Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год ООШ
МКОУ Лесковская ООШ
Анализ воспитательной работы
за 2014-2015 учебный год.
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.
Школа вступила в новый период своего существования, не отказываясь при этом от прежних сложившихся традиций. Мы строим школу, в которой каждый ребенок может получить качественное образование, развитие и воспитание. Мы должны понять, каким должно быть образование и воспитание в школе 21 века.
Представленные президентом России пять векторов развития системы образования определяют модель новой школы:
- обновление образовательных стандартов;
- поддержка одаренных детей;
- развитие учительского потенциала;
-совершенствование школьной инфраструктуры;
- укрепление здоровья школьников.
Мы призваны в своей работе ориентироваться на эти направления. Педагогический коллектив использует следующие методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы рефлексии: контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.
В школе действуют МО классных руководителей, на которых учителя пополняют свой научно-методический потенциал. Педагоги школы уделяют значительное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и в классе. В этом году.
В школе работали кружки « В гостях у художника Тюбика», «Оригами», спортивные секции, позволяющие учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. Дополнительным образованием заняты 100% учащихся.
Многолетние и прочные культурные и социальные связи объединяют нашу школу с СДК с. Лесково.
Для формирования "имиджа" школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах. Ребята, которые принимают, участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки, умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. В этом учебном году наши ученики школы, под руководством педагогического коллектива, приняли участие в районных, региональных, всероссийских фестивалях и конкурсах.Бабакова М., и Вербицкая В., учащиеся 4 класса Призеры районной Олимпиады школьников по русскому языку, руководитель Шапошникова Н.Ф., награждены грамотами отдела по образованию. Дьяченко А., учащийся 9 класса участвовал в районной Олимпиаде по избирательному законодательству, краеведческая конференция, олимпиада по русскому языку, всероссийскийконкурс эссе (сертификат), Регулярная А., Шелудько Т. участвовали вконкурсе юных чтецов в рамках Международного конкурса «Живая классика-2015», Диденко Э. участник районного конкурса «Старая, старая сказка».
В 2014-2015 учебном году в школе было открыто 9 классов. Количество сирот – 0 учеников, 1 ребеноксостоит на внутришкольном учете и КДН. Всего классных руководителей работающих в классах – 6, первую квалификационную категорию – 5 учителей, вторую категорию – 1учитель.
Таким образом, большинство учителей, имеют достаточно большой опыт работы, это творчески работающие специалисты, которые способны комплексно и профессионально решать сложные педагогические ситуации. Все классные руководители в своей работе используют различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические классные часы, экскурсии, коллективные творческие дела, индивидуальные беседы с детьми и родителями, родительские собрания, проектную деятельность, круглые столы.
При подготовке и проведении классных и общешкольных воспитательныхмероприятий организаторы широко использовали информационно -коммуникативные технологии, деловые игры и ресурсы сети Интернет.
В течение года в школе работало методическое объединение классных руководителей, которое работало над проблемой становления воспитательной системы в школе. На этот год было запланировано 4 заседания методического объединения по темам: «Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя». Заседания методического объединения классных руководителей проходили в форме круглых столов, практикумов, где классные руководители обучались теории, делились опытом своей работы, разбирали различные задачи.
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе и:
Повышению уровня общительности каждого в отдельности;
Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части школьного коллектива.
Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогают классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников.
Классные руководители, учитывая возрастные особенности детей, по-разному строили свою воспитательную работу в классных коллективах:
1,3 классы (классный руководитель Алехина Н.Н.) для решения поставленных в воспитании задач проводились следующие мероприятия: «На страже Родины», «Здравствуй, Осень золотая», «Праздник Светлячков», «Поговорим о том, как мы выглядим», «Знайте правила движения, как таблицу умножения», конкурсы рисунков «Моя Родина», «День Победы»; «Неделя веселого портфеля», конкурс чтецов «Лампада вечная любви»,«мастерская Деда Мороза», «Птицы наши друзья», «Все о космосе и космонавтах», «Увидел слово – прочитай», беседы о здоровом образе жизни, индивидуальные беседы с детьми и родителями.
