Мастер-класс. Формирование информационной компетентности школьников на уроках информатики и ИКТ
Мастер-класс
Карян Аревик Ашотовны
учителя информатики МБОУ СОШ № 3 г.Урюпинска
Формирование информационной компетентности школьников на уроках информатики и ИКТ
1. Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Карян Аревик Ашотовна. Я - учитель информатики средней школы №3. Являюсь победителем конкурсного отбора на получение премии президента (денежного поощрения лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование в Волгоградской области) в 2012 году
2. Море информации
Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации.
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть и не потеряться», необходимо использовать новые компьютерные технологии в образовательном процессе.
Что мы подразумеваем под ИКТ и под компьютерной грамотностью? Ведь словосочетание "компьютерная грамотность" довольно часто встречается в литературе. В каком случаем можно говорить о человеке, как о компьютерно грамотном? Каким вы представляете себе такого человека?!
Как Вы считаете? Не ошибочно ли мнение, что ИКТ - использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Предлагаю обсудить этот вопрос.
3. Формирование ИК
Можно сказать, что под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
Именно поэтому задача школы состоит не только в том, чтобы дать знания обучающимся, но и научить их умению применить свои знания в жизни.
Целью данной работы показать, что использование в обучении средств ИКТ позволяет усилить действие и повысить эффективность методики использования таких факторов активизации познавательной деятельности, как повышение наглядности, индивидуализация учебной работы, развитие самостоятельности в обучении, расширение круга задач, используемых в обучении, усиление прикладной направленности в обучении.
И в связи с этим были поставлены задачи:
Проанализировать дидактический потенциал ИКТ.
Определить факторы активизации познавательной деятельности, которые можно использовать более эффективно в условиях применения ИКТ.
Показать некоторые аспекты применения ИКТ наших уроках.
4. Структура ИК
Формирование информационно-коммуникационной компетентности - это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это развитие у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией в учебном процессе.
Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (какими навыками должен обладать ученик?):
Определение (идентификация, детализация)
Доступ (поиск, выбор терминов поиска)
Управление (создание схемы классификации)
Интеграция (сравнение, обобщение)
Оценка (выработка критериев для отбора)
Создание (выработка рекомендаций, обоснование вывода)
Сообщение (передача, адаптация для конкретной аудитории )
5 Технологии
Формирование ИКТ-компетентности происходит не только на уроках информатики, а на всех уроках в школе, происходит во внеурочное время при общении со сверстниками, родителями. Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов.
В настоящее время разработано много рекомендаций по созданию мультимедийных продуктов. Но речь идет немножечко о другом. Об учебном ресурсе, который создает учитель для ученика. И это не просто "заурядная" презентация, а продукт, который будет помогать в освоении нового материала.
Сегодня я бы хотела остановиться на некоторых аспектах формирования ИКТ, поделиться с Вами некоторыми методами и приемами, используемыми мною на уроках информатики. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы мысленно перенесете предложенные мной методы и приемы в свои предметные области, и в конце мастер-класса вы поделитесь своими соображениями.
Я бы хотела остановиться и выделить такие технологии, как технология проектной деятельности, технология интеграции учебных предметов, технология развития критического мышления, проблемное обучение, эвристическое обучение.
6. Технология интеграции учебных предметов. Обратная интерференция
Конечно, сегодня уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Лингвисты и физики знакомы с таким понятием как интерференция – это наложение системы одного языка на систему другого языка. В качестве примера можно привести пополнение лексического запаса языка путем прямого заимствования – слово-«калька». Компьютерная терминология имеет по большей части английское происхождение, причем способом калькирования.
Для формирования навыка работы с текстами, содержащими новую терминологию (в нашем случае – компьютерную), можно применить следующий прием:
Сначала предлагается русский вариант вычислительных терминов, надо дать компьютерный аналог:
запоминатель
нажиматель
мусорное ведро
грызун
палочка память
клавиатура
корзина
мышь
курсор
Задания можно постепенно усложнять. Далее можно предложить найти английский аналог термина. В нашем случае участники используют электронный или Интернет-словарь, однако возможен и печатный вариант словаря либо раздаточный материал.
вычислитель
показыватель (экран)
крутило-запоминатель
моргатель
пишущая машинка компьютер
монитор
диск
курсор
принтер
computer
monitor
disk
cursor
printer
Затем можно подключить прием обратной интерференции: учителю образовать для термина английскую «кальку» (brouser); 2) образовать от слова-«кальки» слово-«основу» (brouse); 3) найти в словаре перевод и отобрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий по контексту (браузер).
