Конспект занятия Состав слова. Сложные Слова


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА. СЛОЖНЫЕ СЛОВА.
Цели:
Закрепить у учащихся умение выделять морфологические части слова;
Обогащение и активизация словаря;
Развитие и совершенствование грамматического строя;
Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карточки с текстом стихотворения, карточки со словами: САМОЛЁТ, ПЫЛЕСОС, САМОВАР, ПЧЕЛОВОД, карточки для проведения словарной работы: БУРЕЛОМ, СУХОСТОЙ.
Ход занятия.
Организационный момент.
Какая часть в слове самая главная? Да, самый главный – корень.
Знакомство с новым материалом.
Сегодня вы познакомитесь со словами, в которых 2 корня, это – СЛОЖНЫЕ СЛОВА.
Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Он из чайника струился,
Над кастрюлями клубился.
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД В слове выход,
В слове вход.
В слове ходики стучало
И в походе вдоль шагало.
Так и жили врозь они, но вот
Вместе их соеденили,
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход,
В паре ходят ПАР и ХОД.
А теперь прочтите стихотворение и укажите родственные слова. Найдите сложное слово, составленное из 2 корней.
Выделение соединительных гласных в сложных словах.
ПАРОХОД – назовите корни из которых состоит это слово, какая гласная эти корни соединяет?
Все сложные слова образуются из нескольких корней и двух соединительных гласных О или Е.
Например, ПЕШЕХОД – выделите корни, назовите соединительную гласную.
Назовите соединительные гласные, при помощи которых соединяются корни в сложных словах.
Придумайте сложные слова, где есть соединительные гласные.
Закрепление пройденного материала.
Выделить в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную Е или О между корнями (кружком).
ПАРОВОЗ, ПОЛОТЁР, САМОЛЁТ, ВЕРТОЛЁТ, ЛЕДОКОЛ, СТАЛЕВАР, СЕНОКОС, МЫШЕЛОВКА, КНИГОЛЮБЫ, ПЧЕЛОВОДЫ, БУРЕЛОМ, СУХОСТОЙ.БУРЕЛОМ, СУХОСТОЙ – словарная работа (объясните значение, слоговой анализ слов).
Образовать от пар слов, слова, обозначающие признаки предметов по образцу.
Образец: русые волосы – русоволосая.
Белый ствол – Слабый характер –
Голубые глаза – Бледное лицо –
Прошлый год – Белый снег –
Красные щёки – Черные брови –
Проверка: прочтите слова, найдите корни, назовите соединительную гласную.
Работа с карточками. Прочтите слова, записанные на карточках.
САМОЛЁТПЫЛЕСОССАМОВАРПЧЕЛОВОД
Самостоятельно придумайте предложения с этими словами и запишите эти предложения, подчеркните сложные слова.
Проверка: дети зачитывают предложения и определяют, у кого получились самые удачные предложения.
Логопедическая физминутка.
Списать предложения, подчеркнуть сложные слова, указать корни и соединительную гласную.
На Волге, начался ледоход.
Вчера был большой снегопад.
Осенью будет листопад.
Пчеловод показал нам пасеку.
Уже начался сенокос.
Лесорубы вернулись домой.
Проверка: прочтите предложения, назовите сложные слова, корни, из которых они образованы, соединительную гласную. Назовите главные члены предложения.
Итог занятия. Чему научились на занятии?