Конспект урока на тему ГП, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки
Конспект урока
Тема урока «Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые
Северной Америки»
Цель: изучение особенностей географического положения, рельефа и полезных ископаемых материка Северная Америка
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания об основных чертах географического положения Северной Америки
сформировать представления о рельефе, тектоническом строении, и его влиянии на рельеф материка;
Развивающие:
Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи.
продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные: Развивать умение работать в коллективе и чувство ответственности за выполнение задания
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с атласом и учебником, рефлексивный.
Оборудование: Физическая карта Северной Америки, мультимедийный проектор, компьютер, экран, атлас для 7 класса, учебник географии, карточки с заданиями.
Структура урока
I. Организационный этап (1 минута)
II. «Вызов». Мотивация на изучение нового материала (2 минуты)
Создание положительного настроя.
Определение соответствия: фотография - материк
III. Изучение нового материала
1. Формулировка учащимися темы и целей урока (2 мин)
2. Самостоятельная работа (работа в парах). Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану (10 мин)
3.Рельеф Северной Америки. Заполнение схемы (10 мин)
III. Закрепление материала. Самоконтроль знаний ( 3 мин)
IV. Рефлексия (2 минуты)
V. Домашнее задание (разноуровневые задания на выбор)
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Все готовы к уроку? Наши помощники - тетради, ручки, книги и атлас должны быть у всех на столах.
II. «Вызов». Мотивация на изучение нового материала.
1. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.Поднимите руки, кто любит путешествовать? Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, но я предлагаю вам вот такой выход из ситуации. Сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие. Куда? Вы сейчас узнаете. Но для начала давайте вспомним на каких материках вы уже побывали?
Давайте попробуем по фотографиям угадать, о каком материке идёт речь? (презентация)
Слайд 1: Лед, игрушка пингвин – Антарктида
Слайд 2: Кофе, песок, банан – Африка
Слайд 3: Какао, резина, медь – Южная Америка
Слайд 4: Сумка, шерсть овцы – Австралия.- Молодцы, вы отгадали все материки, но я припасла для вас еще кое-какие фотографии слайд 5
- Как вы думаете, к какому материку они относятся? (ответы детей – Северная Америка)
Вывод: Правильно, это материк Северная Америка. Сегодня мы начнём путешествие по этому материку.
III. Изучение нового материала1. Формулировка учащимися темы урока - Ребята, а с чего начинается изучение любого материка? (ответы: с ГП, рельефа)
- Итак, кто же сможет мне назвать тему урока?
Слайд 6
Тема нашего урока «Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
2. Формулировка учащимися цели
- А какова будет цель нашего урока? (….) Слайд 7
Цель: Изучение особенностей географического положения, рельефа и полезных ископаемых Северной Америки.
Слайд 8 – задачи урока
Итак, мы с вами начинаем путешествие, для этого разделимся на группы по 3 -4 человека.
1-я группа « Мореходы» вам предстоит совершить плавание вокруг материка по морям и океанам
2-я « Исследователи берегов», совершите воображаемое путешествие вокруг материка и проанализируйте береговую линию (полуострова, острова, заливы, проливы).
3-я « Картографы» проанализируйте карту полушарий и сделайте по плану вывод о ГП ( по отношению к экватору, начальному меридиану, тропики, полярные круги), определите крайние точки
3. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах)
При выполнении работы вы можете пользоваться учебником, картами атласа, географической номенклатурой, которая представлена у вас на карточке № 3 . (5 минут на работу и по 2 минуты на защиту).
Слайд 9
Учитель: Ребята, а теперь давайте заслушаем ваши ответы у доски по физической карте Северной Америки. По ходу ответов, все слушают, дополняют ответы.
- Теперь мы переходим к следующему вопросу: «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
- От чего зависит рельеф земной поверхности? (От строения земной коры)
- Из каких основных тектонических структур состоит земная кора? (платформа и складчатые области)
- Что им соответствует в рельефе? (платформа- равнины, складчатость - горы)
А теперь давайте изучим материал темы.
Учитель – Откройте карту атласа по которой мы можем изучить тектоническое строение материка? (какая эта карта?) на странице 4. Сейчас вы должны будете ее проанализировать и заполнить схему на карточке под № 1. Эта же схема будет дублироваться на слайде. слайд 10 (2 минут на выполнение этой работы) Ваша задачить состоит в точ чтобы выяснить какие тектонические структуры лежат в основании материка Северная Америка.
