Урок по русскому языку Разделительный твердый знак

Обучение грамоте


Урок 96 (2 ч.).

Тема: Буква ъ. Разделительный ъ.

Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение использовать на письме разделительный ъ;
– формируем умение выделять в слове приставку;
– формируем умение анализировать текст.

Символы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и Технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)


·. Актуализация знаний



·
·. Постановка учебной проблемы










1. Вступительная беседа.
- В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».
2. Повторение.
- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.
- Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)
1) Фронтально.
- Проверим свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело – гуляй смело».
Физкультурная минутка «Лечебные звуки».
В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук – от кашля. Р – снимает усталость. С – помогает расслабиться.
2. Знакомство с новой буквой.
- Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)
- Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)
- Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)
- С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- Назовите тему урока. (ъ) ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах.
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
Составление плана урока.

План (примерный)
Знакомство с разделительным твёрдым знаком.
Знакомство с написанием буквы ъ.
Чтение слов.
Чтение текста.
5. Запись слов и предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.


III. Открытие нового знания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 1. Работа в «Букваре».
Знакомство с буквой ъ.
Молчаливый твёрдый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам. Его учить придётся вам: Хотите – не хотите Стоит он в алфавите!
- Это буква «ъ» (показать на плакате).
- На что похож ъ? (Ответы детей.)
- Посмотрите... ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) (2 слайда – смотрим букву, читают стихи хорошо читающие дети.)
На плакате: На какую букву похожа змея? Стихотворение «О кобре» подготовила... (наизусть читает ученик):
Опершись на длинный хвост, В цирке кобра стала в рост: - Ш-ш-ш... Я вам не угрожаю, - Твёрдый знак изображаю.

Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.
(В. Степанов.)

– Где вы уже встречались с твёрдым знаком? (В «Букваре», в словах, в книгах.)
– А вот что знает Таня про ъ. Послушаем и улыбнёмся.
«Жёсткая» буква.
Первоклассница Таня никак не может запомнить название буквы ъ.
– Таня, это твёрдый знак. Повтори.
– Твёрдый знак.
Через несколько минут:
– Таня, какой же это знак?
– Крепкий.
– Не крепкий, а твёрдый. Запомнила?
– Да, это твёрдый знак.
Ещё через несколько минут:
– Таня, так какой же это знак?
– Жёсткий.

– А вы, ребята, запомнили? Повторите тему нашего урока.
2. Роль «Ъ» в словах.
- Обратите внимание, есть ли «звуковичок» рядом с буквой «ъ»? Почему? (Не обозначает звука.)
- Тогда зачем же нужен «ъ»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, понаблюдав за словами. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Въезд.
Подъезд.
Отъезд.
Объезд.
- Прочитайте слова.
- Как называются эти слова? (Однокоренные.)
- Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)
- Какой корень?
- Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)
- Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.
- Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)
- Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:
Выезд.
Переезд.
Проезд.
Приезд.
- Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?
- Назовите корень.
- Есть ли приставки? Какие?
- Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?
- Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?
- Сделайте вывод.
- Послушайте, что рассказал о себе «ъ». ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)
1-й столбик.
Самостоятельное чтение.
– Что выделено во всех словах столбика? (Выделена приставка.)
– А что ещё заметили? (Во всех словах есть ъ, один корень, перед корнем выделена приставка.)
– Прочитайте только приставки в этих словах. (В, под, от, об.)
– На букву гласного или согласного оканчиваются приставки?
– Подчеркните цветным карандашом.
– Поставьте цветную точку под буквой, которая стоит после ъ.
– Какой цвет выбрали? (Красный. Это буква Е.) Подчеркните ъ.
– Прочитайте следующие слова.
– Место, где въезжают. (Въезд.)
– Место, по которому можно объехать. (Объезд.)
– Когда отправляемся в путь, то говорим... (Отъезд.)
– Вход в здание. (Подъезд.)
– Перечитайте слова ещё раз и обратите внимание, где место ъ. (Между приставкой и корнем, начинающимся с буквы Е.)
– Какие звуки на письме разделяет твёрдый знак? (Согласные.)
– Можно ли при чтении обойтись без твёрдого знака? (Предположения детей.)
2-й столбик:
– Прочитайте слова второго столбика.
– Есть ли в этих словах разделительный твёрдый знак?
– С какой буквы начинается корень? (Тоже с Е.)
– Выделите главную часть слова.
– На какую букву заканчиваются приставки? (Приставка оканчивается на букву гласного.)
– Какой вывод можете сделать?
– С какими же приставками ъ не дружит, не пишется? (С теми, которые оканчиваются на букву гласного.)
3-й столбик.
Самостоятельное чтение.
– Прочитайте. Подчеркните приставки.
– Что заметили? (Они все оканчиваются на букву согласного.)

