Конспект логопедического занятия «Состав слова»


Тема: «Состав слова»(НВОНР III, 2 класс, второй год обучения)
Цель:
Обобщить знания детей по теме «Состав слова».
Закрепить умения детей различать части слова.
Закрепить умения детей образовывать родственные слова.
Закрепить умения детей подбирать прилагательные к существительным.
Закрепить умения детей подбирать глаголы к существительным.
Расширять словарный запас детей, путем накопления новых слов.
Воспитывать интерес к учебным занятиям.
Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: толковый словарь, карточки, тетради, ручки, компьютер, мультимедийное устройство.
Ход занятия
I. Оргмомент. Работа в парах
Л. – Здравствуйте, ребята, послушайте, как будете садитьсяЛ. – у вас на партах карточки, прочитайте их, назовите, какая это часть словаГруз, изб, онок, ищ, пере, чик, за, ик, цвет, морозОтветы детей.
II. Сообщение темы занятия.
Л. – Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?Д. – о суффиксе, приставке, корнеЛ. – суффикс, приставка, корень, что это?Д. – эти части составляют словоЛ. – значит мы будем говорить о составе словаЛ. – ребята, помните наше правило:- Наши глазки внимательно смотрят и все видят.- Наши ушки внимательно слушают и все слышат.- Наши головы хорошо думают.
III. Чтение загадки. Слайд №2
Л.-Посмотрите на экран, я приготовила для вас загадку, прочитаем ееЯ березку качну,Я тебя подтолкну, Налечу, засвищуДаже шапку утащу.А меня не видать, кто я Можешь угадать? Л. –что это?Д. -ветер
IV. Уточнение лексического значения слова ветер
Л. - А кто мне объяснит значение слова ветер?Л. – в этом нам поможет замечательная книга - толковый словарьЛ. – Будем работать в парах.Л. – я приготовила ксерокопию с нужной страницы.Л. – прочитаем значение словаДети читают.Л. – итак, что означает слово ветер-это движение, поток воздуха.
V. Образование однокоренных слов. Слайд №3
Л. – припомните родственные слова к слову ветер.Д. – ветерок, ветерочек, ветрище, ветреный, ветровкаЛ. – назовите те слова, в которых показана разная сила ветраД. – ветерок, ветерочек, ветрищеЛ. – С помощью какой части слова образованы слова?Д. – При помощи суффиксов.
VI. Образование слов при помощи приставок. Слайд № 4
Л. – ребята, посмотрите на экранЛ. – прочитайте, что написаноДети читают Л. – Что такое вы, про, об Д. – это приставкиЛ. – даны приставки и часть слова ветриватьЛ. – используя приставки вы, про, об и часть слова ветривать, образуйте новые словаД. – выветривать, проветривать, обветриватьЛ. Объясняю лексическое значение этих слов. Слайд № 5
VII. Физминутка. Слайд № 6
Осторожно ветерЗа калитку вышел,(руки вверх и махи руками вправо-влево)Постучал в окошко,(постучать пальчиками по парте)Пробежал по крыше,(перебирать пальчиками по парте)Покачал тихонькоВетками черемух,(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)Пожурил за что-тоВоробьев знакомых.(погрозить пальчиком)И, расправив гордоМолодые крылья,Полетел куда-тоВперемешку с пылью.(махи руками)
VIII. Подбор прилагательных к существительному.
Л. – а какой ветерД. – сильный, слабый, теплый, холодный, порывистый, весенний, летнийIX. Подбор глаголов к существительному.Л. - А что делает ветерД – дует, воет, свистит, стихает, шумит, ломаетX. Составление предложений со словами ветер, ветерок, ветрище. Слайд №7Л. – ребята, мы говорили много слов, которые можно связать со словом, ветерок, ветрище.Л. – даны слова, подружите эти слова, так, чтобы получилось предложениеВетерок, ласковый, дует, теплый, сегодняПо, тучи, ветер, небу гонит, темныеВчера, не, был, ветрище, а, не, ветер
XI. Работа в тетрадях.
Дети составляют предложения, записывают в тетради.Л. Индивидуальная помощь, детям.
XII. Игра «Четвертый лишний» Слайд № 8
Л. – ребята, ветерок- проказник подул и разорвал слова, остались только части словЛ. – какая - то часть лишняя, объясните какая.
Дом, корм, при, кустПри, за, вы, ёнокПере, от, мороз, наПри, ищ, за, вы
XIII. Игра «Подбери слово к схеме»
XIV. Итог занятия.