Доклад Работа с историческими источниками на уроках истории
Бондаренко Кирилл Витальевич
Работа с историческими источниками на уроках истории
Под историческими источниками понимается весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе (определение Иванова Г. М. данное в работе «Исторический источник и историческое познание»). Работа с источниками – основа исторической науки. Это обуславливает необходимость активного использования различных исторических источников в процессе преподавания истории. Кроме того, работа с различными документами и визуальными материалами позволяет «оживить» урок, заинтересовать учащихся. Комплексный анализ исторических источников также способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы, метапредметных умений, что еще более повышает значимость изучения исторических источников в условиях реализации ФГОС ОО. Следует также отметить, что работа с историческим источником является обязательным элементом ОГЭ и ЕГЭ.
Исторический источник как средство школьного обучения начинает активно применяться с середины XIX века. Ряд ученых XIX – начала XX вв. (М.Н. Коваленский, А.Ф. Гартвиг, С.Ф. Фарфоровский, Н.А. Рожков, М.М. Стасюлевич) даже стали разрабатывать методологию лабораторных занятий по истории – самостоятельного изучения материала учащимися на основе исторических документов. В настоящее время большинство исследователей (например Л.Н. Алексашкина, Н.Н. Лазукова) рассматривают исторический источник как важное, но не единственное средство обучения. Исторические источники при таком подходе целесообразно привлекать только как вспомогательное средство на различных этапах урока.
При анализе исторических источников традиционно выделяется несколько этапов. На первом этапе необходимо определить, что это за источник, кто его автор, когда и где был создан источник. На втором этапе важно понять, какие исторические факты получили отражение в источнике. На третьем этапе следует определить какую цель ставил автор, создавая изображение. На четвертом этапе оценивается достоверность и полезность источника. Следует отметить, что на практике такая схема часто видоизменяется или упрощается, что связано с конкретными целями использования источника на уроке (как уже отмечалось, работа с источником является не самоцелью, а лишь вспомогательным средством).
Согласно классификации О.С. Шмидта выделяются следующие типы исторических источников: изобразительные, вещественные, словесные (особое место среди которых занимают письменные источники), конвенционные (условные обозначения графическими знаками), аудиальные (звуковые), поведенческие (обычаи, обряды и т.д.). В современных условиях использование ИКТ в образовании позволяет охватить практически весь спектр исторических источников.
Рассмотрим некоторые примеры работы с различными типами исторических источников на уроках истории.
Работа с изобразительными и вещественными источниками на уроках истории
Современные информационные технологии позволяют активно использовать визуальные источники на уроках. Преимущество таких источников состоит в том, что для учащихся (особенно 5-6 класса) восприятие их не составляет труда и не занимает много времени (в отличие от письменных). «Визуальный поворот» в исторической науке также предполагает обязательное использование изобразительных и вещественных источников в процессе обучения. Применение изобразительных и вещественных источников возможно на любых стадиях урока.
Пример 1. Использование изобразительного источника в начале изучения нового материала.
В начале изучения темы «Новая экономическая политика» в 9 классе учащимся предлагается рассмотреть карикатуру (см. ниже) и доказать, что она создана не в 1917 – 1921, а в более поздний период. Это, с одной стороны, позволяет учащимся вспомнить особенности политики «военного коммунизма», а с другой стороны подвести к изучению нового материала, то есть к выявлению особенностей НЭПа. Кроме того, в дальнейшем возможен анализ самого содержания карикатуры («что высмеивает карикатура и какова цель её создания?», «что такое кооператив?», «почему кооперативное предпринимательство представлено на карикатуре более эффективным, чем индивидуальное?»)
Пример 2. Использование изобразительного источника в процессе изучения нового материала. При изучении темы «Искусство Древнего Египта» в 5 классе учащимся предлагается самостоятельно выявить как можно больше особенностей древнеегипетской живописи, пользуясь только изображениями. В целях актуализации знаний целесообразно также обратиться к анализу содержания источников («кто изображен на рисунках?», «какие наши знания о Древнем Египте подтверждают данные изображения?», «что нового мы можем узнать из этих источников?»)
Пример 3: Использование визуальных источников при закреплении материала. В качестве закрепления темы «Религия древних греков» в 5 классе возможно дать задание, предполагающее и внутреннюю, и внешнюю критику изобразительных источников. Первоначально учащимся предлагается назвать имена персонажей, изображенных на рисунках и объяснить, как они узнали этих персонажей. Вторая группа вопросов, на которые необходимо ответить пятиклассникам: «Какое из этих изображений является источником, дающем информацию об искусстве Древней Греции? Почему? Чем отличается древнегреческая живопись от европейской живописи Нового времени?».
Пример 4. Использование визуальных источников при повторении материала. Учащиеся получают карточки с изображениями (в данном примере использованы карикатуры XX века) и ряд заданий:
- назвать событие, которое высмеивает карикатура
- назвать дату этого события
- подробно рассказать об этом событии
- назвать исторических личностей, изображённых на карикатуре
- определить каково отношение автора (или авторов) карикатуры к изображенным событиям?
