«Формирование навыков работы с историческими источниками в основной и старшей школе»
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №13»
Вахитовского района г. Казани
«Формирование навыков работы с историческими источниками
в основной и старшей школе»
Автор работы:
Учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Башкирова Лилия Михайловна
Казань-2017
Анализируя свой опыт, я пришла к выводу о том, что у ребят отсутствует интерес к историческим документам, за которыми далеко ходить не надо, они расположены, чаще всего, в конце параграфа, и даже выделены цветным фоном. Ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории.
На мой взгляд, история, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов. И на это необходимо ориентировать учащихся и на этапе знакомства с учебником и на каждом уроке, особенно в той части урока, когда идет работа с учебником и историческим документом.
Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные события и явления, которые она изучает, не поддаются непосредственному опытному исследованию. Сразу же после появления они становятся достоянием прошлого, а условия их возникновения настолько своеобразны, что искусственно воссоздать их практически не возможно.
Поэтому так важно овладеть анализом исторических явлений прошлого и их непосредственной связи с современностью. Это выражается в раскрытии принадлежности событий к определенному времени и пространству, выявление причинно-следственных отношений между фактами.
Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности. Выполнение заданий с историческими источниками способствует созданию у учащихся ярких и образных представлений. Они как бы вживаются в определенную эпоху. Изучение определенных источников имеет большое воспитательное значение, так как ребята испытывают различные чувства, изучая прошлое через подлинные документы эпохи. Они как бы проникаются ненавистью к завоевателям, воспитывают уважение к людям труда. Образовательно-воспитательный эффект использования документального материала в значительной мере зависит от правильной организации самостоятельной работы учащихся, от умения учителя научить школьников элементарным приемам работы с историческими источниками. Важно, привить им интерес к данной работе, интерес к историческому документу как к памятнику эпохи и источнику новых знаний. Поэтому каждый раз необходимо обращать внимание школьника на то, кем был составлен документ, каким годом или числом он датирован, каково было положение страны в данное время (или международное положение), что узнавали люди нового из содержания данного документа. Работа с документом дает большие возможности для использования личностно-целевого подхода на уроке.
Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9- классах – всё шире привлекаются политические, программные документы
Естественно, что работа с документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков:
•Определить тип документа.
•Определить время написания документа или историческую эпоху.
•Определить автора или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
•Расположить несколько документов в хронологическом порядке.
•Работать с документами по отдельным вопросам учителя.
•Составить конкретные вопросы к документу.
•Пересказать содержание документа.
•Составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документа.
•Анализировать документ по предлагаемому плану.
•Составить развернутый рассказ с использованием нескольких документов.
Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны уметь:
• Составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера.
• Анализировать документ по предлагаемому плану.
• Анализировать документ в контексте исторической ситуации.
• Использовать документ для доказательства собственного мнения.
• Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах.
• Выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.
Деятельность выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы с документами. Обучающиеся должны уметь:
• Отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.
• Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.
• Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
• Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.
• Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.
• Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.
Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений.
В современной методике преподавания предмета существует немало приёмов анализа письменных источников. В своей работе я стараюсь придерживаться схемы анализа исторических документов, предложенная О.Ю. Стреловой, которая может варьироваться в зависимости от поставленных задач, возраста учащихся. Схема достаточно объемна по своему содержанию, поэтому использовать её фрагменты можно в разных классах при работе с различными документами. В основе лежит идея многоуровневого подхода к анализу исторического документа:
• к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания. Условно можно этот уровень назвать “паспортизацией” документа;
• вопросы второго уровня направлены на выборочное чтение источника и работают с информацией, лежащей на поверхности текста. Эти вопросы, условно называемые историко-логическими, задают определенный угол зрения для выявления для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого;
• вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам; исторических деятелей или социально-политических организаций, представленных в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа;
• вопросы четвертого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность; пытаются объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;
• вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании проблемы.
Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности, посильных научных исследований.
Мне представляется, что у каждого учителя должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с историческими источниками. Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи.
Список используемой литературы
1.Басик , Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания / Н.Б.Басик // Обществознание в школе. – 1999. - №4. - с. 15-17.
2.Вяземский ,Е.Е. , Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства /Е.Е.Вяземский//- М.: Центр педагогического мастерства, 2004. – 125с.
3. Лисова, К.И. Использование документов на уроках истории и народоведения / К.И. Лисова// Народное образование.- 2001.- №5.- с. 141-149.
4. Миронова, Л.В. Разноуровневый подход в преподавании истории в старших классах / Л.В.Миронова // Преподавание истории в школе.- 2002.- с.40-43.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе исторического образования / под ред. Е. С. Полат.- М. :Российское педагогическое агентство, 2004. – 218с.
6. Пушкарев, Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации / Л.Н.Пушкарёв.- М.: Современное историческое образование, 2000. – 146с.
7. Румянцев, В.Я. работы с историческими источниками / В. Я. Румянцев // Преподавание истории в школе.- 2003.-№3 - с. 38-41.
8. Саплина, Е.В. Как сделать эффективным урок истории / Е.М.Саплина // Преподавание истории в школе.-2001.- №4.- с.51-58.
9. Фирсова О. Г. Использование источников при изучении темы «Реформы Петра» / О. Г. Фирсова // Преподавание истории в школе.- 2004.-№7.- с.37-40.
10. Харламова ,Е. В. Работы с источниками на уроках истории / Е. В. Харламова, Т.И. Ильина // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- №1. - с.71-72.