Презентация Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность
Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность
Контрольно-оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки. Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка – это устное или письменное выражение результатов контроля.
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления: контрольно-оценочная деятельность учителя; самоконтроль и самооценка; взаимоконтроль и взаимооценка.Учитель постепенно передает в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий».В процессе учебной деятельности ученик должен научиться наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует практиковать самопроверки и взаимопроверки. В процессе контроля за знаниями и умениями учащиеся одновременно вырабатывают самоконтроль.
Задачи контрольно-оценочной деятельности на разных этапах обученияВ младшем школьном возрасте контрольно-оценочные действия осуществляются в простых формах: в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. В среднем школьном возрасте происходит становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения. В старшем школьном возрасте особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования.
способы, средства и формы организации контрольно-оценочной деятельности учащихсяпроверочные работы (стартовые, тематические, итоговые); оценочные листы; «карта знаний»; использование таких форм организации учебной деятельности как урок-презентация, урок-консультация, урок-мастерская.
Приемы для формирования контрольно-оценочной деятельности учащихсяВедение листа контрольных достижений;Использование «значков отличия»Ведение портфолиоОформление «лестниц учебного роста»;Заполнение «листов отслеживания выученных произведений»Работа с перечнями материалов для самостоятельной работы;Заполнение рефлексивных таблиц освоения учебного материала. Лист индивидуальных достижений обучающегося и др.
Условия успешности включения учащихся в контрольно-оценочную деятельностьготовность педагогов и учащихся к развитию контрольно-оценочной самостоятельности;поэтапность реализации комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся;соблюдение условий формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся (искреннее признание педагогом полномочий учащихся в оценивании; совместная разработка оценочных критериев работы; режим сотрудничества при корректировке самооценки ребенка; признание педагогом права учащегося на ошибку).
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.