Методический реферат на тему Народные песни, их воспитательный материал
Народные песни, их воспитательный потенциал
Методический реферат
Введение
Состояние нашего общества в данный период времени характеризуется тем, что мы, пытаясь угнаться за другими странами и стараясь выглядеть на международной арене цивилизованными, совершенно забыли о том, что всегда отличало нас от других и составляло нашу сущность, сущность русского человека – верность традициям наших предков и память о них.
Именно поэтому теперь назрела необходимость возвращения к истокам культуры русского народа, которая уходит корнями в глубокую древность. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее и постигнуть будущее.
«Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями» [2] и она не может быть отделима от повседневной жизни нашего народа.
Очень много русских народных песен использовано композиторами в своём творчестве. Некоторые из них даны почти в подлинном виде, другие же используются композиторами в изменённом виде, но сама песня, как основа, сохраняется. Например, в песне Марфы «Исходила младёшенька» в опере Мусоргского «Хованщина» мелодия песни сохраняется неизменной, в то время как оркестровое сопровождение в каждой строфе варьируется в соответствии с текстом.
Народную песню композиторы использовали и в симфонических произведениях, например, Глинка в «Камаринской»; Чайковский в финале 4-й симфонии «Во поле берёза стояла» и т. д.
Русская классическая музыка уходит своими корнями в русское народное творчество. Постепенно, веками вырабатывались те особенности и черты, которые прочно вошли в русскую классическую музыку и создали её национальный характер.
Среди певцов и музыкантов всё больше становилось выходцев из народа. Многие из них оказывались чрезвычайно одарёнными и делались крупными мастерами-профессионалами. Именно они и являлись выразителями национальных стремлений в развитии русской музыки и создателями лучших музыкальных произведений своего времени.
Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».
Прошло время, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – нужно обращать внимание детей на народные истоки, корни, обряды, традиции, обычаи, которые долгое время были в забвении.
Сейчас дошкольник живет в то время, когда он находится под влиянием телевидения, интернета.
В этот период он чутко реагирует на все увиденное и услышанное. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте приобщаться к народной культуре. Именно в это время формируется личность. Использование музыкального фольклора «способствует формированию в ребенке таких качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям» [7].
Ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Музыкальный и поэтический язык народной песни – его правдивость, искренность, простота, эмоциональная выразительность. Русская народная песня производит огромное впечатление своей задушевностью и глубиной чувства; она исключительно проста, сдержанна, в ней нет ничего лишнего, но при этом её напевы очень выразительны.
На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд. Песни звучали «в будни и в праздники, в часы труда и отдыха, в радости и в горе. Песня сопровождала русского человека от колыбели до могилы» [11].
Как же с помощью русской народной песни воспитать в ребенке доброту, искренность, любовь к Родине, к сверстникам? Эта тема очень актуальна, ведь пение - основной вид музыкальной деятельности детей в детском саду.
«Песенный фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, поскольку несет в себе представления о прекрасном и красивом в устройстве быта, языке, этнографической и художественной культуре народа, природе, человеческих отношениях».
Дошкольный возраст наиболее восприимчив, поэтому через народную песенную культуру в понятной для ребенка форме можно воспитать нравственные и эстетические чувства; духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, стране, к культурному наследию своего народа, к природе родного края.
Исследование русского народного песенного фольклора провел Г. М. Науменко в своем труде «Дождик, дождик, перестань!», Т. А. Агапкина «Этнографические связи календарных песен». Но проблемой воспитательного потенциала именно на дошкольный возраст мало. Народную песенную культуру в рамках изучения народной педагогики рассматривал Г. Н. Волков.
Большое разнообразие методик, разбросанность материала по русской народной культуре в дошкольных учреждениях не позволяет воспитателям и педагогам более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
В настоящее время знания, умения и навыки по русской народной культуре не оставляют целостного следа в памяти ребенка и угасают при дальнейшем обучении детей в школе.
Народная песня – средство национального воспитания
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его тому или иному навыку.
«Песенный фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения».
Через песенное творчество также обогащается словарный запас ребенка, улучшается детская речь, совершенствуется артикуляционный аппарат. При пении слова говорятся протяжно и на распев, помогая, таким образом, четкому произношению. В вокальном процессе развиваются музыкальный слух, чувство ритма, память.
Благодаря коллективному пению развиваются коммуникативные, личные качества.
В. И. Байтуганов (создатель и руководитель школы русской традиционной культуры «Васюганье», г. Новосибирск) считает что «умение интонировать народную песню, легко переходить от устоя (опоры) к вершине попевки и обратно, легко и свободно запевать песню без тона, импровизировать в народном стиле» [1] является главной задачей музыкального развития детей на основе фольклора.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Главная задача музыкального руководителя, совместно с воспитателем, средствами народного музыкального творчества – повернуться детей лицом к народной музыке, «начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки».
