Урок по русскому языку на темуРазделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки
Тема:
Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.
Цели:
Деятельностная цель:
- формирование умения правописания разделительного твёрдого и мягкого знаков;
Содержательная цель:
- усвоение алгоритма работы с разделительным твёрдым знаком;
Задачи:
- формировать умение правильно писать слова с разделительными мягким и твердым знаками;
- учить сравнивать и различать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками;
- составить алгоритм правописания разделительного твёрдого знака;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык;
- воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска с маркерами, учебники, тетради, тетради на печатной основе, заготовки для чистописания, компьютеры для учащихся, сигнальные карточки, презентация к уроку «Разделительный твёрдый знак», презентация-тренажёр «Колобок», тренажёр «Ъ или Ь», образовательный комплекс «Игры и задачи, 1-4»Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня прекрасный морозный день. Светит солнышко и дарит нам своё тепло.
Пальчиковая гимнастика.
Посмотри, как солнце светит!
Лучик тянется к нам, детям.
Раз, два, три, четыре, пять.
Лучик хочется поймать
И сильней к себе прижать.
Вы согрели свои ладошки? Теперь всё у нас получится замечательно!
2. Чистописание.
Слайд № 2.
- Посмотрите, как мороз украсил наши окна. Но в классе стало так тепло, что часть узора растаяло. Давайте попробуем восстановить рисунок.
(Ребята работают с заготовками. Они обводят элементы, дописывая строчки. Подводятся итоги.) 2. Словарная работа.
Слайд № 3.
- Перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.
- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (записать слова)
- Вот что растет в нашем саду:
(Воробьи, стулья, перья, платье)
(Дети записывают слова, выделяют орфограммы)
- Какие орфограммы встретилась в словах?
- В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
- Перед какими буквами он пишется и что показывает?
- Попробуйте сделать вывод о назначении разделительного мягкого знака в русском языке.
3. Актуализация знаний.
Слайд №4
- Прочитайте загадку.
Было сели – стало съели.
Догадаться все сумели,
Почему случилось так?
Кто виновен?
- Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?
- Чем отличается слово сели от съели? (значением)
- Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)
- Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки).
- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?
- Какова тема нашего исследования?
- Послушайте, что расскажет вам о себе Твердый знак.
(Дети смотрят анимированный ролик из образовательного комплекса «Игры и задачи» для 1-4кл. Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово? Части слова. Ъ или ь?» Задание 1.
Твёрдый знак сказал с обидою:
- Это где ж такое видано?
Мягкий знак есть в правилах,
А я сижу, грущу.
Так учить не правильно!
Я не допущу!
Сам стихи я настрочу.
Сам с собой их разучу.
Ищи меня после приставки,
Ищи после согласной.
Меня туда поставили
Перед особой гласной.
Особенных четыре –
Я, Е, Ё, и Ю.
Таких нет в целом мире
Я, Е, Ё и Ю.)
- Что о себе рассказал твёрдый знак?
4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:
Слайд № 5
На интерактивной доске запись:
пере…ездпод…ездв…юнок
- Объясните значение слов.
- Обозначьте задание к выполнению. ( Вставить пропущенные буквы)
- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?
(с каждым словом работает отдельный ребенок)
- Объясните свой выбор.
- В какой части слова пропущены буквы? (после приставки, в корне)
- Чем отличаются приставки в словах переезд и подъезд? (Приставка «пере» оканчивается на гласный, а «под» на согласный)
- Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак.
- Сравним свой вывод с выводом учебника.
Чтение правила по учебнику на странице 14.
- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)
5. Реализация проекта.
Слайд № 6.
Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами подъезд и вьюнок.
(Подъезд – в слове «подъезд» согласный не сливается с гласным. Приставка «под» оканчивается на согласный «д», корень «езд» начинается с гласной «е», значит, в слове пишется разделительный твердый знак.Вьюнок - в слове «вьюнок» согласный не сливается с гласным. Корень «вьюн», значит, пишется разделительный ь.)- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?)
