Рабочая программа по внеурочной деятельности Музыкальный калейдоскоп 
Департамент образования администрации 
городского округа Самара
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №154
с углубленным изучением отдельных предметов
             «Утверждаю»
Директор  МБОУ СОШ  №154                             
___________/Корнилова Н.Н./     
 «___» ____________2014 г.	                                            
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Музыкальный калейдоскоп» 
для учащихся 1-х классов
(общекультурное направление)
Программа дополнительного образования детей 6-7 лет
Срок реализации программы – 1 год	
Составитель: преподаватель ДО 
Богомолова Лариса Николаевна
 Самара
2014год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
             Программа по  внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп»  для 1 класса разработана на основе  примерной  программы начального общего образования  «Музыка 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010, (с.1-3,1 класс).   Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта начального  общего образования.
           Направленность программы внеурочных занятий «Музыкальный калейдоскоп» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной. Способствует духовно-нравственному воспитанию, более глубокому личностному и интеллектуальному росту учащихся, развитию творческих способностей, способности к  саморазвитию и самосовершенствование, сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся посредством приобщения к музыкальному искусству и общению с прекрасным. Одна из самых эффективных форм музыкального развития детей - коллективное  музицирование  в  виде  ансамблевого, сольного пения, сольфеджирования, инструментальной и вокальной импровизации .
 При подготовке и реализации программы использована методология Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, суть которой сводиться к следующему: «Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.».
         В  основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли слушателя, исполнителя, композитора; 
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. 
       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Особое место в данной программе уделяется именно фантазированию и сочинительству , так как само по себе занятие музыкой устремлены в фантазию во всех своих элементах  звуковых, знаковых, терминологических, и в детство с его приоритетностью жить в сказке, видеть «живое» во всем. Музыкальные знаки и термины, как и звучащая музыка, способны вызывать всевозможные связи воображения с реальностью, что показывает их умение и желание сочинять, преувеличивать и преуменьшать, эмоционально и активно откликаться на предложение придумывать.
      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников, в частности, учащихся 1 класса, обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас и слуховой багаж, сформировать нравственно - эстетические представления, привить элементарный художественный вкус  т.к. 
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. 
При планировании внеурочных занятий «Музыкальный калейдоскоп» учитывается основная цель  -- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры через развитие способностей к  коллективному   музицированию.
Задачи:
	формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
	воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
	развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
	овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации;
	формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков интонирования;
	развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти;
	укрепление и формирование детского певческого голоса. 
Для эффективного решения данных задач применяются синтез методик музыкальных дисциплин – вокала, сольфеджио, исполнительского мастерства( при наличии в группе учащихся, обучающихся игре на музыкальных инструментах), актерского мастерства, музыкальной  импровизации, музыкальной литературы и хорового пения, согласно чему, занятия включают в себя следующие составляющие:
Вокально-интонационные упражнения
Сольфеджирование
Элементарные  теоретические сведения
Метро-ритмические упражнения с элементами театрализации
Развитие музыкального слуха
Слушание музыки в классе или посещение  концертов и спектаклей культурных учреждений (филармонии, оперного театра)
     Реализация задач осуществляется через различные виды  музыкальной деятельности:
сольное и ансамблевое пение (разучивание песен), 
пластическое интонирование(пение с образнопластическими жестами)
сольфеджирование (на начальном этапе – пение по графической записи)
добавление элементов импровизации («рисование голосом», пение по линиям)
движения под музыку, элементы театрализации(разучивание текстов со звучащими жестами, пение с образнопластическими текстами).
формирование чувства ритма (на основе чтения слов, стихов, работы с образно-дидактическими картинками),
ансамблевая инструментальная деятельность (работа с шумовыми инструментами)      
Методы и формы. 
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. 
Основным ресурсом является  метод ассоциативно - игрового обучения, где  роль в освоении учебного материала в данной программе отводится практически-творческим видам занятий (разучиванию текстов, музыкальных отрывков и небольших произведений, их исполнению, сочинению собственных  небольших музыкальных песенок и пьес, импровизации),применяется система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа.
 Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.       
На занятиях используются следующие формы обучения: 
Слушание и анализ музыкальных произведений
Исполнение в ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
Импровизация
Музыкальные кроссворды
 Викторины
Тесты
Урок-игра
Урок-сказка (подача теоретических сведений в игровой форме)
Урок-путешествие( «Музыкальные жанры народов мира»)
Урок-экскурсия, 
Урок-концерт
Принципы построения программы:
	Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.
	Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.
	Вариативность подбора музыкального материала разного уровня сложности.
	Креативность.
	Включение учащихся в активную деятельность.
	 Доступность и наглядность.
	 Связь теории с практикой.
	 Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
	 Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к 
 сложному).
Условия реализации программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 6-7 лет. 
Программа рассчитана на 1 год.
Согласно учебному плану МОУ СОШ №154  на изучение курса внеурочных занятий  «Музыкальный калейдоскоп» отводится 1 час в неделю; 34 часа в год.
продолжительность занятия  40 минут;
занятия  проводятся в школе, выездные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом.;
наличие в кабинете: музыкального инструмента (фортепиано), проигрывателя, фонохрестоматии, аудио - и DVD- проигрывателя, телевизора, аудио- и видео - кассет, дисков с музыкальными произведениями, фонограммами;
нотная литература; наглядные пособия; дидактический материал.
свободное пространство для музыкально-ритмических движений;
музыкально-педагогическое образование учителя.
Работа предполагается  по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
	1-й уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, в коллективе, на сцене и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом;
	2-й уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного, эмоционального отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе);
	3-й уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (концертная деятельность). Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Результаты освоения курса:
- формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре и музицированию
- умение правильно дышать и артикулировать при пении сольно и в ансамбле; 
- владение элементарными знаниями по теории музыки;
-приобрести  элементарные метро-ритмические навыки;
-приобрести начальные навыки чтения нот с листа, сольфеджирования;
- приобрести начальные навыки чистого интонирования;
-умение эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально-творческой    деятельности;
-общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов.
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- на начальном уровне овладеть вокальной и инструментальной импровизацией, уметь сочинить мелодию, метро-ритмическую декламацию на заданные детские стихи.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные: 
	Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
	Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
	Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкального произведения. 
Коммуникативные: 
	Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
	Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; 
	Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке;
Познавательные: 
	Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального призведения
	Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа музыкального произведения;
	Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
	Чувство гордости за свою Родину на основе изучения произведений народного творчества и классической музыки России  
	Участие в музыкальной жизни класса, школы; 
	Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
	Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
	Развитие музыкально-эстетического чувства;
	Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Технические средства
Компьютер,
магнитофон,
музыкальный центр (караоке),
диски с записью музыкальных сказок,
диски с музыкой (классической и детской),
музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор)
детские шумовые инструменты.
Учебно-тематический план программы	
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Вводное занятие
1
1 раздел.«Музыка вокруг нас»
1
«Мир звуков». Знакомство с миром звуков
2
2
« Путешествие в музыкальную страну «ДОМИСОЛЬКА». Нотная  грамота.
5
3
 «Музыкальный театр»  Музыкальная выразительность метро-ритма через декламацию, движения и театрализацию.
5
4
«Музыкальная математика» Метро-ритмические задачки.
4
5
Выездные уроки :посещение утренников и концертов в Филармонии, детских музыкальных  спектаклей в Оперном театре.
2
2 раздел.«Музыка и ты»
6
«Играем музыку сами». Шумовой оркестр.
4
7
«Детский альбом». Слушаем и понимаем музыку.
4
8 
Итоговые уроки: урок- концерт, музыкальный КВН, творческий урок импровизации, выступление перед родителями ( на выбор)
3
9
Выездные уроки :посещение утренников и концертов в Филармонии, детских музыкальных  спектаклей в Оперном театре.
2
Общее количество часов
34
Содержание программы 
            Вводное занятие. На первом вводном занятии преподаватель знакомит ребят с программой занятий, правилами поведения на занятии и вне класса. Положение корпуса на занятии при пенни, посадка за партой. В конце занятия – музыкальная игра «Угадай-ка чей это голос?» (использование записи  голосов птиц и животных).