Достоинством песенного репертуара является яркая образность. Такие песни, как «Ладушки», «Петушок», «Зайчик», уже с младшего возраста становятся горячо любимыми детьми. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. С этой же целью используются детские считалки «Бай-качи-качи», «Чики-чики, чика-лочки», «Лиса по лесу ходила». Интонационной особенностью этих песен является повторение 2-3 или нескольких звуков в определенной последовательности, что позволяет детям хорошо усваивать определенные мелодические обороты. Нужно отметить также небольшой диапазон песен и преобладающее звучание среднего регистра, включающего в себя примерные звуки детского голоса.
В народных песня все предусмотрено природой. Примерная зона для детей это «ми», «фа», «соль» первой октавы. Именно в этой зоне детский голос проявляет свои лучшие качества.
Основой детских закличек, приговорок, игровых припевов, колыбельных песен и шуточных скороговорок речитативного склада являются многократные повторы секундовых, терцовых, реже квартовых попевок.
В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. «Строящиеся на напевно-декламационных интонациях клича, зова, они отражают естественные понижения и повышения разговорной речи ходы на малую секунду. Доступные каждому ребенку секундовые и терцовые интонации детских песен подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий» [8].
Мелодии народных песен также легко исполняются без аккомпонемента и дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. Например, песня «Петушок» построена на трех звуках, «Две тетери» – на четырех, «Как у нашей Дуни», «Комарочек», «Сеяли девушки яровой хмель» – на пяти звуках. Музыкальные фразы часто заканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни дети, припев – другие. Таким образом, во время пения народных песен не утомляются голосовые связки детей. «Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей».
Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровождением, затем без инструмента с помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть а капелла. «В старшей группе эта задача решается на маленьких песенках, попевках, на русских народных песнях, доступных детям 5-6 лет».
Своеобразно и ладовое строение русской народной песни. Особенно часто применяется так называемый переменный лад – сочетание мажора и минора. Например, в песне «Ходила младешенька по борочку» вслед за мажором во втором музыкальном предложении идет минор.
Воспитательный потенциал народного песенного жанра
Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «Котя, котенька, коток», «Идет коза рогатая». В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели.
Колыбельные – это огромное богатство русских народных песен. В самых старинных из них мягкость, ласковость родительской любви и заботы сочетается с мечтой вырастить кормильца, труженника. Колыбельную поет преимущественно мать своему младенцу. «Колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю человечества» [2].
Причесывая и купая кукол, девочки поют им особые песенки, укладывая их спать, поют колыбельные. Эти песенки отличаются от песен взрослого репертуара более простыми попевками, нередко в их текстах упоминается сама кукла.
«Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения - колыбельные песни» [8] Детям, которые еще лежат в колыбели, слова еще пока непонятны, нежность, вложенная в мелодию, и слова уже формируют личность. В колыбельной мать непринужденно рассказывала о важности труда в повседневной жизни без назидательности и нравоучения.
Если в колыбельной песне большинство мотивов непонятны ребенку, то поэзия пестования четко связана с интересами, запросами и потребностями ребенка. Поэтому ее считают собственно детским фольклором. Каждая из трех групп текстов предназначена для детей определенного возраста. Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше – потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него.
Пестушками называют короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение, поглаживание, подбрасывание, щекотание). Они помогали установить эмоциональный контакт с взрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка, обучали языку и мелодике, давали первые представления о реалиях окружающей действительности. Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни.
Например, чтобы приучить ребенка стоять без опоры, припевают, взяв его за обе ручки:
Ай, деточка, попляши,
Твои ножки хороши,
Нос сучком,
Голова крючком,
Спинка ящичком.
Когда ребенок делает первые шаги, то поется следующая потешка:
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок на мошок
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.
Ребенок начинает бегать, делают вид, что догоняют его и приговаривают:
Я точу, молочу
На чужом гумне.
Ко мне курочка пришла,
Куропаточка пришла.
Я девушку нагоню,
Я красную нагоню,
За себя ее возьму.
Упражнения помогают воспитывать координацию движений и приучают ребенка владеть своим телом, а сопровождающие их пестушки отличаются динамичностью стиха и ритма в соответствии с движениями ребенка.
Плачущего ребёнка обычно успокаивали, показывая ему «козу», т. е. бодали, наставив на него вытянутые указательный палец и мизинец, при этом приговаривали:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая;
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Забодаю, забодаю.
Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место, Пеку, пеку каравай!
Головоньку – валяй, валяй!
У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослыми и желание повторить это самостоятельно.
По мере усиления игрового начала пестушки переходят в потешки сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них создаётся элементарная игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребёнка. «В этих играх уже часто присутствует и педагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии» [2].
Потешки учили действиям:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Бабушка добренька,
Кашка вкусненька,
Попили, поели
Шу-у-у! полетели,
На головку сели!
Каждая игра содержит наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми: «Этот мал, не дорос, Он воды не принес. Шшу, шшу, полетели!» Так ребенок постепенно приготавливается к самостоятельной жизни в детском коллективе, познает окружающий его мир и приспосабливается к нему.
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам
Отдала.
Этому дала (перебираются все пальцы),
Этому не дала (трогают мизинец).
Зачем дров не пилил,
Воду не носил.
Пошел сам искать,
Здесь водица холодненькая,
Здесь тепленькая,
Здесь горяченькая,
Здесь кипяток, кипяток.
