Конспект музыкально-художественного литературного часа (с элементами народно-прикладного искусства) для старшей и подготовительной к школе группы «Веселая ярмарка»
Управление образования дошкольных учреждений
КОНСПЕКТ
Музыкально-художественного литературного часа (с элементами народно-прикладного искусства) для старшей и подготовительной к школе группы.
( тематический блок «Культура»)
Тема: «Веселая ярмарка».
Составили и провели:
воспитатель д\с38 «Рябинка»
Шушкова Елена Николаевна
музыкальный руководитель
Алексеева Лариса Михайловна
Татарстан
г.Нижнекамск
Конспект
музыкально-художественного часа
(с элементами народно-прикладного искусства)
для старших и подготовительных групп.
Тема: «Веселая ярмарка»
Дата: 1 декабря 2002 г.
Время: 9.00-9.35
Количество детей: две возрастные группы (старшая и подготовительная)
Программное содержание: Закрепить знание детей о народных промыслах, приобщать детей к народно- прикладному искусству. Развивать умение различать народные игрушки, декоративные росписи по внешнему виду, по словесному описанию. Воспитывать интерес к народной игрушке, к декоративным росписям, интерес к ярмарке, умение веселиться на ярмарке, участвовать в народных играх, умение вести себя в народных ярмарках.
Словарная работа: Активный словарь: роспись, глиняная, деревянная, хохлома, Гжель, городец, Жостова, Дымка, филимоновская, богородская, хоровод.
Пассивный словарь: коробейник, ярмарка, народные игры, народная игрушка, подносы.
Оборудование и материал: глиняные игрушки (дымка, филимон), деревянные игрушки (богородская, семеновская), предметы быта, росписные изделия хохломских художников, городецкие доски, жостовские подносы, гжельская посуда, силуэт – подарки, расписанные декоративными росписями, керамические издели (разложены на столах), платочек для подвижной игры «Гори ясно», бубен, куб, палочки по количеству детей для подвижной игры «Карусель». Музыкальные инструменты: ложки, треуголник, трещетки, 2 гитары, корзина для Иванушки. Два подноса для коробейников, русские костюмы, платочки для хоровода - девочкам.
Действующие лица: Ведущая в русском костюме, 2 коробейника с подносами, мальчик – Иванушка, все дети в русских костюмах, которые участвуют в ярмарке.
Предшествующая работа: Рассматривание народно-прикладных изделий, деревянные и глиняные игрушки, декоративные росписи, посещение изостудии, рассматривание картинок о ярмарке, беседы о ярмарке, украшение силуэтов-коней, платьев, подносов, досок декоративными росписями: дымка и городецкая, разучивание песен, танца, слова коробейников, игра на музыкальных инструментах, разучивание народных подвижных игр, подготовка народных костюмов.
Предварительная работа: Украшение зала, расстановка столов, изделий народно-прикладного искусства, проветривание зала. Влажная уборка, расстановка стульев для гостей, надевание в русские костюмы.
Структура: I часть- Приглашение ведущей, детей, гостей. Беседа с детьми, гостями о ярмарке.
II часть- сюрпризный момент- выход «Иванушки». Инсценировка «Где был Иванушка?»
III часть- сюрпризный момент- выход коробейников, загадывание загадок.
IV часть- хороводы, оркестр, подвижные игры с участием гостей.
V часть- дарение сувениров гостям, рассматривание гостями изделий народно-прикладного искусства.
Индивидуальная работа:
I часть- Маша, Настя, Вероника.
II часть- Катя, Оля, Алеша, Данил, Миша.
III часть- Юра, Саша.
IV часть- Лида, Ира, Эльвира, Рустем, Ильмир, Алена.
V часть- Юра, Саша.
Организация детей:
Iчасть II часть
IIIчасть
IV часть V часть
Ход: (Гости-дети входят в зал под русскую мелодию, рассаживаются. Зал украшен, расставлены столы, кубы. На них изделия народно-прикладного искусства, предметы быта, с которыми дети знакомы или знакомятся, силуэты – образцы, расписанные декоративными росписями, сувениры- подарки для детей, изделия, вылепленные из глины.
Входит ведущая в русском национальном костюме и дети, участвующие в ярмарке, тоже наряженные, садятся на стулья- отдельно девочки и мальчики (2 колонны на противоположных сторонах зала)).
Вед. Как у наших у ворот- хоровод, хоровод
Всех детей к себе зовет
Этот самый хоровод.
Что нам дома сидеть?
Вышли петь и плясать
На других поглядеть
И себя показать!
-Здравствуйте, дети! Куда вы попали?
Дети: На ярмарку!