Калька Основа Термин
computer
printer
scanner
processor compute
print
scan
process вычислить
принтер
сканер
процессор
Комментарий: С помощью данного приема учитель создает условия для переноса знаний учащихся из одной предметной области (английский язык) в другую (информатика), закрепления навыка поиска информации, а также синтеза нового знания, что составляет суть объектного компонента ИК.
7. Эвристическое обучение. Конструирование понятия
Прежде чем приступить к решению проблемы, необходимо сформировать понятийный аппарат, который в курсе информатики иной раз является достаточно насыщенным и объемным. При организации работы по формированию понятийного аппарата можно использовать метод конструирования понятия, заимствованный из эвристического (метод вопросов и рассуждений).
Обычно я стараюсь не давать готовые определения, а подвожу учеников к формулировке того или иного понятия. Формирование понятия начинается с актуализации имеющихся у обучаемых представлений. В ходе сопоставления и обсуждения учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм. Результатом работы выступает творческий продукт - сформулированное определение понятия. Одновременно можно познакомиться с другими формулировками, например, в учебнике и дополнительной литературе, в электронном учебнике, оn-line словаре.
К примеру, работу над понятием «защита информации» начинаем с того, что вспоминаем всевозможные словосочетания со словом «защита». Далее анализируем словосочетания по предложенной схеме «что? от чего? как?».
Теперь конструируем понятие по рассмотренной схеме.
Задание: попытайтесь сформулировать понятие, а затем сравните его с приведенным в учебнике. (проверка выполнения задания)
8. Технология развития критического мышления. Кластер
Технология развития критического мышления деятельности человека характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю, одним их методов является Кластер
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Задание: Составьте схему устройства компьютера. Поставьте рядом с названием каждого компонента компьютера его изображение.
Использование на уроках информатики вышеназванного приема помогает систематизировать изучаемую информацию не только на уроках информатики, но и на других школьных предметах, т.е. информация приводится к определенному виду, отображается в определенной завершенной форме, что наполняет ее определенным смыслом и значением. Это помогает учащимся более наглядно воспринимать учебный материал, интерпретировать учебную информацию, сводить ее до упрощенных синтезированных образов и категорий.
9. Технология проблемного обучения. Схемы фишбоун
Использование в рамках проблемного обучения (организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности) приема составления схем фишбоун (в переводе означает «рыбья кость»).
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы. Прием позволяет организовать эффективную работу по разрешению затруднений: уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, структурировать ключевые факты по степени их значимости. Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи.
Задание: заполним схему фишбоун решения проблемы «Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?» (1 группа выявляет факты «За», 2 группа – «Против»).
Комментарий: Для работы участникам предлагается список свойств, однако можно было бы использовать сплошной текст; также возможен вариант самостоятельного заполнения с опорой на личный опыт или в ходе организованной дискуссии, в том числе в форме участия в форуме, организованном самими учащимися, либо открытом в сети.
Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?
Бытовая компьютерная грамотность.
Возникновение компьютерной зависимости.
Расширение кругозора.
Средство общения
Перегрузка суставов кистей;
Овладение компьютером как интеллектуальным средством
Воздействие электромагнитного излучения;
Стресс при потере информации;
Профессиональная компьютерная грамотность.
Отказ от «живого” общения, от чтения книг, от посещения музеев.
Средство развития познавательной сферы.
Возможность испортить зрение.
Обладание информационной культурой
Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
Психические расстройства.
Вредоносные программы, вирусы
Путешествие, досуг
Кража информации
Оперативность
Недостоверность
10. Проектная деятельность
При изучении темы «Передача информации в компьютерных сетях» в 9 классе практическую работу по поиску информации в Интернет можно провести в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ». Сведения, полученные в результате выполненной работы позволят учащимся:
• сформировать научное представление об информатике; понять, что изученные ими в базовом курсе информатики и ИКТ разделы являются лишь частью науки; оценить вклад выдающихся ученых в развитие информатики и вычислительной техники.
Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску, оценке и созданию информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.
11. Рефлексия
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подходит к концу. Ключевым понятием для нас стало «информационная компетентность». Для ее формирования мною были отобраны технологии, наиболее адекватные задаче формирования ИК и методы и приемы в рамках этих технологий.