Раздел. «Музыка вокруг нас».
1.«Мир звуков».
Беседа-игра. Звуки природы. Шумовые и музыкальные звуки. 
Регистры. Слушание и определение регистров. Человеческий голос. Воспроизведение звуков, подражание голосам животных в разных регистрах.
Пение и певческое дыхание. Правильная певческая позиция, положение корпуса при пении. Понятие сольного пения и хорового. Понятия:  мелодия, поступенное движение мелодии, скачки в мелодии. Анализ направления мелодической линии. Пение с ручными знаками, по графической записи. 
 Разучивание 1-2 детской песни, например Г. Эрнесакс «Едет , едет паровоз»,
 русская народная песня «Дудочка». 
Урок-сказка «Путешествие в музыкальную страну ДОМИСОЛЬКА» в игровой форме.
Песню «Едет-едет паровоз» дети поют, двигаясь  по кругу друг за другом. Песня исполняется несколько раз во время «путешествия» по музыкальной стране, где дети знакомятся с жителями – нотами, которые живут на  5 линейках. Ноты 1 ой октавы пишутся на доске или выкладываются карточками. Каждой ноте дается эмоциональная характеристика. Скрипичный ключ открывает дверь в город, где живут эти ноты.
Музыкальный лад. В этой стране ноты «ладят» между собой. Настроение в нотной стране – мажор (веселье,солнечно) и минор (грустно, темно).
 Короткие и длинные звуки. «Взрослые» звуки ходят –четвертные длительности. «дети» бегают – восьмые. Музыкальный ритм, понятие. Прохлопывание ритмических  рисунков в группе и по-одному. Игра «шагом-шагом–побежали».
Слушание  музыкальных примеров в мажоре и миноре , например «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская песенка»  П.И.Чайковского. Разучивание детских песен, например«Песенка львенка и черепахи» Г. Гладков, «Алфавит» Р.Паулс. Выработка правильной артикуляции, певческого дыхания.  
           3. «Музыкальный театр» 
Беседа о любимых детских игрушках. Характер движения и предполагаемый голос любимой игрушки. Изображение при помощи пластики. Пластическое интонирование. Солдатики и куклы. Какие они?
Уроки с использованием элементов ритмики и театрализации, например: движение по кругу шагом под маршевую музыку (как игрушечные солдатики), танцевальные кружащиеся движения под вальсовую музыку (куклы). Понятие слабой и сильной доли. Упражнение на осознание 2х и 3х дольного метра, сильной доли: дети хлопают в ладоши – сильная доля, по коленям -слабая доля, затем со счетом под музыку . Разучивание песни А. Филипенко «Веселый музыкант»,»Почему медведь зимой спит» Л.Книппер, «Зимняя сказка» Крылова.
 Танцы «сидя» - движения под танцевальную музыку, характеристика музыкальной выразительности через танцевальные движения сидя.. М. Глинка «Полька»,Л. Моцарт «Менуэт»,М. Глинка «Краковяк», П.И. Чайковский «Мазурка», «Вальс» из «Детского альбома». 
      4.«Музыкальная математика»
Музыкальные длительности – целая, половинная, четверть и восьмая. Пауза. Музыкальный размер. Музыкальный такт. Количество длительностей в такте на две четверти . Игра в вымышленные  колокольчики с ритмослогами «та, ти». Закрепление слухового восприятия соотношения звучания четверти и восьмых. Игра в «угадай-ку» в виде ритмического диктанта с использованием карточек. Определение марша и вальса. Тактирование на 2/4 и ѕ. Музыкально-математические задачки. Разучивание чешской народной песни «Кукушечка», белорусской народной песни «Савка и Гришка».
2.	Раздел. «Музыка и ты».
5.«Играем музыку сами».
Знакомство с детскими шумовыми инструментами. Традиции русских народных инструментов-ложки, трещетки, колокольчики.. Выразительные свойства  каждого инструмента.
