ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФИЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 
 ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФИЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Среди проблем, над которыми работает современная школа, важнейшей является гуманизация процесса обучения, возрождение утраченной нравственной культуры. 
Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. 
       Главная задача российского общества и работников образования сегодня состоит в том, чтобы не допустить кризиса социализации новых поколений в условиях, когда молодежные неформальные группы и субкультуры становятся объектами и жертвами политических манипуляций, криминала, организаций тоталитарного толка. А так же  воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. 
В современном образовании происходит  развитие новых тенденций, связанных с расширением содержания и функций сферы субъектного социального опыта подростка, способствующие становлению его ценностных ориентаций. Одним из основных условий становления ценностных ориентаций подростков выступает разнообразная социально значимая деятельность, осуществляемая как самим подростком самостоятельно, так и при активном участии других субъектов: ровесников и взрослых. 
В результате включения подростков в социально значимую деятельность в структуре субъектного опыта меняется соотношение типовых компонентов поведения и мышления, задаваемых сообществом в виде социокультурных эталонов, ценностных ориентиров, и индивидуальных способов жизнедеятельности, приобретаемых в процессе активных форм отношения к окружающей социальной и природной действительности, познания и общения. 
Это обусловлено тем, что в это время закладываются основы нравственных ценностей, жизненных перспектив, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов. 
Ж. Пиаже в частности отмечал, что в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни.  
 Социально значимая деятельность  является социально осмысленной и социально ориентированной на взаимодействие с другими людьми, вместе с тем выступает формой добровольной деятельности, устанавливая  связь подростка с культурной, общественной,  политической жизнью общества и государством, способствуя становлению ценностных ориентаций.
Организация такой деятельности может успешно  осуществляться в рамках социального партнерства.   В МОУ СОШ №6 Центрального района г. Волгограда хорошо  налажена такая система  связей: Центр «Качинец», СПА «Олимп», Учебный центр УВД Волгоградской области, ДЮСШ №7, ДЮСШ №22 «Мечта». 
Педагогический коллектив школы в тесном сотрудничестве с центром «Качинец» успешно претворяет в жизнь идеи и задачи военно-патриотического воспитания, становления духовных ценностей личности.
Данная партнерская работа строилась и  развивалась поэтапно.
Так на первом этапе закладывались основы дальнейших партнерских отношений: с 2002 года учащиеся школы занимаются в кружке «Теория полетов» с прохождением летной практики; в 2004 году в Центре «Качинец» совместно с МОУ СОШ №6 был создан авиатехнический класс, учащиеся которого получили 3 разряд по парашютному спорту; ежегодно учащиеся школы принимали  участие во Всероссийской олимпиаде по истории авиации, Всероссийском конкурсе «Салют, Победа», областных соревнованиях «Солдат», городском конкурсе «Гагаринские чтения», занимались в кружках: «Школа юных бортпроводников», «Юнармеец», «Рукопашный бой».
Второй этап социального партнерства был отмечен тем, что  1 сентября 2008 года в МОУ СОШ №6 был открыт кадетский летный 10А класс. Кадетами решили стать  25 человек:12 юношей  и 13 девушек.
При формировании кадетского класса были поставлены следующие цели:
Воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
Чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества.
и задачи:
-   воспитание духовно, нравственно и физически здорового юношества
     на основе исторических традиций России, родного края;
- формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и
  необходимости выполнения их в жизни;
- воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к  
   окружающему миру;
- Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма смелости в  
  принятии решений и настойчивости в их выполнении
  Были определены основные направления работы:
Кадетский класс реализует общеобразовательные программы полного общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью расширение кругозора учащихся по следующим направлениям:
-духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
-изучение истории России и истории авиации;
-искусство и культура;
-физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа.
Опыт показал, что занятия в кадетском летном классе создают возможности  подросткам участвовать в различных видах социально значимой деятельности– организационной, художественной, спортивной, учебной и другой, для полноценного общения со взрослым и сверстниками.  
Кадеты   стали активными участниками городских и районных праздников: «Мир народов Кавказа», «20-я годовщина вывода российских войск из Афганистана», «День призывника»,«90 лет ГУВД» ,«80 лет Ю.А.Гагарину» , «65 лет Победы « и др.   Участвуя в  Дне защиты детей  и Дне здоровья, кадетский класс занимается пропагандой здорового образа жизни. Кадеты школы – организаторы волонтерского движения, вожатые в школьном лагере, участники школьной агитбригады, наставники в работе с трудными.
Интересы кадетов очень разнообразны:8 человек - посещают спортивные секции;3 человека - музыкальные школы; 2 человека - театральную студию; 5 человек – танцевальные коллективы и все они любят занятия в клубе по летному делу.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, использует разнообразные виды деятельности.
В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ,  и др. Учителя помогают учащимся формировать активную жизненную позицию, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе. 
В школе стало традицией проведение таких мероприятий, как День Знаний, День пожилых людей;   День Учителя;  День Матери;  День защитника Отечества;  Месячник оборонно-спортивной работы; День Победы;  День защиты детей и др.  
Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления.  В этом плане  надо отметить работу    Совета  старшеклассников.  Большое внимание в школе уделяется  выпуску газеты «Школьные  окна»  и  работе   театральной студии.  Работа учащихся в школьных   СМИ  стала по сути одним из элементов школьного самоуправления. 
В настоящее время запланированы следующие мероприятия  по развитию кадетского движения в школе.
Организация предпрофильной подготовки в кадетском классе, с дальнейшим переходом на  оборонно-спортивный профиль;
В рамках предпрофильной подготовки предполагается ведение элективных курсов: «Волгоград авиационный», «Компьютерные технологии в авиации»;
 Расширение системы дополнительного образования в рамках кружковой работы: посещение кружков центра «Качинец», кружков в школе;
 На базе МОУ СОШ №6 планируем проведение городского фестиваля театральных постановок о ВОВ.
 	Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания и становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу,  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.
Литература
Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения// Вопр.психол. 1984. №1. С. 51-57..
Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. 18-е изд. –Спб., 2004-160с.
Социальная компетентность: режиссура совместных действий/ Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой.- М.: “Гратис”, 2006.- 240 с
13 PAGE   \* MERGEFORMAT 14615
15