Задания на проверку уровня сформированности естественнонаучной грамотности учащихся (биология, 8 класс, тема «Пищеварение»)
Задания на проверку уровня сформированности
естественнонаучной грамотности учащихся
(биология, 8 класс, тема «Пищеварение»)
Ермолаева Е.Б.
учитель биологии высшей квалификационной категории
КГУ «Областная специализированная школа-лицей для детей,
одаренных в области математики, физики, информатики»
Казахстан, ВКО, г.Усть-КаменогорскВажный компонент в обучении предметам образовательной области «Естествознание» - ориентация на формирование функциональной грамотности личности, одним из ее компонентов является естественнонаучная грамотность.
Исследование PISA определяет естественнонаучную грамотность школьников как способность использовать полученные естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира, и принятия соответствующих решений в ситуациях, с которыми человек может столкнуться в жизни.
Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
Предлагаю подборку заданий на проверку уровня сформированности естественнонаучной грамотности учащихся (биология, 8 класс, тема «Пищеварение»).
ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
172529544894500 Питательные вещества – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и витамины. Организм получает их ежедневно из потребляемых пищевых продуктов.
Вопрос 1: ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Подопытное животное кормили только белками и не давали ему углеводы. После смерти животного в его печени было обнаружено повышенное содержание определенных органических соединений.
Схема «Превращение органических веществ»
281559093281500265366541846500312991541846500
Что это за вещество?
Вещество, повышенное содержание которого обнаружено в печени Да или Нет
Белок Да/Нет
Гликоген Да/Нет
Жиры Да/Нет
___________________________________________________________
ОЦЕНКА ОТВЕТА:
Тип вопроса: комплексный выбор ответа
Компетенция: толкование данных с научной точки зрения
Содержание: системы живой природы
Область применения: «Здоровье и болезнь»
Контекст: социальный
Трудность: 1 уровень
Ответ принимается полностью: Нет, Да, Нет, в этом порядке
Вопрос 2: ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Полноценная пища должна содержать в определенном количестве все вещества, необходимые организму. Подсчитано, что в организме человека в среднем содержится 15-20% белков, 0,6% углеводов, 19% жиров, 5,8% минеральных солей и 60-65% воды. Эти вещества в процессе жизнедеятельности человека должны постоянно пополняться.
Каково соотношение белков, жиров и углеводов в пище для нормального функционирования организма?
A. 1:2:4
B. 2:2:1
C. 1:1:4
D.1:2:3
ОЦЕНКА ОТВЕТА:
Тип вопроса: закрытый ответ
Компетенция: оценивание и разработка научного исследования
Содержание: система живой природы
Область применения: «Здоровье и болезнь»
Контекст: глобальный
Трудность: 2 уровень
Код 1. Ответ принимается полностью: C. 1:1:4
Код 0. другие ответы
Код 9. ответа нет
ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ
Верхний отдел тонкой кишки – двенадцатиперстная кишка. В неё впадают протоки печени и поджелудочной железы. Вырабатываемый поджелудочной железой поджелудочный сок (панкреатический сок), имеющий слабощелочную реакцию, играет важную роль в пищеварении. Кроме пищеварительной функции, поджелудочная железа выполняет и внутрисекреторную функцию.
Пищеварение в тонкой кишке состоит из трех этапов.
Вопрос 1: ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ
Каким образом ферменты поджелудочного сока действуют на белки, жиры и углеводы?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
ОЦЕНКА ОТВЕТА:
Тип вопроса: свободный ответ
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: система живой природы
Область применения: «Здоровье и болезнь»
Контекст: личностный
Трудность: 3 уровень
Код 1. Ответ принимается полностью: Сок поджелудочной железы содержит несколько ферментов. Фермент трипсин расщепляет белки в кишечнике до аминокислот, липаза расщепляет жиры до жирных кислот и глицерина, амилаза – углеводы до молекул глюкозы.
Код 0. другие ответы
Код 9. ответа нет
Вопрос 2: ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ
К каким последствиям может привести нарушение функций поджелудочной железы?
________________________________________________________________
ОЦЕНКА ОТВЕТА:
Тип вопроса: свободный ответ
Компетенция: доказательство с научной точки зрения
Содержание: система живой природы
Область применения: «Здоровье и болезнь»
Контекст: глобальный
Трудность: 4 уровень
Код 2. Ответ принимается полностью: Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Часть её клеток образует пищеварительный сок с ферментами, поступающими в двенадцатиперстную кишку и участвующими в пищеварении. Это её внешнесекреторная деятельность. При воспалении поджелудочной железы (панкреатит) ферменты, выделяемые железой, не выбрасываются в двенадцатиперстную кишку, а активизируются в самой железе и начинают разрушать её (самопереваривание). Ферменты и токсины, которые при этом выделяются, часто сбрасываются в кровоток и могут серьёзно повредить другие органы, такие, как мозг, лёгкие, сердце, почки и печень. Кроме того, в железе есть скопления секреторных клеток, которые вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон, играющих важную роль в регуляции углеводного обмена. Это внутрисекреторная деятельность поджелудочной железы. Если в организме не хватает инсулина, то содержание сахара в крови увеличивается и человек заболевает сахарным диабетом.