  Ритмические рисунки с использованием половинных, четвертных и восьмых длительностей. Отработка в игровой форме с детскими шумовыми инструментами ( ложки, треугольник, маркасы, колокольчик, барабан) слухового восприятия музыкального  метра и ритма. Музыкальные примеры на 2, 3,4 четверти из «Детского альбома»  П.И.Чайковского, русских народных песен «Светит месяц», «Во поле береза стояла».
Разучивание своей партии по заданной ритмической партитуре. Исполнение  детьми в оркестровом варианте под аккомпанемент ф-но.                                                      
6.«Детский альбом»
Беседа о настроении в музыки, характере музыкального языка, выраженных чувствах. Прослушивание  5-6  разнохарактерных пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Анализ на слух лада, метро-ритмических особенностей, мелодического движения на основе изученного теоретического материала. Разучивание «Пастушьей песни» из сб. Металлиди «Мы играем, сочиняем и поем». Пение простейшего канона. 
Беседа об инструментах профессиональной музыки - фортепиано, скрипка, труба, флейта .Эмоциональное восприятие тембра каждого инструмента. Прослушивание детской музыки в оркестровом переложении. Подготовка к посещению симфонического утренника. Музыкальный материал: «Щелкунчик», фрагменты из балета П.И.Чайковского, «Петя и Волк», фрагменты из симфонической сказки С. Прокофьева, «Шутка» из Сюиты №2 для оркестра И.-С. Баха. 
7. Итоговые уроки.
Урок-импровизация.
Пробуждение фантазии и творческих возможностей детей. Ритмические импровизации: Игра «Придумай свой ритм», «Придумай свою партию в оркестре». Запись и  исполнение сочиненной партитуры для шумового оркестра . 
 Вокально-интонационные упражнения -Игра –  
« Досочини мелодию» (на детские стихи).   Сочинение мелодии (4-8 тактов) к детским стихам, исполнение. Затем лучшие импровизации и сочинения используются в качестве подготовки к классным концертам, праздничным выступлениям на праздниках , посвященных Новому году,8 марта.
«Музыкальный КВН» - форма контрольного урока по теоретическим сведениям. Группа делится на 2 команды. Выполняются задания по  типу – назвать правильно ноты, выложить карточки с ритмом, прохлопать ритм, определить метр, определить лад, написать ноты на нотном стане. «Угадай-ка» ритмическая, мелодию.
Концерт для родителей – форма итогового урока в конце года по выученным произведениям – исполнение выученных песен, произведений для шумового оркестра, в том числе и с самостоятельно сочиненными партиями. Исполнение  собственных сочинений на предложенные стихи вокально, декламационно (с аккомпанементом педагога) или на инструменте.
Урок-концерт – выступление перед сверстниками в концерте, посвященному какому-либо празднику ( Новому году) с исполнением разученных песен.
8. Посещение  симфонических утренников по абонементу Самарской государственной филармонии соответственно возрастной тематики.       
      Список литературы:
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. «Аквариум» ГИППВ, 2002.- 240 с.
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000
Боровик Т.А. «Звуки, ритмы и слова».-М.:1999.
Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.
Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.- 288 с.
Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе.  «Музыка в школе» 2003 №4.
ЕмельяновВ. «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1989. – 192 с.
 Жарова Л. М. «Начальный этап обучения хоровому пению»// Работа с детским хором: Сб. статей/ под ред. В. Соколова. – М.: Музыка, 1981
Затямина Т. «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
Зильберквит М. Рождение фортепиано.  1984, 64 с.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
Критская Е.Д. Методика работы с учебниками .Музыка: 1-4 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.
Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М. :Советский композитор, 1985.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
Музыка.1-7 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. – Волгоград: учитель, 2009. – 205 с.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем Уч. Пособие для ДМШ.1 класс.- С-Пб.:2000.-64с. 
Масленникова-Золина Л. «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
Побережная Г.И. Музыка в детской душе. Книга для родителей. Рада, 2007. 
Огороднов В. «Вокальное искусство». – Л, 1992.
Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах.  1971, 159 с.
Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». – М.: Прометей, 1992
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005. 
	Юдина Т. «Первые уроки музыки и творчества».-М.:1999.
15