Общение с ребенком происходит в виде диалога, подразумевающего непосредственный контакт. Ребенок должен был повторять за взрослым отдельные команды. Во время игры ребенок также обучался элементам счета и подходил к пониманию некоторых абстрактных понятий (аллегории: пальцы - сорочата).
Примерно со второго года жизни, детям поют песенки более сложного содержания.
Вероятно, песенки и прибаутки вошли в детский фольклор из фольклора взрослых: шуточных, игровых, хороводных, плясовых, сатирических песен, песенок из сказок, загадок, частушек. Прибаутки, не сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией, исполняются взрослыми для детей и самими детьми. Дети также складывали подобные тексты, развлекая и себя самих, и окружающих.
Из колыбельных песен заимствована образная система, встречаются близкие и знакомые детям животные: кошка, курочка, мышка, барашек и другие.
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Бежит курочка с ведром –
Заливать кошкин дом.
Чаще других встречаются прибаутки про козу и сороку:
– Ты коза, коза, коза,
Лубяные глаза,
Где, коза, была?
– Жеребят пасла.
– Где жеребята?
– В гору ушли
Нередко встречаются и фантастические образы.
Приписывание животным необычных свойств приводит к появлению нетрадиционных ситуаций:
Танцевала рыба с раком,
А петрушка – с пастернаком,
А цибуля – с чесноком,
Красна девка – с казаком,
А морковка не хотела,
Потому что не умела.
«С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей» [13].
Можно назвать такие игры-песни: «Вставала ранешенько», «Вейся, вейся, капустка моя», «Маки-маковочки», «В сыром бору тропика», «Ходит зайка по саду», «Сидит дрема», «Уж как по морю» и другие.
В песнях-играх даются понятные детям образы добра и зла. И дети с удовольствием участвуют в этом. Ведь в игре ребенок познает мир, образы; приобретает умения и навыки, развивает фантазию. А песня помогает игре создать и обогатить ярче эти образы.
Что значат игры для современного ребенка? Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа. Именно поэтому так высоки наш интерес и уважение к играм детей различных народов, потому что они способны обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную, прежде всего каждому ребенку индивидуально.
Детям можно объяснить, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека, а затем находят отражение в детских играх. Можно объяснить, что «у народов, живущих в средней полосе России, на юге и занимающихся земледелием, соответственно были игры, связанные с этим видом хозяйственной деятельности – «Редька», «Лен» и др., в которых отражались этапы роста той или иной культуры» [5]. В сибири на Алтае - «Каравай», «Салатик», «Баба сеяла горох», «Мак».
Много места в жизни крестьянских детей занимали различные заклички и приговорки.
3аклички (от слова закликать звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы.
Традиционное творчество сельских детей связано с сельскохозяйственным трудом, с окружающим их бытом, природой и животным миром. Собирая грибы и ягоды, сельские ребята нередко напевают множество приговорок, чтобы грибы и ягоды нашлись, не прятались от них, до краев наполнили короб или лукошко. Порой заговорные песенки припевают во время посадки овощей: капусты, репы, гороха. Пропевая эти песенки мы обучаем в игровой форме навыкам посадки и формируем бережное отношение к земле, к урожаю.
Так, например, в южной России, где жарким летом необходимы и желанны дожди, дети поют множество самых разнообразных закличек дождю. В северных же областях чаще можно услышать заклички солнцу, которое просят выглянуть, ветру (нередко северному), чтобы он перестал дуть или стал попутным.
Еще один пример песенного жанра хоровод. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, – ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д.
Сколько добрых ощущений испытывает ребенок младшей группы в хороводе «Ходит Ваня». Ведь найти надо дружочка, открыто выразить расположение к кому-либо из товарищей. Это чувство сохраняется и после игры. А воспитание дружбы в коллективе, который еще только начинает создаваться, - это уже зачатки нравственного воспитания.
Хороводы для детей старшей и подготовительной групп «Теремок», «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла» просты по форме и понятны детям по образам. Хороводы даже у самого застенчивого ребенка вызывают желание проявить себя. Неловкие девочки на глазах преображаются под звуки напевной русской мелодии «Во поле береза стояла».
Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет, особенно в младших группах (3-5) восприимчивы, игровая деятельность у них основная и через нее они постигают социальный опыт, традиции, культуру. И это все можно использовать в воспитании ребенка, а народная педагогика, в частности народные песни могут в этом помочь.
Выводы по первой главе: дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения эстетической культурой средствами музыкального фольклора. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его духовного становления.
Все авторы (В. И. Байтуганов, Г. Н. Волков, Г. М. Науменко) сходятся во мнении что русская народная песня во всех своих детских жанрах служит одной цели. Исполняя считалки, приговорки, заклички, слушая колыбельные песни, частушки, потешки, играя в разнообразные народные игры, дети приобретают опыт, развивают кругозор, познают природу, окружающий мир, обогащается их словарный запас, происходит физическое развитие, совершенствуется культура поведения. У дошкольников формируется эстетический вкус, эстетическое восприятие мира.
Заключение
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. И поэтому активное воспитание касается дошкольного возраста. Так же и приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. «Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]