Код 1. Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Часть её клеток образует пищеварительный сок с ферментами, поступающими в двенадцатиперстную кишку и участвующими в пищеварении. Это её внешнесекреторная деятельность. При воспалении поджелудочной железы (панкреатит) ферменты, выделяемые железой, не выбрасываются в двенадцатиперстную кишку, а активизируются в самой железе и начинают разрушать её (самопереваривание). Ферменты и токсины, которые при этом выделяются, часто сбрасываются в кровоток и могут серьёзно повредить другие органы, такие, как мозг, лёгкие, сердце, почки и печень.
ИЛИ
В железе есть скопления секреторных клеток, которые вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон, играющих важную роль в регуляции углеводного обмена. Это внутрисекреторная деятельность поджелудочной железы. Если в организме не хватает инсулина, то содержание сахара в крови увеличивается и человек заболевает сахарным диабетом.
Код 0. другие ответы
Код 9. ответа нет
Вопрос 3: ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ
Строение тонкой кишки хорошо приспособлено к всасывающей функции. Внутренняя поверхность кишки человека достигает 0,65-0,70 м2.
Опишите особенности строения тонкого кишечника, увеличивающие площадь его поверхности. Какие преимущества это дает? О каком этапе процесса пищеварения идет речь?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
ОЦЕНКА ОТВЕТА:
Тип вопроса: свободно-конструируемый ответ
Компетенция: научное объяснение явлений/ оценивание и разработка научного исследования
Содержание: система живой природы
Область применения: «Здоровье и болезнь»
Контекст: личностный
Трудность: 4 уровень
Код 2. Ответ принимается полностью: Слизистая оболочка тонкой кишки образует многочисленные складки и бесчисленные ворсинки. За счет этого увеличивается её внутренняя поверхность. Ворсинок очень много (2-3 тыс.). Если бы удалось развернуть все ворсинки тонкой кишки, то они заняли бы площадь, в несколько десятков раз превосходящую площадь поверхности тела. И по всей поверхности питательные вещества проходят в кровь (аминокислоты и глюкоза) и лимфу (глицерин и жирные кислоты). Этот процесс называется всасыванием.
Код 1. Слизистая оболочка тонкой кишки образует многочисленные складки и бесчисленные ворсинки. За счет этого увеличивается её внутренняя поверхность. И по всей поверхности питательные вещества проходят в кровь и лимфу. Этот процесс называется всасыванием.
Код 0. другие ответы
Код 9. ответа нет
ПИТАНИЕ
В течение суток у человека выделяется 1 литр слюны, 3 литра желудочного сока, 2 литра поджелудочного сока, 3,5 литра кишечного сока, 1 литр желчи. Выделение слюны начинается еще до поступления пищи в ротовую полость. Ротовая полость переходит в воронкообразную глотку, соединяющую рот с пищеводом. Глотка общая часть пищеварительных и дыхательных путей.
Вопрос 1: ПИТАНИЕ
Объясните, почему вид разрезанного лимона вызывает слюноотделение.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
ОЦЕНКА ОТВЕТА:
Тип вопроса: свободный ответ
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: система живой природы
Область применения: «Здоровье и болезнь»
Контекст: личностный
Трудность: 2 уровень
Код 1. Ответ принимается полностью: Слюноотделение регулируется рефлекторным путём. Центр слюноотделения находится в продолговатом мозге. При попадании пищи в ротовую полость раздражаются рецепторы, и происходит слюноотделение. Это, безусловно-рефлекторное, слюноотделение. При условно-рефлекторном слюноотделении слюна выделяется при виде, запахе и разговорах о пище. Условные рефлексы формируются в течение жизни на основе опыта, и поэтому индивидуальны.
Код 0. другие ответы
Код 9. ответа нет
Вопрос 2: ПИТАНИЕ
Почему не рекомендуется разговаривать во время еды?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
ОЦЕНКА ОТВЕТА:
Тип вопроса: свободный ответ
Компетенция: толкование данных с научной точки зрения
Содержание: система живой природы
Область применения: «Здоровье и болезнь»
Контекст: личностный
Трудность: 2 уровень
Код 1. Ответ принимается полностью: При глотании пища из глотки поступает в пищевод, а при вдохе воздух через глотку поступает в гортань. Таким образом, через глотку проходит и пища, и воздух. При проглатывании пищи, чтобы она не попала из глотки в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником. Следовательно, разговаривать во время еды не рекомендуется, т.к. пища может попасть в дыхательные пути.
Код 0. другие ответы
Код 9. ответа нет