«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера». 5 класс


Соловьева Наталья Леонидовна
учитель музыки
АНО ЦО «Знак»
Проект урока музыки
5 класс 1 четверть по теме:
«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».
В разделе «Что роднит музыку и литературу?»
По программе «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений,
авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. ШмагинаТип урока: расширение и углубление знаний.
Элементы содержания: опера-былина «Садко» композитора Римского -Корсакова
Требования к уровню подготовки обучающихся:
ЗНАТЬ сюжет (либретто) оперы «Садко», ЗНАТЬ определение «опера» (на основе уроков музыки 3 класс)
УМЕТЬ анализировать составляющие средств музыкальной выразительности.
Вид контроля: интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.
Элементы дополнительного содержания: знакомство с историей возникновения и развития оперы.
Межпредметные связи: связь с литературой, былина в литературе и музыке.
Обучающая цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать об истории возникновения и развития оперы, самостоятельно определят связь музыки и литературы в оперном жанре.
Задачи личностного роста: способствовать формированию навыков грамотного и свободного владения устной речью, развивать умение находить нужную информацию, анализировать и делать выводы, способствовать формированию музыкальной грамотности, исполнительского мастерства.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности: умению слушать, работать в группах, доброжелательно относится друг к другу, способствовать воспитанию любви к русскому искусству, чувство любви к Родине.
Материал: Презентация «В мире оперы»; видеофрагмент из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова «Колыбельная Волховы»;вилео (музыкальные фрагменты из опер «Кармен» ж. Бизе, «Жизнь за царя» М. Глинка; информационные карты по станциям; ноты и слова песен «Сказки гуляют по свету» (Е. Птичкин - М. Пляцковский), «Колыбельная Волховы» - текст .
Оборудование: Мультимедийный проектор, акустическая система, подключенная к компьютеру.
План-карта урока
Этапы урока/задачи этапов Организация педагогической деятельности учителя Учебная деятельность учащихся Формируемые УУД.
1.Организационно-мотивационный.
Цель этапа: психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Пед. задача: организовать и подготовить учащихся к работе, определить совместно с учащимися цель и задачи урока.
2-3 минуты
Вход в класс под увертюру из оперы «Кармен» Ж Бизе
Музыкальное приветствие – организация внимания, настрой учеников. Начало презентации – оперные театры. (Слайд 1)Наводящие вопросы по теме урока. О каком музыкальном жанре пойдет речь на уроке? (Слайд 2)Что вы знаете об опере? (Слайд 3) Почему опера не может существовать без литературы? Внутренне мобилизуются на работу, настраиваются на урок музыки, распеваются, определяют тему урока, вспоминают определение. Что такое опера. Познавательные: целепологание, актуализация знаний.
Коммуникативные: создание эмоциональной настройки на урок.2. Учебная деятельность по принятию проблемы урока.
Актуализация знаний
Цель этапа: активизация субъектного опыта учащихся, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный этап урока.
Пед. задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы, создать условия, для самоопределение учащихся на деятельность и ее результаты.
10 минут
Слово учителя: Для оперы строились необыкновенные дворцы - оперные театры. Представьте, что мы вошли в один из таких дворцов. И первое, что мы увидите – это книга почетных гостей. Давайте развернем ее и посмотрим. На первой странице запись: «Эта книга начата во Флоренции в 1600 году музыкантами и поэтами. Пусть высокочтимые потомку оценят наше творение.»(слайд 4) Как вы думаете, в знак чего была сделана первая запись в этой книге?
Учитель: продолжаем листать книгу почетных гостей. А вот еще одна интересная запись: (Слайд 5). “Что может сравниться с удовольствием быть в опере? Только удовольствие быть с друзьями”. Мушкетер Арамис. Да, конечно, опера попала во Францию, как раз во времена мушкетеров.
Фрагмент из оперы Ж Бизе «Кармен»
Учитель: листаем следующую страницу, вот новая запись: “Пора нам в оперу скорей!” – А.С.Пушкин. (слайд 6)
Фрагмент из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»
Предполагаемые ответы: Может быть, тогда состоялся первый оперный спектакль?
Ученики, получившие опережающее задание рассказывают об истории создания оперы (2 человека).
Предполагаемые ответы детей: опера была популярна во Франции в 18 веке.
Предполагаемые ответы детей. Личностные:
самоопределение, .отношение к учебному процессу
 
 
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками
Познавательные: сравнение, обобщение, актуализация полученных ранее знаний.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания3. Основная часть урока.
Цель: развивать умение работать с дополнительными источниками, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Пед. задача: организовать целенаправленную деятельность учащихся, создать возможность работы в группе, создать ситуацию успеха, формировать навыки свободного и грамотного владения устной речью.
20 минут
Пед задача: организовать творческую деятельность учащихся, через музыку создать эмоциональное настроение, формировать навыки вокального пения.
Пед. задача: организовать работу по осмыслению содержания музыки, формировать умение анализировать музыку на основе полученных ранее умений и навыков.
Учитель: Жаль, что у нас нет времени пролистать всю книгу, мы продолжаем путешествие по дворцу «Опера»
Представьте себе, внутри дворца находятся комнаты. Над комнатами горят надписи: «Либретто», «Оперные ансамбли», «Ария, ариозо, каватина», «Оперный речитатив», «Увертюра» (слайд 7)Сейчас вы поделитесь на группы, каждая группа отправится в свою комнату, что бы узнать, что означают эти определения и какую роль они играют в опере. А еще вы должны рассказать об этом другим ребятам. Время на сбор информации – 4 минуты, на рассказ другим ребятам – 1 минута.