Итак, проверяем.
- Весь материк в тектоническом отношении можно условно разделить на две части: Какие? (Западную и Восточную). Слайд 11
Геологическое строение материка
Западная часть
Восточная часть
Древняя платформа (Северо-Американская)
Области древней складчатости
Области новой и средней складчатости
Учитель – Правильно, западная часть материка относится к средней и новой складчатости. Кроме того, эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна.
Учитель – Теперь обратите внимание на восточную часть материка. Центральная часть находится на древней платформе. А восточная окраина Северной Америки к чему относится?
Учитель – Верно, к области древней складчатости. Давайте сделаем вывод.
Слайд 12
Учитель – А теперь вы должны сопоставить 2 карты «Физическую карта Северной Америки» и «Строение Земной коры», и заполнить схему на карточке под № 2. То есть вы должны определить соответствие основных форм рельефа с тектоническим строением материка. Работать будем по вариантам. Время работы 4 минут.
Дать характеристику рельефа Западной части материка (первый вариант);
Восточной части (второй вариант).
Рельеф Северной Америки
Восточная часть
Западная часть
Кордильеры:
Высшая точка материка – гора Мак-Кинли (6194м).
Береговые хребты
Скалистые горы
Каскадные горы
Сьерра-Невада
Области новой и средней складчатости
Аппалачи (высшая точка гора Митчелл- 2037м).
Область древней
складчатости
Великие равнины
Центральные равнины
Миссисипская низм.
Примексиканская Приатлантическая низм.
Древняя платформа
(Северо-Американская)
Учитель: Итак, теперь давайте проверим, что же у вас получилось. Слайд 13
Рельеф Северной Америки уникален и разнообразен не только формами рельефа, но и полезными ископаемыми. В схеме условными знаками отметьте какие виды полезных ископаемых, характерны для тех или иных форм рельефа.
Подведем итоги: СЛАЙД 14-18
III. Закрепление материала
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, а сейчас давайте проверим ваш уровень усвоения нового материала, решим тест на карточке № 3 и ответьте на вопросы словами «да» или «нет» времени вам 2-3 минут
- А теперь проверим ответы, посмотрев на слайд, посчитайте правильные ответы и поставьте себе оценку (слайд 19)
Вывод по уроку: Итак, мы достигли цели? Сегодня мы познакомились с темой «ГП, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки» и изучили особенности гп, выявили связь между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка.
IV. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.
2 уровень: Творческое задание: составить кроссворд. Ключевое слово «Гренландия» или «Северная Америка» или в программе glogster.com создать интерактивный плакат по теме урока
V. Рефлексия
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, а теперь закончите предложения устно:
Слайд 201. Я чувствовал себя в процессе учения …2. Свою работу на уроке я оцениваю …3. Мне этот материал нужен для …4. Я ухожу с … настроением!
- Ребята, у вас на столе лежат цветные картинки с человечком, сдайте мне, пожалуйста, того человечка, какое впечатление у вас осталось от нашего урока. (слайд 21)
Спасибо за работу и удачи вам.
Конспект урока
Тема урока «Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые
Северной Америки»
Цель: изучение особенностей географического положения, рельефа и полезных ископаемых материка Северная Америка
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания об основных чертах географического положения Северной Америки
сформировать представления о рельефе, тектоническом строении, и его влиянии на рельеф материка;
Развивающие:
Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи.
продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные: Развивать умение работать в коллективе и чувство ответственности за выполнение задания
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с атласом и учебником, рефлексивный.
Оборудование: Физическая карта Северной Америки, мультимедийный проектор, компьютер, экран, атлас для 7 класса, учебник географии, карточки с заданиями.
Структура урока
I. Организационный этап (1 минута)
II. «Вызов». Мотивация на изучение нового материала (2 минуты)
Создание положительного настроя.
Определение соответствия: фотография - материк
III. Изучение нового материала
1. Формулировка учащимися темы и целей урока (2 мин)
2. Самостоятельная работа (работа в парах). Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану (10 мин)
3.Рельеф Северной Америки. Заполнение схемы (10 мин)
III. Закрепление материала. Самоконтроль знаний ( 3 мин)
IV. Рефлексия (2 минуты)
V. Домашнее задание (разноуровневые задания на выбор)
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Все готовы к уроку? Наши помощники - тетради, ручки, книги и атлас должны быть у всех на столах
II. «Вызов». Мотивация на изучение нового материала.
1. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. Но, какое, же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А. Твардовского: Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
Ребята, вы уже побывали на многих материках?