2,4 классы(классный руководитель Шапошникова Н.Ф.) с целью повышения статуса каждого учащегося и улучшения эмоциональных отношений между мини-группами были проведены практикумы по культуре общения и этикету «Как себя вести», «Давайте никогда не ссориться.» и др. а также прошли классные часы: «70 лет Победе!», «Космическое путешествие», «Папа, мама, я – дружная семья!»,«Ценности нашего государства», «Поклонимся великим тем годам», «Карусель славы», «Прием в пионеры». Проектная деятельность «Мир, в котором я хочу жить».
5 класс (кл. рук.Шмигирилова С.И.) - цель воспитания достигнуть развития человека способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. В рамках этого проводились классные часы: «Азбука хорошего поведения», «Рацион здорового питания», «Я и моя семья» и др.; конкурсы: «Поделки на праздник осени», «Символ 2015 года» мастерская Деда Мороза, «День Здоровья», спортивные праздники. Классный руководитель в течение года работал по плану с Шевцовым А, который стоит на ВШК.
6 класс (кл.рук.Крапивкина Т.М.) целью воспитания являлось создание оптимальных условий для жизнедеятельности классного коллектива. Для достижения цели была составлена программа воспитания школьников «Творите добрые дела», рассчитанная на четыре года (5-8 класс). Было проведены занятия «Я в мире людей, или Живи в согласии с другими», «Комплимент – дело серьезное», «Конфликт – неизбежность или ... », «Без друзей на свете трудно жить», для проведения этих занятий использовались различные формы – ролевые игры, тренинги, дыхательные и двигательные упражнения, информационные блоки, рисование, методы самовыражения. Проводились и другие мероприятия, такие как «С огнем шутки плохи», беседы-диалоги «Рецепты хорошего тона», «Мысли о Родине», «Нет героев от рождения, они рождаются в бою», «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами».
7-8 классы (кл.рукЖусева В.В.) целью воспитания являлось создание условий для всестороннего развития личности, для пробуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию. На достижение целей были направлены следующие мероприятия «Будь внимателен», «Узнай свои права», », «Правда ли что…», «Мои «хочу» и мои «могу», «Вместо ели – новогодний букет» - игровая программа, «Доброжелательность и грубость», «Минута час бережет», «Жизненные ценности», «Впереди лето», конкурс чтецов «Весна в поэзии», круглый стол «Что я знаю о войне», «Они сражались за Родину»,игра – Бродячие репортеры,беседа о выпускниках и по профориентации, профилактические беседы по ПАВ, классный час «Быть человеком».
9 класс (кл.рук. Бабакова Е.Н.) цель воспитания – повышение учебной дисциплины и успеваемости. На достижение цели были направлены мероприятия «Жизненные ценности, или искусство жить достойно», «Такие равные права», «Мы выбираем» «Учитесь властвовать собой»», Счастливая Семья», «Вредные привычки и моя жизнь», «Всему начало любовь», «Нам дан во владение красивейший язык», «Самопознание – осознание своего «Я», «Дети войны», «Ярмарка профессий»,круглый стол «выборы глазами молодежи».Дьяченко А.– активный участники школьных и районных мероприятий.
По традиции каждый класс готовит в течение года одно традиционное общешкольное мероприятие. В этом году это стало не исключением. Все приняли участие в проведении общешкольных праздников. Особое внимание уделили темам «70 лет Победе» и Году литературы.
К работе с коллективами классные руководители привлекают родителей для проведения совместных мероприятий «Новогоднее приключение», «Праздник царицы Осени», проводились родительские собрания по темам: «Трудности адаптации пятиклассников к школе», «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьников», «Положительные эмоции и их значение в жизни ребенка», «Мир профессий, или какую дверь открыть?», «Трудный ребенок. Какой он?», «Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться», «Безопасный Интернет», «Экстремизм», а так же каждый классный руководитель индивидуально консультировал родителей по проблемным вопросам.