Необходимо акцентировать внимание учителей всех профилей на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ–компетентность, нужно модифицировать учебные задачи так, чтобы косвенно они работали на выработку навыков, составляющих ИКТ–компетентность.
И теперь мне бы хотелось узнать ваше мнение, возможно ли использовать рассмотренные методы и приемы на содержании других предметных областей?
Карточка обратной связи
Я – преподаватель…
Моё настроение…
Я провёл время…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Я бы использовал в своей работе.. .
В моей работе неприемлемо …
Благодарю за сотрудничество!
Хотелось бы закончить мастер-класс следующей притчей.
Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон».
Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял банку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял всё свободное место.
- А вот теперь кувшин полон! - сказал он. - Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин – это наша жизнь. Камни – самые главные составляющие жизни каждого - это наша семья, это наши дети, наши любимые, наша работа, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни. Так вот, если бы я сначала засыпал в кувшин песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль, никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.
Спасибо за внимание.
Задания 1, 2. Сформулируйте определение, используя прием обратной интерференции:
№ задания Калька Основа Термин
1 printer 2 processor Карточка обратной связи
Я – преподаватель …
Моё настроение…
Я провёл время…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Я бы использовал с в своей работе.. .
В моей работе неприемлемо …
Задание 3. Сконструируйте понятие «Глобальная компьютерная сеть», сформулируйте определение.
Дайте определение глобальной сети:
Глобальная компьютерная сеть – это
Задание 3. Сконструируйте понятие «Локальная компьютерная сеть», дайте определение.
Дайте определение локальной сети:
Локальная компьютерная сеть – это
Задание 5. Составьте схему устройства компьютера. Поставьте рядом с названием каждого компонента компьютера его изображение.
Задание 4. Составить схему фишбоун решения проблемы «Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?»
Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или
современный друг и помощник?
Бытовая компьютерная грамотность.
Возникновение компьютерной зависимости.
Расширение кругозора.
Средство общения
Перегрузка суставов кистей;
Овладение компьютером как интеллектуальным средством
Воздействие электромагнитного излучения;
Стресс при потере информации;
Профессиональная компьютерная грамотность.
Отказ от «живого” общения, от чтения книг, от посещения музеев.
Средство развития познавательной сферы.
Возможность испортить зрение.
Обладание информационной культурой
Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
Психические расстройства.
Вредоносные программы, вирусы
Путешествие, досуг
Кража информации
Оперативность
Недостоверность
Самоанализ
Тема занятия: «Формирование информационной компетентности школьников на уроках информатики и ИКТ»
Цель занятия: сформировать понятие информационной компетентности, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.
Тип занятия: обобщение опыта
На занятии использовала различные методы и приемы обучения:
технология интеграции учебных предметов – прием «обратная интерференция», он помогает создать условия переноса знаний учащихся из одной предметной области (информатика) в другую (английский язык);
проблемное обучение – прием «Создание схем фишбоун», он помог мне организовать эффективную работу по разрешению затруднений: уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, структурировать ключевые факты по степени их значимости.
технология развития критического мышления через систему кластеров, охватывающих большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
эвристическое обучение: при организации работы по формированию понятийного аппарата можно использовать метод конструирования понятия.
технология проектной деятельности, выявление навыков по поиску, оценке и созданию информации
На занятии использовала такую форму работы как групповая, самостоятельная.
Для того чтобы активизировать работу аудитории, была обозначена проблема. Для ее решения участники получали знания из средств, несущих информацию: пособия, справочная система, учащиеся не были пассивными потребителями знаний, познающими истины, а активными читателями, исследователями. На занятиях и вообще в целом я ставлю детей перед выбором, который в дальнейшей жизни будет стоять всегда перед ними.
Результативность:
- положительная мотивация на уроках с применением ИКТ,
создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности урока;
- возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию собственных презентаций;
- качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
Считаю, что занятие своей цели достигло.
10. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Для организации индивидуальных заданий с учащимися я использую электронный дневник, провожу индивидуальные консультации посредством системы личных сообщений через адрес электронной почты, общение через Skype, работа в Интернете, сайт http://iclass.home-edu.ru,
Служба консультаций по информатике и ИКТ - 10 класс
Кузнецова Марина. Лицей, 7 класс
Логин: a-08kuznecovamado
Пароль: Haephuktu5
Кодовое слово kon_serv_10