Давайте попробуем по фотографиям угадать, о каком материке идёт речь? (презентация)
Слайд 1: Лед, игрушка пингвин – Антарктида
Слайд 2: Кофе, песок, банан – Африка
Слайд 3: Какао, резина, медь – Южная Америка
Слайд 4: Сумка, шерсть овцы – Австралия.Молодцы, вы отгадали все материки, но я припасла для вас еще кое-какие фотографии слайд 5
Как вы думаете, к какому материку они относятся? (ответы детей – Северная Америка)
Вывод: Правильно, это материк Северная Америка. Сегодня мы начнём путешествие по этому материку.
III. Изучение нового материала1. Формулировка учащимися темы урока - Ребята, а с чего начинается изучение любого материка? (ответы: с ГП, рельефа)
- Итак, кто же сможет мне назвать тему урока?
Слайд 6
Тема нашего урока «Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
2. Формулировка учащимися цели
- А какова будет цель нашего урока? (….)Слайд 7
Цель: Изучение особенностей географического положения, рельефа и полезных ископаемых Северной Америки.
Слайд 8 – задачи урока
Итак, мы с вами начинаем путешествие, для этого разделимся на группы по 3 -4 человека.
1-я группа « Мореходы» вам предстоит совершить плавание вокруг материка по морям и океанам
2-я « Исследователи берегов», совершите воображаемое путешествие вокруг материка и проанализируйте береговую линию (полуострова, острова, заливы, проливы).
3-я « Картографы» проанализируйте карту полушарий и сделайте по плану вывод о ГП ( по отношению к экватору, начальному меридиану, тропики, полярные круги), определите крайние точки
3. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах)
При выполнении работы вы можете пользоваться учебником, картами атласа, географической номенклатурой, которая представлена у вас на карточке № 3 . (5 минут на работу и по 2 минуты на защиту).
Задание для Картографов:
Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка:
по отношению к экватору _____________________________________
нулевому меридиану _____________________________________________________
тропикам__________________________________________
полярным кругам__________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________
Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:
Северная - мыс Мерчисон, 710 с.ш., 94 з.д.
Южная - мыс Марьято 7 с.ш., 80 з.д.
Западная - мыс Принца Уэльского 168 з.д., 65 с.ш.
Восточная - мыс Сент -Чарльз 55 з.д.,52 с.ш.
Мореходы. Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, и покажите на карте все океаны и моря, омывающие Северную Америку.
Океаны Моря Морские течения
Северный Ледовитый Саргассово Тёплые
Тихий Баффина Гольфстрим
АтлантичексийБофорта Аляскинское
Лабрадор Южное пассатное противотечениеБерингово Холодные
Карибское ЛабрадорскоеЧукотское Калифорнийское
Вывод:
Материк омывается водами морей трёх океанов, холодными и тёплыми течениями, которые оказывают влияние на природу материка.
Исследователи берегов. Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше? Заполните таблицу, используя карту:
Острова, архипелаги - Полуострова- Заливы Проливы, каналы
Большие Антильские Флорида ГудзоновГудзоновБагамские Лабрадор Мексиканский Берингов
Ньюфаундленд Аляска Калифорнийский ДевисовГренландия Калифорнийский Аляска Панамский канал
Канадский Арктический архипелаг Юкатан Мэн Покажите их на карте. Самая большая изрезанность береговой линии у северо-восточных брегов, здесь расположен огромный по площади канадский архипелаг. В сушу вдаётся Гудзонов залив. Значительно меньше изрезаны южные берега, здесь выделяется залив и 2 полуострова Юкотан и флорида. Самый крупный остров Гренландия находится к северу от материка.
Слайд 9
Учитель: Ребята, а теперь давайте заслушаем ваши ответы у доски по физической карте Северной Америки. По ходу ответов, все слушают, дополняют ответы.
Первыми идут к доске
картографы,
Мореходы
исследователи берегов
Теперь мы переходим к следующему вопросу: «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
- От чего зависит рельеф земной поверхности? (От строения земной коры)
- Из каких основных тектонических структур состоит земная кора? (платформа и складчатые области)
- Что им соответствует в рельефе? (платформа- равнины, складчатость - горы)
- Молодцы! Начало есть. Теперь продолжим – попробуйте оценить утверждения. Знаком + отметьте те утверждения которые на ваш взгляд являются верными, и знаком – не верными ( 1 минута на выполнение задания)
Прием «Верны ли утверждения?»