Педагогический коллектив обязательно имеет, свои школьные традиции это позволяет иметь "свой имидж".
Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее.
Традиционными праздниками школы на протяжении многих лет являются:
«Праздник первого звонка»
Дни воинской славы
День пожилых людей
День самоуправления
«Учитель перед именем твоим…»
Новогодние елки.
Масленица
Военно-спортивная игра «Зарница»
Праздник 8 марта
Комсомол и мы
День птиц
День космонавтики
Митинг, посвященный 68-летию Победы, в котором участвовали все ученики школы.
Уроки Мужества, Памяти, посвященные Дню Победы
Последний звонок
Выпускной бал
В течение года школа принимала участие в различных районных акциях: «Внимание - дети!», «Белый цветок», «Подарки для детей Донбасса» , «Покормите птиц зимой», «Лес Победы», «Георгиевская лента», «Бессмертный полк» и др.
Кроме выше указанных традиционных мероприятий и открытых классных
часов в школе организованы и проведены:
-Линейка посвященная памяти и скорби «Страшная истина терроризма»
-Классный час на тему «9 декабря – День Героев Отечества»
-Урок – презентация « Страшные дни блокады Ленинграда»
- Урок мужества «Афганистана-наша боль и вечная память»
-Открытый урок по правилам пожарной безопасности и ПДД.
-Неделя детской книги: «Книга — это друг, советник».
-Внеклассное мероприятие «Ты не один – мы вместе»
-1 июня – день защиты детей
С целью предупреждения дорожно–транспортного травматизма был проведен
конкурс рисунков «Осторожно дети» К всемирному дню здоровья была
организована спортивная игра «За здоровый образ жизни» и выпущена стенгазета
«Мы и спорт».
Работа по формированию здорового образа жизни ведется по разным направлениям. Это и организация бесплатного горячего питания учащихся, охват которым составил 100% от общего количества учащихся. Регулярно проводятся профилактические работы по снижению заболеваемости детей ОРЗ, гриппом. Имеется стенд, пропагандирующий здоровый образ жизни. Каждый день перед учебными занятиями проводится утренняя зарядка. Во время уроков используются здоровьесберегающие технологии и физкультминутки .Профилактическая работа в школе.
В школе сложились доброжелательные отношения между всеми участниками
образовательного процесса: учениками, родителями, педагогами. Создана служба « Школьная медиация». Комиссия разрешает спорные вопросы в рабочем порядке.
Одним из важных направлений воспитательной работы является
профилактическая работа среди подростков.
Цель профилактической работы - не допустить конфликта молодого человека
с законом, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека,
спланировать и организовать процесс устранения из жизни причин и условий,
способствующих отклонению в поведении подрастающего человека и
совершению преступлений.
Профилактические мероприятия в школе организуются и проводятся всистеме. Ежегодно создаётся и утверждается приказом по ОУ Наркопост, деятельность которого регламентируется положением,утверждается директором.
Профилактическая работа в образовательном учреждении осуществляются
по комплексному плану; разработана школьная программа ПАВ и
преступлений, безнадзорности несовершеннолетних. В начале учебного года
уточнены и составлены списки детей, состоящих на ВШК, неполных,
многодетных, неблагополучных семей, составлен план работы попрофилактике.
Школа сотрудничает по вопросам предотвращения преступлений,
правонарушений, детской безнадзорности и беспризорности с управлением
образованием, с участковым и инспектором КДН. Налажена взаимосвязь синспектором полиции Кол В.Н.
По предупреждению правонарушений и вредных зависимостей проводится
следующая работа:
- классные часы;
- деловые игры, диспуты, вечера для старшеклассников;
- «Дни здоровья», спортивные соревнования, встречи, плакатов попропаганде здорового образа жизни, защиты проектов;
- вовлечение учащихся в секции;
- посещение неблагополучных семей на дому, приглашение их на беседы и разъяснительная работа с родителями.
