле видно полосочку суши.
Океан Океан! Капитанский закон,
Что ты сделал теперь с капитаном?
То ли бездна его приняла, то ли он
Стал невидим за синим туманом.















Источники информации
Интернет-источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Литература:
Аммон Г. Книга тревог // В мире книг. – 1970. – № 2. – С. 26-27.
Балашов Д. Капитан: Б. Романову – 60 лет // Литературная Россия. – 1996. – 19 апр.
Богатко И. Земные заботы «морской души» // Литературная газета. 1980. №6. С.4;
Васильева Л. Б. С. Романов и районная библиотека // Валдай. – 2002. – 26 апр. – С. 3.
Велигина Р. Хороший писатель думает о вас // Полярная правда. 1981. 27 сент. С.3;
Каменев В. Пока живешь... // Север. 1978. №7. С.107-113;
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 216-218.
Рябинина Т. Сад ветвящихся дорожек // Мурманский берег. 1998. № 4. С.52-54.
Селиверстов Л. Памяти полярных мореходов: Б. С. Романов // Валдай. – 2000. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – С. 2.
Филонов А. Всего тридцать одна // Полярная правда. 1971. 5 дек. С.3;
Харчев В. Деловой человек на море // Север. 1979. №3. С.110-115;
Харчев В. Диалоги на море и на земле // Север. 1984. №12. С.109-115;
Харчев В. Морское и земное // Водный транспорт. 1979. 2 авг. С.3;
Харчев В. Тревога над морем // Север. 1972. №2. С.115-118;
Черкасский Я. Писатель дальнего плавания // На страже Заполярья. 1986. 2 авг. С.4.

 Васильева Л. Б. С. Романов и районная библиотека // Валдай. – 2002. – 26 апр. – С. 3.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Балашов Д. Капитан: Б. Романову – 60 лет // Литературная Россия. – 1996. – 19 апр.

 Аммон Г. Книга тревог // В мире книг. – 1970. – № 2. – С. 26-27.

 Харчев В. Деловой человек на море // Север. 1979. №3. С.110-115
 Харчев В. Диалоги на море и на земле. С.109

 Харчев В. Диалоги на море и на земле. С.110
 Велигина Р. Хороший писатель думает о вас // Полярная правда. 1981. 27 сент. С.3
 Рябинина Т. Сад ветвящихся дорожек // Мурманский берег. 1998. № 4. С.52-54
 Харчев В. Морское и земное // Водный транспорт. 1979. 2 авг. С.3
 Селиверстов Л. Памяти полярных мореходов: Б. С. Романов // Валдай. – 2000. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – С. 2.









13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315