В строении поверхности материка преобладают горы. ("- " равнины)
В горах Аппалачи расположена самая высокая точка материка. ("-" )В горах Кордильеры до сих пор происходят землетрясения. ("+")В основании равнин материка лежит древняя платформа. ("+")В Аппалачах имеются большие запасы нефти и газа. ("-" жел. руда, кам. уголь)
Настало время проверить, верно вы оценили утверждения или нет.
- Проверить вы себя сможете, изучив материал темы.
Учитель – Откройте карту атласа "Строение земной коры" на странице 4 .Сейчас вы должны будете ее проанализировать и заполнить схему на карточке под № 1. Эта же схема будет дублироваться на слайде. СЛАЙД 10
(5 минут на выполнение этой работы)
Итак, проверяем.
Весь материк в тектоническом отношении можно условно разделить на две части: Какие? (Западную и Восточную). Слайд 11
Геологическое строение материка
Восточная часть
Западная часть
Области древней складчатости
Древняя платформа (Северо-Американская)
Области новой и средней складчатости
Учитель – Правильно, западная часть материка относится к средней и новой складчатости. Кроме того, эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна.
Учитель – Теперь обратите внимание на восточную часть материка. Центральная часть находится на древней платформе. А восточная окраина Северной Америки к чему относится?
Учитель – Верно, к области древней складчатости. Давайте сделаем вывод.
Слайд 12
Учитель – А теперь вы должны сопоставить 2 карты «Физическую карта Северной Америки» и «Строение Земной коры», и заполнить схему на карточке под № 2. То есть вы должны определить соответствие основных форм рельефа с тектоническим строением материка. Работать будем по вариантам. Время работы 4 минут.
Дать характеристику рельефа Западной части материка (первый вариант);
Восточной части (второй вариант).
Рельеф Северной Америки
Восточная часть
Западная часть
Древняя платформа
(Северо-Американская)
Область древней
складчатости
Области новой и средней складчатости
Великие равнины
Центральные равнины
Миссисипская низм.
Примексиканская Приатлантическая низм.
Кордильеры:
Высшая точка материка – гора Мак-Кинли (6194м).
Береговые хребты
Скалистые горы
Каскадные горы
Сьерра-Невада
Аппалачи (высшая точка гора Митчелл- 2037м).
Учитель: Итак, теперь давайте проверим, что же у вас получилось. Слайд 13
Рельеф Северной Америки уникален и разнообразен не только формами рельефа, но и полезными ископаемыми. В схеме условными знаками отметьте какие виды полезных ископаемых, характерны для тех или иных форм рельефа.
Подведем итоги: СЛАЙД 14-18
Еще раз вернемся к утверждениям и проверим, насколько верными оказались ваши первичные представления о рельефе Северной Америке. Итак, проверим!
В строении поверхности материка преобладают горы. ("- " равнины)
В горах Аппалачи расположена самая высокая точка материка. ("-" )В горах Кордильеры до сих пор происходят землетрясения. ("+")В основании равнин материка лежит древняя платформа. ("+")В Аппалачах имеются большие запасы нефти и газа. ("-" жел. руда, кам. уголь)
III. Закрепление материала
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, а сейчас давайте проверим ваш уровень усвоения нового материала, решим тест на карточке № 3 и ответьте на вопросы словами «да» или «нет» времени вам 2-3 минут
7- 6 баллов «5» 5 баллов «4» 4 балла «3» 3 и менее «2»
- А теперь проверим ответы, посмотрев на слайд, посчитайте правильные ответы и поставьте себе оценку (слайд 19)
Вывод по уроку: Итак, сегодня мы познакомились с темой «ГП, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки» и изучили особенности гп, выявили связь между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка.
IV. Рефлексия
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, а теперь закончите предложения устно: Слайд 201. Я чувствовал себя в процессе учения …2. Свою работу на уроке я оцениваю …3. Мне этот материал нужен для …4. Я ухожу с … настроением!
- Ребята, у вас на столе лежат цветные картинки с человечком, сдайте мне, пожалуйста, того человечка, какое впечатление у вас осталось от нашего урока. (слайд 21)
V. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.
2 уровень: Творческое задание: составить кроссворд. Ключевое слово «Гренландия» или «Северная Америка» или в программе glogster.com создать интерактивный плакат по теме урока
Спасибо за работу и удачи вам.