Вед.: Что такое ярмарка? Ярмарка – это народное гулянье, оно не обходится без игр, песен, плясок. Издавна на ярмарках продавали народные игрушки, предметы быта, изделия, расписанные декоративными росписями, детям на забаву игрушки- свистульки (показ). Вот и для нашей ярмарки гончары, кружевницы и рукодельницы, мастера игрушки делать поработали на славу, модели на радость.
(-Пройдитесь, посмотрите, здесь работы настоящих мастеров и изделия свои- тоже готовились к ярмарке).
-Народ собирается,
Ярмарка открывается!
(Выходит мальчик Иванушка с корзиной. К Иванушке подбегают 2 девочки и 2 мальчика).
Дети: -Где был, Иванушка?
Иван: - На ярмарке (показ корзины)
Дети: -На ярмарке (заглядывают в корзину)
(Берут музыкальные инструменты и исполняют песню)
Русская народная песня- инсценировка «Где был, Иванушка?»
(Выходят 2 мальчика- коробейника с подносами, на них игрушки народно-прикладного искусства, ходят по залу)
1 коробейник: Налетайте! Налетайте!
2 коробейник: Покупайте! Покупайте!
1 коробейник: Покупайте игрушки, зверюшки!
2 коробейник: Ложки, чашки, плошки!
Вместе: Мы ребята удалые,
Мы ребята озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Мы товар продаем!
Вед.: -Но, чтобы купить товар, нужно отгадать загадку про этот промысел.
(расставлены столы, кубы по промыслам. Если ребенок отгадал, то получает сувенир, помогают ведущей коробейники- раздавать сувениры. Если ребенок затрудняется назвать, то можно предложить подойти к столу, где этот промысел, изделие)
-Что ж, давайте по порядку загадаю я загадки. Кто скорей ответ найдет, то и приз возьмет!
ЗАГАДКИ (см.приложение)
1 коробейник: -Ой, озорные девчушки становитесь в хоровод!
2 коробейник: -Пора праздник продолжать,
Будем петь и танцевать!
Хоровод «У меня ль во садочке» (девочки с платочками)
Вед.: - Шутки, прибаутки, веселье!..
Приглашаю кататься на карусели!
Народная игра «Карусель» (палочки, бубен, куб. Сначала играют хозяева, затем участие гостей 4-5 раз. После игры сели на места).
Вед.: -Свистульки, трещетки, ложки
Кто хочет поиграть немножко?
Оркестр «Калинка» (4 детей берут музыкальные инструменты)
Вед.: Как кадриль – то заиграет-
Всех танцоров увлекает.
Танец «Кадриль» (под мелодию «Уж как на мосту мосточку»)
Вед.: -Еще поиграем в одну народную игру. Выберем водящего словами из этой же игры.
(Слова: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
1, 2, 3 – води! На кого попало, тот берет листочек и становится в круг).
Народная игра «Гори ясно» (сначала играют хозяева, затем гости) 4-5 раз.
Вед.: -Пришло время расставаться,
Прощаться с ярмаркой.
Вам понравилось на нашей веселой ярмарке?
Коробейники вместе: -Ой, вы гости дорогие!
У нас подарки расписные,
Примите их от нас!
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям!
(дарят подарки-сувениры, другие дети помогают).
Вед.: -Как приятно возвращаться домой с ярмарки с подарками! Правда? Можете пройтись, посмотреть на изделия народно-прикладного искусства.
(Гости ходят по залу, рассматривают изделия, а коробейники все дарят сувениры- подарки)
Вед.: -Тут и ярмарке конец!
До свидания!
(Гости уходят, хозяева провожают).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и баранки смешные
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы,
А ну назови-ка меня! (Дымка)
Нас слепили мастера
Нас раскрашивать пора.
Кони, барыни, барашки-
Все высоки и стройны.
Сине- красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые. (Хохлома)
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные. (Жостовские подносы)
Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки
Цветами разрисованы
Как будто полушанки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы в высь летят.
И точки черно- белые
На Солнышке блестят. (Городец)
Тук- тук, щелк- щелк,
Медведь, мужик, коза и волк
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки-
То сидят, а то спешат,
Ребятишек, всех смешат. (Богородская игрушка)
Используемая литература:
«Гармошечка- Говорушечка». Тетрадь по музыке С.Мерзляковой.
Журнал «Дошкольное воспитание» №12 \ 91 г.
Стихотворение о декоративных росписях, народных игрушках. (Из опыта работы).
Дети
в
х
о
гости д
д д
е е
т т в
и и х
о
гости д
Дети
Гости
в
х
о
д
в
х
Гости о
д
дети
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515