Доклад Роль учителя в развитии естественнонаучной грамотности учащихся
Тема «Роль учителя в развитии естественнонаучной грамотности учащихся»
Президент РК Н.А.Назарбаев в своем послании народу «Социально экономическая модернизация главный вектор развития Казахстана» отметил: «Образование должно давать молодежи не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации, т.е. повысить функциональную грамотность обучающихся». В этой связи одним из реальных действенных шагов является проведение независимых мониторинговых исследований образовательных достижений обучающихся, т.е. участие РК в международном исследовании PISA. Казахстан впервые принял участие в 2009 году. Результаты исследования следующие: естественнонаучная грамотность – в 2009 году – 58 место, в 2012 году 52 место. Низкие результаты обусловлены тем, что 15летние учащиеся не смогли выполнить задания 5,6 уровня, которые были направлены на умения устанавливать связи между отдельными знаниями и критически анализировать ситуацию, выстраивать обоснованные объяснения и давать аргументацию на основе критического анализа. Поэтому учителя формирующие естественнонаучную грамотность должны работать над формированием функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность – способность учащихся использовать естественнонаучные знания в реальных жизненных ситуациях
Современный педагог - это творческий, активный и ответственный человек. Он отказывается от категорических суждений, часто спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает. Такой педагог – друг, всегда поможет, поддержит. Это педагог постоянно повышающий свою компитентность, занимающийся самообразованием.
Задачи современного учителя:
Пробуждает интерес у учащихся;
Поощряет учащихся объяснять понятия и определения своими словами;
Оценивает рост понимания учащихся
Формирует новые понятия и навыки
Формирует естественнонаучную грамотность
Реализуя поставленные задачи педагог выполняет 2 роли: учитель-фасилитатор, учитель-челленджер.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – учитель, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся или учитель поддерживающий деятельность ученика, создающий психологически комфортную и коллаборативную среду.
Учитель-челленджер - это учитель четко формулирующий задачи, побуждающий ученика к действию. Учитель может характеризовать себя как челленджер, если ученик может правильно и четко задавать вопросы, научно объяснить явления, интерпретировать.
Вывод: Целевые индикаторы будут реализованы, т.е 2015 год 50-55 место, 2018 год – 40-45место, если педагоги активно будут использовать в деятельности активные методы обучения.
15