Задания на проверку уровня сформированности естественнонаучной грамотности учащихся (биология, 8 класс, тема «Органы чувств — анализаторы»)


Задания на проверку уровня сформированности
естественнонаучной грамотности учащихся
(биология, 8 класс, тема «Органы чувств - анализаторы»)
Ермолаева Е.Б.
учитель биологии высшей квалификационной категории
КГУ «Областная специализированная школа-лицей для детей,
одаренных в области математики, физики, информатики»
Казахстан, ВКО, г.Усть-КаменогорскВажный компонент в обучении предметам образовательной области «Естествознание» - ориентация на формирование функциональной грамотности личности, одним из ее компонентов является естественнонаучная грамотность.
Исследование PISA определяет естественнонаучную грамотность школьников как способность использовать полученные естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира, и принятия соответствующих решений в ситуациях, с которыми человек может столкнуться в жизни.
Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
Предлагаю подборку заданий на проверку уровня сформированности естественнонаучной грамотности учащихся (биология, 8 класс, тема «Органы чувств - анализаторы»).
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Се́нсорная систе́ма — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.
Вопрос 1: СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Также сенсорными системами называют анализаторы. Понятие «анализатор» ввёл физиолог И. П. Павлов. Анализаторы (сенсорные системы) — это совокупность образований, которые воспринимают, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма.

Согласны ли Вы с утверждениями, приведенными в таблице?
Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
Утверждения Да или Нет
Каждый анализатор содержит три функциональных элемента: периферический, проводниковый и центральный. Да/Нет
Нарушение деятельности любого из звеньев анализатора нарушает и его работу в целом. Да/Нет
Периферический отдел анализатора включает области коры головного мозга, к которым поступают нервные импульсы, идущие от рецепторных отделов анализатора. Да/Нет
Ответ: ______________
ОБОНЯНИЕ

Обонятельный орган состоит из обонятельных волосковых клеток, которые располагаются в верхнем отделе полости носа. У многих млекопитающих животных обоняние развито сильнее, чем у человека.

Рис.Строение обонятельного эпителия (по данным электронной микроскопии): ОБ - обонятельная булава; ОК - опорная клетка; ЦО - центральные отростки обонятельных клеток; БК - базальная клетка; БМ - базальная мембрана; ВЛ - обонятельные волоски; МВР - микроворсинки обонятельных и МВО - микроворсинки опорных клеток.
У человека площадь обонятельного эпителия составляет около 10 кв.см (для сравнения, у овчарки она равна 190 кв.см). Обонятельных клеток у человека 10 млн (у кролика – 100 млн, у овчарки – 224 млн.)
Вопрос 2: ОБОНЯНИЕ
От чего зависит тонкость обоняния?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗРЕНИЕ
Вопрос 3: ЗРЕНИЕ
Не секрет, что близорукостью страдает каждый третий человек на Земле. Близорукость в подавляющем числе случаев связана с небольшим удлинением глазного яблока. Это приводит к тому, что параллельные лучи света, попадающие в глаз, собираются в одну точку (фокусируются) перед сетчаткой, а не прямо на ее поверхности. Близоруким людям трудно разглядеть номера маршрутов общественного транспорта, прочитать дорожные знаки, а также различить другие предметы на расстоянии. Зато они могут хорошо видеть то, что находится близко от них, например текст в книге.
Название близорукость обусловлено тем, что близорукие обычно держат рассматриваемый предмет близко к глазам, т. к. именно при этих условиях они могут хорошо видеть; другое название близорукости - миопия (от греч. myops - щурящий глаз) - связано с тем, что близорукие, чтобы лучше видеть отдаленные предметы, прищуривают глаза, что способствует получению более отчетливых изображений.
Противоположное близорукости заболевание - дальнозоркость, или гиперметропия (от греч. hyper - сверх, metron - мера и ops - глаз), - характеризуется недостаточной оптической силой глаза. Чаще всего она возникает тогда, когда длина глаза меньше 23 миллиметров, и лучи света просто «не успевают» сфокусироваться на сетчатке (фокусируется позади сетчатки). Вместо одной четкой точки на сетчатку проецируется размытое световое пятно.
Нередко под термином, «дальнозоркость» понимают способность глаза очень далеко видеть. Правильно ли это? Нет. Это ошибочное толкование. На самом же деле «дальнозоркость» означает лишь то, что вдаль видно лучше, чем на близком расстоянии.
25405969000Очки — самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для коррекции человеческого зрения при оптических несовершенствах глаза, либо для защиты глаз от различных вредных воздействий.
Оба заболевания, близорукость и дальнозоркость, исправляются специально подобранными очками.
При дальнозоркости это:
A. солнцезащитные очки;
B. защитные очки;
C. очки с двояковыпуклыми линзами;
D. очки с двояковогнутыми линзами.
Ответ:
Перед проведением проверочной работы учитель озвучивает критерии (желательно представить наглядно - написать на доске или на слайде)!
Таким образом, при оценивании есть четко прописанный список факторов, влияющих на оценку.
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Вопрос 1: СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Осмыслить текст, опираясь на академические знания; установить связь со схемой, проанализировать. Использовать специальные естественно-научные знания, сообщенные в тексте и схеме, для выдвижения ответов.
Максимальное кол-во баллов: 10 (3, 3, 4 соответственно).
Вопрос 2: ОБОНЯНИЕ
Сравнить, оценить, истолковать и использовать факты, предложенные в задании. Выстроить обоснованное (аргументированное) объяснение, записать его.
Максимальное кол-во баллов: 6 (только перечисление – 2 балла).
Вопрос 3: ЗРЕНИЕ
Установить связь между содержанием текста и предложенными рисунками. Сделать вывод на основе сопоставления текста и рисунков, возможно, опираясь на личный (жизненный) опыт.
Максимальное кол-во баллов: 4.
Ответы (СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА):
Да (3 балла), Да (3 балла), Нет (4 балла).
а) Тонкость обоняния зависит от площади обонятельного эпителия и общего количества обонятельных клеток (только перечисление - 2 балла);
б) Например: Исходя из предложенных фактов, следует, что площадь обонятельного эпителия овчарки в 19 раз больше площади обонятельного эпителия человека, тогда как обонятельных клеток больше в 22,4 раза. Общеизвестно, что у многих млекопитающих животных, в том числе у собак, обоняние развито сильнее, чем у человека. Следовательно, можно сделать вывод, что тонкость обоняния зависит от площади обонятельного эпителия и общего количества обонятельных клеток (обоснованное (аргументированное) объяснение - 6 баллов).
Очки с двояковыпуклыми линзами – С (4 балла).
Уровни сформированности ФГ:
высокий - 17-20 баллов; 85-90-95-100%
выше среднего - 14-16 баллов;70-75-80%
средний - 12-13 баллов;60-65%
низкий - 11 и менее баллов; 55%, 50%, 45%, 40% и т.д.