Влияние физических упражнений на частоту сердечных сокращений и физиологическая оценка утомления.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
Тема урока:
"Влияние физических упражнений на частоту сердечных сокращений и физиологическая оценка утомления".
Задачи урока:
1. Научить учащихся контролировать частоту сердечных сокращений при различных видах физических упражнений.
2. Подготовить учащихся к сдаче контрольных тестов и проверке двигательных способностей «ловкость» и «скоростно-силовые способности».
3. Оценить физиологическое значение усталости по внешним признакам.
4. Выполнить практическую работу по биологии по теме: «Определение частоты пульса при различных состояниях организма» .
Цель урока:
1. Определить влияние физических упражнений на частоту сердечных сокращений.
2. Научиться определять частоту пульса и делать оценку результатов.
3. Учить анализировать зависимость работы сердечно-сосудистой системы от различных видов деятельности.
Оборудование:
Секундомер, ручки, контрольные карточки.
Место проведения:
Спортивный зал
Дата проведения:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
- оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий ФК посредством использования стандартных физических нагрузок;
- способность преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, показателей основных физических способностей.
Метапредметные
- закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности;
- знание факторов потенциально опасных для здоровья человека;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные
- стремление к совершенствованию своих способностей;
- формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами;
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам оздоровления, а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях.
Части урока и их содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Построение, приветствие, сообщение задач урока.
2. Опрос учащихся по теме: "Пульс. Физиологическая норма сердечных сокращений в разные возрастные периоды".
3. Определение состояния сердечно-сосудистой системы по тесту Руфье.
4. Ходьба:
на носках;
на пятках.
Бег:
обычный;
скрестным шагом правым (левым) боком;
приставными шагами правым (левым) боком;
многоскоками.
6. Упражнения на восстановление дыхания.
Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2
7. Комплекс общеразвивающих упражнений.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Специальные беговые и прыжковые упражнения:
многоскоки;
бег с высоким подниманием бедра;
бег с захлёстыванием голени назад;
- прыжки на правой (левой) с подниманием колена к груди.
2. Челночный бег
3. Упражнение на внимание и восстановление дыхания
4. Прыжки в длину с места
5. Упражнение для развития скоростно-силовых качеств
6. Упражнение на внимание и восстановление дыхания
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Подведение итогов урока.
2. Домашнее задание.
17 минут
1 минута
5 минут
3 минуты
15 м
15 м
2 минуты
1 минута
4 минуты
18 минут
15 м
15 м
15 м
2 х 15 м
4 раза
2 раза
1 минута
3 минуты
30 сек
1 минута
8минут
7 минуты
1 минута
Обратить внимание на внешний вид учащихся.
Вопросы для опроса прилагаются (Приложение № 1). Беседа "Влияние вредных привычек на работу сердечно-сосудистой системы".
Выполнение практической работы по биологии
Обратить внимание на осанку
Руки за голову
Руки сцеплены сзади в замок, отведены назад
Подсчёт пульса
Обратить внимание на правильное дыхание.
Подсчёт пульса и запись результатов после ходьбы и бега в контрольную карточку
1 – 2 – руки через стороны вверх, вдох;
3 – 4 – руки через стороны вниз, выдох. Подсчёт пульса
Комплекс прилагается (Приложение № 2)
Подсчёт пульса после ОРУ
Упражнение выполняется как можно чаще, на носках, руки согнуты в локтях
Упражнение выполняется на носках
Мальчики – через прыжок; девочки – через два на третий. Подсчёт пульса, запись результатов в контрольную карточку
Обратить внимание на соблюдение техники безопасности во время выполнения челночного бега
1 х 9 м + 2 м после поворота
Отработать старт и поворот
4 х 9 м + 4,5 м после поворота
Подсчёт пульса и запись результатов в контрольную карточку
Определить с закрытыми глазами промежуток времени в 10 и 30 секунд после команды учителя, сделав шаг вперёд. Отметить учащихся, выполнивших упражнение точнее других.
Подсчёт пульса и запись результатов в контрольную карточку
Самостоятельно выполнить 5 прыжков, соблюдая правила безопасности. Выполнить 3 прыжка подряд с места приземления. Отметить учащихся, выполнивших прыжки дальше других.
Подсчёт пульса и запись результатов в контрольную карточку
И.п. – о.с.
1 – упор присев
2 – упор лёжа
3 – упор присев
4 – и.п.
Стараться выполнить 15 – 17 раз
Подсчёт пульса
См. выше
Подсчёт пульса и запись результатов в контрольную карточку.
Рефлексия в форме беседы по теме урока.
