Тезисы выступления Инновационные способы формирования и развития естественнонаучной грамотности учащихся на уроках биологии
Инновационные способы формирования и развития естественнонаучной грамотности учащихся на уроках биологии
Н.А.Франц
КГУ «Александровская основная школа» с Александровка р-н М.Жумабаева
Перед нами, учителями биологии, современное общество ставит проблему: развитие у школьников умения использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.
«Важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан». /1,с 2/
В ответ на запросы общества мы, учителя, активно осваиваем и внедряем в образовательный процесс инновационные способы формирования и развития естественнонаучной грамотности учащихся, применяем новые методики разработки заданий. Такой подход способствует:
Повышению уровня качества знаний учащихся
Выработке умений применять знания для решения реальных проблемных ситуаций
Развитию естественнонаучной грамотности
В настоящее время инновационная деятельность на уроках биологии и внеклассная работа по предмету может быть представлена данной ниже диаграммой.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Инновационные технологии позволяют проектировать содержание деятельности по формированию функциональной грамотности на уроках биологии:
системное проведение мини-исследований по изучаемым темам и разделам с презентацией на текущих уроках
работа по схемам, таблицам с последующей самостоятельной разработкой учащимися выводов, новых схем, новых знаний
системное проведение практических, лабораторных работ различной степени сложности: плановые, тренировочные, развивающие, деятельностные.
работа со статистическими материалами: регулярно, по темам и разделам, с графическим отражением
Изучение дополнительного материала: постоянно, с презентацией на уроках новых знаний, их функционального значения.
При этом учащиеся постепенно осваивают уровни естественнонаучной грамотности, от простого к сложному /слайд № 3/.
Для развития естественнонаучной грамотности учащихся включаю в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков/слайд № 4-8/.
При организации учебной деятельности учащихся подбираю, составляю задания, в которых теоретический материал изложен в виде конкретных примеров, классификаций, вопросов, схем, диаграмм, таблиц.
Считаю, что такая организация работы помогает формированию и развитию у школьников умений и навыков работы с научной и учебной литературой (запись лекций, составление планов и конспектов, написание рефератов); научит правилам оформления исследовательских работ и литературных обзоров; углубит знания по основным проблемам биологии; расширит кругозор и стимулирует стремление к самостоятельному приобретению знаний. Часто это групповые задания.
Это стимулирует познавательную активность учащихся, позволяет реализовывать их творческий потенциал.
Полученные навыки групповой работы будут необходимы при подготовке к олимпиадам разного уровня.
При этом будут востребованы и знания о способах изложения и оформления материала при выполнении олимпиадных заданий. (слайд 9)
Упражнения на соотнесение термина с понятием, пример:
Задание: Разложите сложные термины на составные части (корни) и подумайте над значением самих терминов и составляющих их корней. Эпифит, цитоплазма, хромосома, хлоропласт, фотосинтез, симбиоз.
Пример: эндосперм (эндо от греческого внутри и сперм - семя). Эндосперм – питательная ткань, развивающаяся в семени растения. Ответы проверьте по биологическому энциклопедическому словарю.
Упражнения на анализ и синтез сложного термина. Пример.
Задание: Подберите русские эквиваленты к следующим терминам:
Филлотаксис;
Популяция;
Метаболизм;
Селекция;
Гибридизация;
Транскрипция;
Эукариоты
адаптация
Ответы: 1) листорасположение; 2) сообщество; 3) обмен веществ; 4) отбор; 5) скрещивание; 6) переписывание; 7) ядерные организмы; 8) приспособление
Работа с научными текстами. Пример:
Задание №1. Прочитайте и перескажите тексты ( отрывки из книги: Мир живой природы перевод Б.Д.Васильева.- М: Мир, 1984).
Критерием оценки является количество специальных терминов, употреблённых в ответе.
Составление схем, таблиц, графиков. Пример.
Задание №1. закончите схему классификации типа Членистоногие.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Все предметы естественнонаучного цикла особо нацелены на изучение естественных природных объектов, ресурсов, процессов и закономерностей, которые окружают человека и человечество. Их сохранение, возобновление, положительное природопользование, умение быть в ладу со всем природным комплексом, локальным и глобальным, с людьми и с самим собой во время учебной деятельности нацеленной на результат, является важной составляющей высокого уровня функциональной грамотности» /2, с 29 метод пособ Астана/
Биология наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении биологии знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие помогут выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Цель моей педагогической деятельности – повысить качество преподавания биологии через использование интерактивных форм и методов обучения. Поэтому на своих уроках я стараюсь применять методы обучения, которые могут реализовываться в разных формах. Приведу примеры уроков, где можно реализовывать цель педагогической деятельности.
1. Урок-презентация, сопровождающийся электронным наглядным материалом для усиления эффекта восприятия учащимися нового материала.
2. Урок с элементами самостоятельной работы, в процессе которого используются фрагменты самостоятельного изучения нового материала по электронному учебнику.
3. Урок-зачет, на котором проводится электронное тестирование.
4. Урок-практикум, на котором учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания на компьютере
5. Урок - мозговой штурм, на котором ребята (всем классом или мини-группами) исследуют проблему и находят пути ее решения.
6. Урок-обобщение темы, который проводится по завершении изучения очередного раздела. Учащиеся создают с помощью компьютера презентации, и презентуют их на заключительном уроке. Методы: Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах (малокомплектная школа). Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека. Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами. Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала. Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию. Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Разрешаю учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно. Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это: урок - аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет, игра и так далее.
ИКТ как средство формирования функциональной грамотности. Современный школьник уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ, я считаю, учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни (слайд №10). Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках способствует повышению мотивации обучения; повышает активность обучаемых, эффективность процесса обучения. Дает возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений; усиливает межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей. Расширяет источники получения знаний в процессе обучения. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует формированию функциональной грамотности учащихся. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.
Список литературы.
Основные результаты между народного исследования образовательных достижений учащихся. PISA – 2003 г. – М., 2004 г.
Методическое пособие Астана
Ким В. И.. Некоторые подходы к решению проблем школьного образования. – Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2004г.
Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М., «Просвещение», 1999 г.
Российская педагогическая энциклопедия. – М., Большая Российская энциклопедия, 1993.
Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М., 2000 г.
Н.Б.Гусарева «Теоретические основы биологии» .-М.,2005
Инновацион-ная деятельность в 2015-2016 учебном году
Интеграция межпредмет-ные связи
Метод проектов (социально и личностно значимая д-ь)
Дифференцированное обучение
Работа с одарёнными детьми:
олимпиады,
конкурсы
Игровые технологии:
КВН, брейн-ринги, конкурсы
Здоровьесберегающие технологии:
здоровье нравственное
Информационные технологии
Новые методики разработки заданий
Тип
Членистоногие
Класс Ракообразные
Отряд Десятиногие
Род __________
Вид ____________
Класс Паукообразные
Отряд Клещи
Род __________
Вид ____________
Класс Насекомые
Отряд _________
Род Белянка
Вид ______капустная