- Дальше на что мы должны смотреть?
Алгоритм получается следующего вида:
Нужен ли твёрдый знак?
Приставка оканчивается на согласный?
Да
Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?
Да
Нужен
(После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм - памятку.)
Физкультминутка для глаз.
Слайд № 7.
6. Первичное закрепление с проговариванием.
(Задание выполняется на доске)
- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:
певун..я, раз..яснение, Ил..я, об..ятие.
(Дети записывают слова и выделяют орфограмму)
7. Физкультминутка.
- Отдохнём и подумаем.
(Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).Вьюн, объявление, сучья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить
8. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (ТПО).
- Ребята, Буратино уже выполнил задание № 1. Вот что у него получилось:
Слайд № 8.
- Проверьте выполненное задание.
(Буратино ошибся. В слове закат приставка оканчивается на гласный, поэтому твёрдый знак «не поселится», а в слове подогнать приставка «подо». Она тоже оканчивается на гласный и обводить её не надо).
(Задание № 2-4 дети выполняют самостоятельно. Самопроверка по образцу. Оказание помощи товарищам.)ТПО
Задание 1. Выделите приставки в словах. Обведите те из них, где может «поселиться» Ъ.
Вход, прекрасный, вызов, закат, покраска, подставить, подогнать.
Задание 2. Подчеркните первую букву корня. Обведите слова, перед корнем которых может оказаться Ъ.
Ёжик, инструмент, яблоко, ездить, обойти, улов, юркий.
Задание 3. С помощью приставок образуйте и напишите однокоренные слова.
-явил
об- ____________________________
за- _____________________________
-яснилраз- _______________________________
вы- _________________________________
Задание 4. Почему в слове подъезд надо писать разделительный Ъ?
Решение. Выделим приставку в слове ____________ - _______. Приставка заканчивается на _______________. Корень начинается с (согласный, гласный)
_________ __. Значит, в слове _____________ надо писать
(гласной, согласной)
разделительный ___.
- О какой орфограмме мы говорим на уроке? (Разделительный твердый знак)
- Как работает наш алгоритм? ( Помогает пошагово проверить написание слов с разделительным твёрдым знаком)
- Всегда ли после приставок пишется разделительный твёрдый знак?
8. Работа в парах на компьютерах.
- Я предлагаю вам выполнить задание на компьютерах, но не забывайте, что работаете вы в парах.
Первый ряд работает с презентацией-тренажёром «Колобок».
- Помогите Колобку уйти от зверей.
(Дети, помогая Колобку уйти от зверей, выбирают слова либо с разделительным твёрдым знаком, либо с разделительным мягким). Второй ряд работает с тренажёром «Ъ или Ь».
-Вставьте пропущенные знаки. Если затрудняетесь, нажмите на кнопку «Подсказка».
(Дети выполняют работу. Кнопка «Проверить» покажет результат.)- Над какой орфограммой вы работали?
Фронтальная работа с классом.
Задание № 6 из образовательного комплекса «Игры и задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь?
- Попробуйте открыть две таинственные двери и прочитать народную мудрость. Для этого подберите по три ключа к каждой двери. Слово на его брелке поможет вам найти нужный ключ.
гос.тис.язвить
с.есть волч.ибур.яносен.юс.ёмка
доч.каЕсть терпенье – будет и уменье.
- Как вы понимаете эту народную мудрость?
8. Рефлексия.
- Какую проблему исследовали на уроке?
- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?
Слайд № 9.
- Мальвина приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?» Что вы ответите?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (рис.1, 2,3)
Слайд № 10.
Рис. 1.
Я усвоил всё.
Рис. 2.
Я понял, но не всё.
Рис. 3.
Я не усвоил материал.
8. Домашнее задание.
- Запишите в тетрадь по 3 слова с разделительным твёрдым и мягким знаком. Обозначьте орфограмму.