Учащимся предлагается заполнить таблицу, вычертить график пульсовой кривой, дать оценку состояния усталости собственного организма по внешним признакам, сравнить частоту сердечных сокращений в зависимости от выполненных физических упражнений (Приложение №№ 3,4)
Подготовить материал о влиянии вредных привычек на деятельность сердечно-сосудистой системы; выполнить упражнение для тренировки скоростно-силовых качеств за 30 секунд
Приложение № 1
ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА УЧАЩИХСЯ
ПО ТЕМЕ: "ПУЛЬС. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА СЕРДЕЧНЫХ
СОКРАЩЕНИЙ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ"
1.
Что такое пульс? Дайте определение понятия.
2.
Какие виды пульса различают? Какой из них имеет наибольшее практическое значение? (В медицине, в повседневной жизни).
3.
Почему? От чего зависит скорость тока крови в сосудах? Можете ли вы назвать скорость движения крови по сосудам? (Аорта, артерия, вены, капилляры).
4.
Что такое пульсовой толчок?
5.
Как практически можно измерить пульс?
6.
Назовите частоту пульса у здорового человека (в состоянии покоя). Если пульс больше 90 ударов в минуту, что это значит? (Тахикардия). Если меньше 60 ударов в минуту? (Брадикардия). Ваши рекомендации таким людям.
7.
В каких случаях (в норме, у здорового человека) учащается пульс? Что это значит с физиологической точки зрения?
8.
Можем ли мы, проследив за количеством сокращений сердца в минуту, узнать о работе своего сердца и сделать для себя определённые выводы?
Приложение № 2
Комплекс общеразвивающих упражнений
1.
И. п. – о. с. – руки на пояс
1 – подняться на носки, вдох
2 – опуститься на пятки, выдох.
2.
И. п. – выпад правой ногой вперёд, руки на пояс
1 – 3 – пружинистые покачивания на правой ноге
4 – поворот кругом
5 – 7 – пружинистые покачивания на левой ноге
8 – и.п.
3.
И. п. – о. с. – руки на пояс
1 – 8 – круговые движения правым голеностопным суставом
9 – 16 – то же левым голеностопным суставом
4.
И. п. – о. с. – руки на пояс
4 круговых вращения правой ногой в тазобедренном суставе
4 круговых вращения левой ногой в тазобедренной суставе
5.
И. п. – присед на правой, левую в сторону на пятку
1 – перенос веса тела на левую
2 – и.п.
6.
И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – 3 – пружинистые наклоны вперёд, руками стараться коснуться пола
4 – и.п.
7.
И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – наклон вперёд, правой рукой коснуться носка левой ноги
2 – и.п.
3 – наклон вперёд, левой рукой коснуться носка правой ноги
4 – и.п.
8.
И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – 4 – круговые вращения туловищем вправо
5 – 8 – то же влево
9.
И. п. – о. с. – руки в стороны, кисти вверх
1 – кисти вниз
2 – и.п.
10.
И. п. – о. с. – правая рука вверх, левая – вниз
(смена положения рук на каждый счёт)
11.
И. п. – стойка ноги врозь
1 – 8 – круговые вращения руками вперёд
9 – 16 – то же назад
Каждое упражнение выполнить 8 раз
Приложение № 3
Таблица функциональной пробы
Фамилия, имя________________________________________________________
Функциональная проба Руфье –
Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы
Р1 –
((Р1 + Р2 + Р3) – 200) / 10 =
Р2 –
Меньше 5 - отлично
Р3 –
6 – 10 – хорошо
(( + + ) – 200 ) /10 =
11 – 15 – удовлетворительно
Индекс Руфье –
16 и больше – неудовлетворительно
Р1 – исходный пульс (в положении сидя)
Р2 – пульс после нагрузки (приседания 30 сек)
Р3 – пульс после 1 минуты отдыха
200
190
180
170
160
150
140
130
120
110
100
90
80
70
60
Ходьба
Бег
Упр. на
вос. дых.
ОРУ
ОРУ
Спец.
бег. упр.
Челночный
бег
Упр. на
вос. дых.
Пр. в дл.
с места
Упр. на
вос. дых.
Скор. - сил.
упражн.
Упр. на
вос. дых.
ОРУ на осанку
В конце урока
Приложение № 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА
1.
Даёт ли подсчёт пульса сведения о работе сердца и сосудов (то есть о сердечно-сосудистой работе организма)? Имеет ли практическое значение умение подсчитывать пульс?
2.
Что вы чувствуете сейчас, после длительной физической нагрузки? Сформулируйте, что называется утомлением.
3.
Физическое утомление – это нормальное физиологическое явление? Оно полезно для организма или вредно? Почему? Биологическое значение утомления.
4.
Как лучше восстановить работоспособность? Ваши рекомендации.
5. Чем отличается ЧСС у спортсменов и нетренированных людей? Почему?
6. Как вы думаете, ЧСС одинакова у занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта?
Домашнее задание:
на следующем уроке хотелось бы услышать о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на деятельность сердечно-сосудистой системы.