Пример 5. Повторение исторических дат возможно разнообразить использованием памятных монет или их изображений. Учащимся демонстрируется монета (или её изображение) и задаётся вопрос: «Когда данная монета была выпущена?». По аналогии можно использовать почтовые марки или значки
Пример 6. При изучении тем, посвященным социально-экономическим условиям и быту определенной эпохи, целесообразно использовать различные вещественные источники или их изображения (одежда, орудия труда, посуда, бытовая техника). В ходе изучения новейшей отечественной истории возможно организовать конкурс мини-исследований «История одной вещи», позволяющий учащимся более подробно познакомиться с бытовыми условиями советского периода и понять значимость вещественных источников в исторической науке.
Фрагмент из ученической работы «История одной вещи»:
«Самой важной вещью в своей жизни моя бабушка считает старую швейную машинку Zinger, которую вы можете увидеть на фотографиях. С раннего детства бабушка осваивала эту “кормилицу”. В 30-е годы наша семья была раскулачена, мой прадед выслан в Магнитогорск. Прабабушка с детьми вынуждены были скитаться по деревням, постоянно меняя место жительства. В эти годы платья и рубахи, которые бабушка со своей мамой шили на швейной машинке, помогли им прокормить семью».
Работа с письменными источниками на уроках истории
Письменные источники на уроках истории используются очень часто. Большое количество письменных источников и заданий к ним представлено в учебниках. Работа с письменными документами должна способствовать формированию определённых навыков. Учащиеся должны научиться определять тип документа, время его написания, автора или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе, работать с документами по отдельным вопросам, самостоятельно формулировать конкретные вопросы к документу, пересказывать содержание документа, анализировать документ по плану, использовать документ для доказательства собственного мнения, проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких документах. Работу с письменными источниками также целесообразно организовывать на разных этапах урока
Пример 1. Использование письменных источников в качестве инструмента мотивации в начале изучения нового материала. В начале изучения темы «Внешняя политика СССР в начальный период «Холодной войны»» учащимся предлагается изучить 3 документа и подготовить вопросы к ним: фрагмент речи У. Черчилля в Фултоне, фрагмент речи Дж. Маршалла 5 июня 1947г. в Гарвардском Университете (план Маршалла) и фрагмент «Доктрины Трумэна». Это позволяет подвести учащихся к формулированию темы, целей и задач урока, анализу причин «холодной войны». Аналогично можно организовать работу с документами при изучении других тем.
Пример 2. Использование письменных источников при изучении нового материала. В ходе изучения темы «Новая экономическая политика», при обсуждении причин перехода советского руководства к НЭПу учащимся предлагается познакомиться с фрагментом из доклада В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Политпросветов и ответить на вопросы:
- кто, по вашему мнению, является автором источника? Что помогает определить авторство данного источника?
- Как сам В.И. Ленин оценивал переход к НЭПу? С чем связана такая оценка НЭПа?
- Что В.И. Ленин считает одной из главнейших причин экономического кризиса?
- Какие причины отказа от политики «военного коммунизма» можно выделить дополнительно?».
Применение источника, таким образом, мотивирует учащихся на активную работу, позволяет подвести учащихся к анализу причин и особенностей изменения экономической политики советского руководства в начале 1920-х годов.
«На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей. Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать не чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением»
(Из доклада на II Всероссийском съезде Политпросветов, 17 октября 1921 г.)
Пример 3. Организация дискуссии в ходе анализа письменного источника. При изучении темы «Первые попытки реформ и XX съезд КПСС» учащимся предлагается разделиться на сторонников и противников идеи, изложенной в тексте доклада «О культе личности и его последствиях» (допустимо организовать домашнюю подготовку к дискуссии). Такая работа способствует развитию коммуникативных и аналитических навыков, а также позволяет актуализировать полученные ранее знания
Пример 4. Использование письменных источников на этапе повторения и закрепления. В 7 классе при повторении и закреплении материала по теме «Внешняя политика России» в XVII веке возможно использовать отрывок из решения Земского собора о воссоединении России и Украины. Учащимся дается ряд заданий к тексту:
- Заполнить пропуски (имя гетмана, обозначенного цифрой 1, имя царя обозначенного цифрой 2, название государства, обозначенного цифрой 3)
- Назвать государственный орган, который принял данное решение
- Назвать год создания документа и год, когда он вступил в силу
- Назвать причины описанного в документе события
- Назвать последствия описанного в документе события
«<...>А о гетмане о (1) и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь (2) всеа Русии изволил того гетмана (1) и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся (3) на православную християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.<...>И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил.
<...>И по тому по всему приговорили: гетмана (1) и все Войско Запорожское з городами и з землями принять...»
Аналогичным образом можно организовать работу с письменным источником для закрепления любой другой темы.
Работа с конвенционными источниками на уроках истории.