Учитель: Давайте вспомним, какая тема объединяет наши уроки в четверти?
Что роднит музыку и литературу в опере?
Что такое либретто в опере?
На какие литературные жанры может быть написано либретто?
Может ли оперное либретто быть написано на сюжет сказки?
Исполнение песни «Сказки гуляют по свету» (Е. Птичкин - М. Пляцковский)
(слайд 8)
Сегодня мы познакомимся с оперой , которая была написана на сюжет русской былины. Что такое былина? Какие былины вы знаете? А какой былине идет речь в этом отрывке?
Как во славном Нове-городе Был Садко, весёлый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских
Давайте все вместе вспомним сюжет этой былины?( слайд 9)
Написал оперу «Садко» русский композитор Н. А. Римский-Корсаков. (слайд 10) В опере рассказывается о новгородском гусляре Садко.
Своими песнями и музыкой сумел Садко развеселить морского царя, а в сердце холодной Волховы зажечь чувство человеческой любви. Сегодня мы познакомимся с колыбельной песней Волховы. Она убаюкивает Садко, а сама превращается в реку и на своих волнах выносит Садко к родному дому?
Фрагмент оперы Римского-Корсакова «Садко». Колыбельная Волховы.
С каким чувством исполняется это произведение?
Какую роль в этой сцене играет оркестр?
Почему композитор Римский –Корсаков назвал этот сольный номер не арией, а песней (колыбельной). Похожа ли она на русскую народную песню?
Ученики распределяются по группам, каждая группа получает задание, проходит к рабочему месту с информацией (учебники, муз. энциклопедия, бумажный или электронный носитель)
После сбора и обобщения информации ребята дают определение об элементах оперного спектакля. Другие группы имеют возможность оценить и дополнить определения.
Предполагаемые ответы детей.
Хоровое пение, исполнение ранее изученной песни, работа над характером исполнения и правильным звуковедением.
Предполагаемые ответы детей.
При прослушивании номера предлагается поучаствовать в исполнении , раздаются слова колыбельной.
Предполагаемые ответы детей.
Познавательные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте нужную информацию.
Коммуникативные: самостоятельно обобщать информацию, делать выводы.
Личностные: умение работать в группе, сотрудничать со сверстниками.
Познавательные: презентовать полученную информацию, :формировать осознанное и правильное построение речевого высказыванияУчатся использовать специальную терминологию музыкального искусства
Коммуникативные :Участие в коллективном пении.
Личностные: формирование эмоционального отклика на музыку в процессе исполнения.
Познавательные: использовать межпредметные связи – знания по литературе
Личностные: эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки
Регулятивные :Учиться воспринимать музыку как образное искусство
4. Обобщение по теме
(планируемый результат) Цель:составление самостоятельного суждения о значимости данной темы.
Пед.задача: создать ситуацию творческого поиска. Мы сегодня много узнали про оперу. Узнали об истории возникновения и развития оперного жанра, познакомились с оперными жанрами. На основе полученных знаний попробуйте сейчас дать определение, что же такое опера?
И что роднит оперу с литературой? Предполагаемые ответы детей. Учитель должен помочь ученикам сделать вывод, что опера – синтез музыки, литературы и других видов искусства. Познавательные:
уметь делать выводы, подводить итоги. Регулятивные:
уметь осмысливать полученную информацию.
Познавательные УУД
Формирование умения излагать свою точку зрения.
Развитие умения глубже понимать смысл темы;
уметь делать выводы, подводить итоги.
5. Рефлексия (планируемый результат) Цель: дать возможность ученикам самостоятельно оценить свою работу на уроке, работу в группе.
Пед. задача: создать условия для осознания учащимися личных смыслов в изучении данной темы содействовать обогащению эмоционального мира учеников. Вам предлагается виртуально «выстрелить» в мишень, которую вы видите на слайде. В какую часть мишени вы попали? Почему? Ребята выбирают Свою часть «мишени»: «Мне было скучно », «Я был на уроке», «Узнал много нового», «Я хорошо работал» (Личностные УУД).
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
6. Домашнее задание
Цель этапа: подготовить учеников к правильному выполнению домашнего задания
Пед.задача: создать условия для проявления творческого потенциала ученика. Учитель предлагает создать афишу оперного спектакля»Садко», нарисовать ее, выполнить в электронном виде. Ученики записывают домашнее задание Личностные:
развивать индивидуальные творческие способности.
Литература:
«Музыка. 5 класс.» Поурочные планы по программе Е.Д. Критской, автор Улашенко Н., «Корифей», 2011 г.
Уроки музыки. 5 - 6 классы. Поурочные разработки, автор Сергеева Г.П. Критская Е.Д, «Просвещение», 2012 г.
Информационно-коммуникативные средства:
электронные ресурсы : методическое пособие\ Е.Д. Критская- режимы доступа:
http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm,
http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.htmlЕдиная коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- режим доступа:
http://school-collection.edu.ruВидеофрагменты:
http://www.youtube.com/watch?v=n8toV9nmIw4&feature=related колыбельная Волховыhttp://video.yandex.ru/search?text=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&filmId=bdAxcKF_UXI опера «Кармен»
http://video.yandex.ru/search?text=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%A1%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%5Bjh%20ckfdmcz&filmId=_bqeuL-00Cw хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».