· Подчеркните буквы, перед которыми пишется ъ.
– Какие буквы подчеркнули? (Ё, Я.)
– Перед какими же буквами пишется разделительный твёрдый знак? (Е, Ё, Ю, Я.)
– Прочитайте слова с твёрдым знаком.
– Место в пути, где дорога поднимается вверх. (Подъём.)
– Сообщит, огласит – а по-другому? (Объявит.)
– Растолкует другому, то есть... (объяснит).
– От слова снять читаем слово... (съёмка).
– Кто из вас убедился, что ъ нужен?
3) Расшифровывание схемы в рамке.
– Рассмотрите схему.
– О чём мы можем из неё узнать?
– Закончим схему: кружок закрашиваем синим цветом, так как разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук. Буква ъ пишется между приставкой и корнем перед буквами Е, Ё, Ю, Я. Разделительный ъ показывает, что между согласным и гласным есть звук [й’].
4) Разучивание с детьми стихотворения к схеме.

Твёрдый знак – нужный знак!
И узнать его – пустяк!
За приставкой он стоит,
Ничего не говорит.
А за ним Е, Ё, Ю, Я –
Его лучшие друзья.

– Что нового узнали?
– Что повторили?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
3. Работа в тетради для печатания (с. 48).
Озвучивание схемы, печатание ъ и слов.

Физкультминутка.












Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.











Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
















Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
















Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) эстетическое воспитание.




·V. Применение нового знания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 1. Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье – везде найдёт примененье».)
- Объясните смысл пословицы.
1. Работа со скороговоркой.
На доске:
У пригорка Егорка Об.егорил волка. (Написана на доске).
- Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?
- Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?
- Какое незнакомое слово увидели?
- Предположите, что оно означает?
- Давайте проверим предположения. («Познавательные минутки» – ученик рассказывает.)
- Что такое «объегорить»?
Во время крепостного права (крепостное право – это период истории, когда помещик, владевший землей, также имел в собственности крестьян, проживавших на этой земле – так называемых «крепостных», которыми мог распоряжаться по собственному усмотрению: наказывать, продавать, покупать, менять на что-либо, крепостной крестьянин под страхом наказания не мог никуда уехать или уйти от своего помещика) был один день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это был день Юрия (Егория). Переманивая к себе крепостных, помещики обещали им всякие блага, а потом нарушали свои обещания. Обмануть лживыми обещаниями и значит «объегорить».

2. Работа в «Букваре».
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Шутка».
1) До чтения стихотворения.
– Рассмотрите иллюстрацию на кубике. Что делает девочка?
– Как называется стихотворение? Можем предположить, о чем стихотворение?
– Кто автор?
– Какой возникает вопрос? (С кем хочет пошутить Генрих Сапгир?)
На экране слова из стихотворения.
Ехали Подъехали Въехали Съехали Объехали Поехали Переехали Приехали
– Какие слова помогли совершить путешествие – разминку ?
(Слова – действия, родственные слова.)
– На какие группы можно разделить слова (с ъ и без него).
– Прочитаем слова с ъ. Выделим приставки. Сделай вывод.
– Веселые эти стихи написал Генрих Сапгир – увлеченный и интересный человек, написавший рассказы и стихи для детей, он придумал для них целый букварь.
– Какое умение мы формировали ?
– А какие еще будем формировать, читая стихи в букваре?

Самостоятельное чтение. Вопросы после чтения.
– Каких слов много в стихотворении? (Действий.)
– Какое настроение после прочтения стихов ? (Бодрое, веселое.)
– Почему стихи назвали “Шутка” ? (Генрих Сапгир с нами шутит, играет. Это стихотворение весело читать.)
– Почему это стихотворение разместили на страничке с ъ? (Девочка учит куклу с мишкой этим словам с ъ.– Что необычного в словах стихотворения? (Много слов с одним корнем, а различаются слова приставками.)
– Прочитайте слова с приставками. Выделите приставку. Прочитайте только приставки, назовите букву, на которую оканчивается приставка.
– Какая приставка встречается несколько раз?
– Почему во многих словах написан именно разделительный ъ?
– Использовал ли Генрих Сапгир в своём стихотворении местоимения?
– А кого он подразумевает под местоимением мы?
– Какие рассказы Г. Сапгира читали в «Букваре»? («О старых Букварях», «Душа природы», «Андрюша».)
– Г. Сапгир очень любил сочинять для детей. У него есть книжка под названием «Новый Букварь».
– Можно к этому стихотворению нарисовать другую картинку? Какую?
– Что мы сейчас делали?
– Что нового мы сейчас узнали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)







V. Домашнее задание (по желанию)

Выразительно читать стихотворение Г.Сапгира.



V
·. Итог
– Какие проблемы мы решали?
– Чему новому научились?
– Что общего у мягкого и твёрдого знака?
– В чём отличие?
– Где пишется твёрдый знак в слове?
– Над чем ещё нам надо будет поработать?
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.

– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
- Нам сегодня помогали пословицы и поговорки. Это не случайно. Скоро мы заканчиваем изучать Азбуку и на одном из первых уроков по чтению мы будем говорить об устном народном творчестве. Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомнили и будете употреблять в речи, так как они делают речь яркой, красивой,  точной.
- А сейчас «Делу время, а потехе час». Урок окончен.











ТОУУ



Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


·. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и составили план.

·
·. Постановка учебной проблемы
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали слова и объясняли правописание ъ.
2. Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.

·II. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали текст.
2. Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали предложения.









13PAGE 15


13PAGE 141415