Работа с таким типом источников применяется нечасто. Тем не менее, в школьной программе есть темы, где применение конвенционных источников желательно.
Пример. При изучении курса «История Древнего мира» в 5 классе возможно организовать работу, заключающуюся в самостоятельном (при содействии учителя) выявлении особенностей, сходств и различий письменности различных народов.
Работа с поведенческими источниками
Работа с таким специфическим типом источников также используется довольно редко, а методология работы с ними слабо разработана. Тем не менее, изучение обрядов, традиций, ритуалов возможно организовать в рамках внеурочной деятельности в виде исследовательских проектов или докладов (например «История рукопожатия», «Придворный этикет в Российской империи», «Происхождение новогодних традиций»).
Работа с аудиальными источниками
Использование таких источников целесообразно при изучении культуры определённой эпохи. «Сухой» материал, посвящённый музыкальному творчеству, к примеру, эпохи Просвещения, возможно оживить демонстрацией отрывков из произведений. Другой вариант: использование на уроках записей речей политических деятелей. При изучении темы «Формирование советской государственности» возможно использовать запись речи В.И. Ленина «Что такое советская власть?», при изучении темы «Начало Великой Отечественной войны» - запись речи Сталина о начале войны от 3 июля 1941 г.. Работа с записями речей сходна с анализом аналогичных письменных источников.
Литература:
Алексашкина Л.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории [Текст] / Алексашкина Л.Н. // Преподавание истории и обществознания в школе - 2008. - №5. - С.15-22.
Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства [Текст] / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова - М.: Владос, 2000. – 160 с.
Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание [Текст] / Г.М. Иванов. - Томск: Изд-во ТГУ, 1973. – 250 с.
Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории [Текст] / Н.Н. Лазукова // Преподавание истории в школе. - 1993. - №1. - с. 34 – 38.
Полетаева О.С. Работа с документами на уроках истории [электронный ресурс]: интернет-журнал «Науковедение». - электрон. текст. дан. - 2012. - №3. - режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-68.pdf
Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования [электронный ресурс]/ Г.П. Саар. - электрон. текст. дан. - Баку.: АзГНИИИ, 1930. - режим доступа: http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXIII-XIX/?id=770Студеникин М.Т. Лабораторный метод обучения истории: из опыта дореволюционной школы [Текст] / М.Т. Студеникин // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004.- №4. - с. 27 – 32.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе [Текст] /М.Т. Студеникин - М., Владос, 2000. – 240 c.
Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации [Текст] /О.М. Хлытина // Омский научный вестник. - 2008. - № 6. - с. 163 - 167
Шмидт С. О. О классификации исторических источников [Текст] /C.О. Шмидт // Вспомогательные исторические дисциплины. - 1985. - №16. - с. 3-24.Источники:
Атлант и Прометей (рисунок на вазе) // [электронный ресурс]. режим доступа: http://u4ulit.ru/publ/mify_drevnej_grecii_prometej/17-1-0-76l БанкИнформСервис. Памятные и инвестиционные монеты. Каталог монет // [электронный ресурс]. режим доступа: http://bankinform.ru/services/coins/list/ Вагре Жак Клеман. Картина «Дионис» // [электронный ресурс]. режим доступа: http://sschool8.narod.ru/87_Dionis/7880yn.jpg
Дюжарден Карел. Картина «Афина Паллада» // [электронный ресурс]. режим доступа: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post229133351/
Ефимов Б. Карикатура «Черчилль во время произнесения Фултонской речи». // [электронный ресурс]. режим доступа: http://diletant.media/picture_tutorial/fultonskaya-rech-uinstona-cherchillya/
Западные карикатуры на СССР. http://www.liveinternet.ru/users/sergey_tashebsky/post225835830/
Иллюстрации из учебника «История Древнего мира» // [электронный ресурс]. режим доступа: http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-1.html
Карикатура «Соседи» // [электронный ресурс]. режим доступа: http://zavantag.com/docs/3423/index-11170-1.html Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссийском съезде Политпросветов. // [электронный ресурс]. режим доступа: http://chkprf.narod.ru/Texts/VIL44-155.htm
Распад СССР. Медиа галерея. // [электронный ресурс]. режим доступа: http://history4you.ru/foto/17/112 Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией// [электронный ресурс]. режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/letopis/resch_zemsk.php Скульптурный портрет В. И. Ленина (автор Е. Вучетич). Марки мира. // [электронный ресурс]. режим доступа: http://markimira.ru/catalog_stamps_ussr/series_ussr/detail.php?ID=17410
СССР 1979. 325 лет Воссоединения Украины с Россией. Марка. // [электронный ресурс]. режим доступа: http://hobby-group.ru/content/sssr-1979-325-let-vossoedineniya-ukrainy-s-rossiey-1-marka
Франсиско де Сурбаран. Картина "Геркулес убивает Немейского льва" // [электронный ресурс]. режим доступа: http://newtownmen.blogspot.ru/2015/09/10.html