Анализ интересов учащихся к сферам социальной жизни показывает, что у
большинства школьников проявляются гражданские позиции, но сила
выраженности интереса или проявление активности к ним различна.
Новое:
Конкурс «Ученик года» проводился с целью развития творческого потенциала личности учащихся. Он проводился в течение года: по результатам участия в предметных олимпиадах, общественной жизни школы и класса, учебной деятельности учащиеся награждались «Бонусами». Победителем в конкурсе «Ученик года» стала Бабакова М., 4 класс, награждена грамотой и ценным подарком.
Анализ работы с родителями
Основными формами работы с родителями в школе являются:
- родительские собрания (как классные, так и общешкольные);
- дни открытых дверей;
- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей и администрации школы;
- педагогический совет
Психологическая комфортность учащиххся в школе
Внутришкольный контроль:
В течении года на внутришкольный контроль было поставлено:
Проверка воспитательных планов классных руководителей.
Посещение классных часов
Контроль за деятельностью аттестуемых учителей
Посещение классных и школьных мероприятий
Контроль за работой школьных кружков
Проверка классных журналов (оформление листков здоровья, занятости учащихся в кружках, секциях)
Проверка журналов дополнительного образования
Эффективность работы спортивных секций, кружков
По результатам проверки посещены все общешкольные и открытые мероприятия начальных классов и среднего звена. В феврале проверялся воспитательный аспект классного часа. Методы и формы воспитательной работы разнообразные и соответствуют ФГОС.
Задачи на новый учебный год:
Активизировать деятельность методического объединения классных руководителей. Работать над методической проблемой: «Поиск и коррекция инновационных технологий, форм и методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели системы воспитания».
Считать приоритетными направлениями в воспитательной работе на новый учебный год формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям: Отношение к миру; Отношение к иному человеку, другой национальности, культуры, веры; Отношение к своему внутреннему «Я».
Активизировать работу органов школьного и классного ученического самоуправления.
Искать новые формы работы с детьми «группы риска».
Использовать скрытые ресурсы дополнительного образования учащихся для организации единого воспитательного пространства, непрерывного образования.
Совершенствовать работу с семьей используя новые методы, новые формы.
Общие выводы и задачи на следующий учебный год
выводы
1. В основном поставленные задачи воспитательной работы на 2014/2015 учебный год были выполнены.
Воспитательный планы программы выполнен. Отмечается положительная динамика в подготовке и проведении классных часов и мероприятий. Выполнение государственного стандарта по образованию (успеваемости) стабильно улучшается. Повысилась активность учащихся в проводимых в школе мероприятиях творческого характера.
2. Поставленные задачи методической службы в основном выполнены.
Консультации, беседы с классными руководителями, разработки и внедрение в практику методических рекомендаций педагогических технологий оказывают помощь в работе.
Повысился профессиональный уровень классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Возросла творческая активность учителей.
Классные руководители владеют воспитательными методиками.
3. Наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы имеются недостатки:
- все еще недостаточно эффективна спортивная работа с учащимися школы;
- плохо ведется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- относительно низок уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учащихся.
Считать приоритетными направлениями в работе в 2014/2015учебном году
в методической работе:
1. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень воспитательного процесса.
2. Экспериментальная и научно-исследовательская работа.
3. Работа по внедрению ФГОС НОО;
4. Аттестация педагогов в новой форме;
5. Портфолио учащихся и педагогов.
Цели и задачи на 2014– 2015 учебный год:
1. Обеспечение непрерывности образования педагогических кадров через систему повышения квалификации.
2. Создание необходимых условий для реализации программы деятельности;
3. Совершенствование педагогического мастерства классных руководителей в организации работы с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению через разработку индивидуальных программ работы с одарёнными детьми, разработку программ реализации экспериментов, формирование научных обществ учащихся.
4. Корректировка планов и программ в условиях обновления содержания образования и перехода на ФГОС;
5. Совершенствование педагогического мастерства участников воспитательного процесса по овладению новыми воспитательными технологиями;