Занятие по биологии для студентов 1 курса Тема: «Организм – единое целое»

Занятие по биологии для студентов 1 курса
Тема: «Организм – единое целое»

Составитель: преподаватель общеобразовательных дисциплин Усть-Илимского филиала ГБПОУ «Иркутский энергетический колледж» Е.И.Панов

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний

Форма занятия: лекция с элементами практической работы

Технологии, используемые на занятии: ИКТ, системно-деятельностная

Цель учителя: обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о структурных компонентах живых организмов и их взаимодействии в составе целостной единой системы.

Цель обучающихся: Доказать, что все структуры и компоненты организма взаимосвязаны и существуют как единая целостная устойчивая система.

Задачи:
Продолжить формирование информационной и познавательной компетенций у обучающихся через организацию работы по выполнению различных типов эвристических заданий.
Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученные знания на практике, работать в команде.

Ход занятия

1 этап – организационный – 10 минут

Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас будет не обычное занятие. Я предлагаю вам поучаствовать в игре под названием «РВС – разведай, выясни, сообщи». Попробуйте представить, что вы не просто студенты, а настоящие ученые-исследователи. Ваша задача – изучив различные материалы, восстановить определенные процессы и явления, происходящие на планете Земля, которые были утеряны в результате информационного сбоя.
Чтобы вы лучше ориентировались, что вы будете делать в течение занятия и как будет оценена ваша работа, прошу обратить внимание на лист оценивания деятельности студента и маршрутный лист игры «РВС».
На доске Вы видите понятия:
Молекула, клетка, ткань, орган, система органов, организм, внешняя среда.
Вам необходимо подумать, где вы встречались с данными понятиями, структурировать имеющиеся знания и составить схему, которая бы отражала взаимосвязь между ними.
На выполнение задания Вам дается 6 минут.
Таблица
Лист оценивания деятельности студента на занятии по биологии
«Организм – единое целое»
Критерий
Количество баллов
Оценка

1. активность участия в обсуждении, в работе группы
- активно участвовал в работе
- не всегда активно участвовал в работе
- не участвовал в работе


2 балла
1 балл

0 баллов
от 16 до 14 баллов – 5
от 13 до 10 баллов – 4
от 9 до 7 баллов – 3
меньше 7 баллов – 2
№ задания / кол-во баллов

1
2
3
4
5
6








Дата: ___________________
Фамилия, имя
___________________

Моя оценка за урок:
___________________

Оценка напарника:
___________________

Оценка учителя:
___________________

Максимально возможный балл - 2


2. быстрота и грамотность выполнения заданий
- задания выполнены быстро и правильно
- задания выполнены быстро, но не совсем верно/медленно, но верно
- задания выполнены быстро, но не верно/медленно и не верно


2 балла

1 балл


0 баллов


Максимально возможный балл - 2


3. общее количество выполненных заданий в ходе занятия.
За каждое правильно выполненное задание от 0 до 2 баллов. Количество заданий - 6


Максимально возможный балл - 12


Маршрутный лист заданий игры «РВС»
Составление схемы
Формулирование темы и цели занятия
Угадай «о чем идет речь»
Выполнение заданий по тексту
Выполнение теста №1
Выполнение электронного теста №2
Оценить свою работу в ходе занятия вы сможете самостоятельно, также оценку вам поставит ваш напарник, ну и в конце занятия оценку поставлю я.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2 этап – основной – 70 минут

Учитель: Итак, уважаемые ученые, вы успешно справились с 1 заданием. А сейчас подумайте, какой вопрос вы будете рассматривать в течение всего занятия (обучающиеся формулируют тему и цель).

Следующее задание для вас – отгадать по описанию «о чем идет речь». Работать вы будете в парах. Я раздам карточки. Если вы, прочитав описание, не можете сразу отгадать, о чем идет речь, есть возможность воспользоваться подсказкой, но в этом случае вы заработаете только 1 балл. Время на выполнение задания – 6 минут. По итогам работы каждая группа зачитает описание своего объекта и назовет его, остальные внимательно слушают и если не согласны, высказывают свой вариант (обучающиеся выполняют задания, представляют результаты работы).

Учитель: Молодцы! Чтобы перейти к следующему заданию, хочу привести ситуацию: два человека – здоровый и имеющий заболевание обмена веществ съели за день 1 килограмм конфет. Что произойдет с каждым из них в целом, и как это отразится на отдельных системах органов. Почему? (учащиеся высказывают предположения).

Учитель: Нарушение обмена веществ оказывает влияние как на отдельные органы и системы, так и на весь организм в целом. Чтобы поддерживать нормальное состояние в организме есть специальные механизмы регуляции. С ними вы познакомитесь самостоятельно, изучив материалы текста и ответив на вопросы. Работать вы будете также в группах. Время выполнения задания – 25 минут (обучающиеся выполняют задания, представляют результаты работы).

Учитель: Часть ученых-исследователей мы отправляем в командировку в компьютерный класс с целью подтверждения или опровержения собранных данных о системах органов. С собой вы возьмете ручку и лист оценивания студента. Время выполнения задания – 15 минут.
Остальные останутся в аудитории для продолжения работы.
В ходе изучения материалов текста, вы познакомились с понятием «биологические часы». Предлагаю вам выполнить тест, чтобы определить, к какому типу биоритмов вы относитесь. Перед вами бланки ответов, внимательно слушайте вопросы и выбирайте один из вариантов ответа. В конце мы подсчитаем результаты и определим ваш тип биоритма (проведение и обработка результатов теста).

Учитель: Вы изучили понятия «гомеостаз», «регуляция», виды регуляции. Сейчас я добавлю на доску еще несколько карточек, а вы дополните схему.

3 этап – рефлексия – 10 минут

Учитель: В течение занятия вы изучили различные аспекты деятельности организма. Какой вывод можно сделать, исходя из поставленной в начале занятия цели и собранных данных.

Учитель: Надеюсь, работа на сегодняшнем занятии была плодотворной и интересной. Сейчас мы напишем научный отчет о проделанной работе, что коллеги ученые были в курсе ваших открытий.
У меня есть шаблон отчета, но в нем не хватает прилагательных. Вы по очереди будете мне называть 11 прилагательных, относящихся к теме занятия, я впишу их в места пропусков и зачитаю текст отчета.

Научный отчет.

_____________________________________ коллеги, работая над _________________________________темой «Организм – единое целое», мы установили, что _____________________________________________ органы и _____________________________________ системы взаимосвязаны друг с другом ___________________________________ механизмами регуляции и гомеостаза. Он работают как ____________________________ единая целостная система. Надеемся, _________________________________________ данные, собранные нами в ходе ________________________________________ исследования помогут восстановить ___________________________ процессы и ___________________________ явления, происходящие на _____________________________ планете Земля.

Учитель: Наша игра «РВС» подошла к концу, благодарю за плодотворное сотрудничество. А в качестве домашнего задания предлагаю вам подготовить сообщение на тему «Мои успехи в укреплении и поддержании здоровья» объемом в 1 страницу. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?








13PAGE 15


13PAGE 14315



молекула

клетка

ткань

орган

система органов

организм

о
р
г
а
н
и
з
м

внешняя среда



Заголовок 1 Заголовок 215