Урок по теме Природные зоны России. Тайга. Смешанный лес
Технологическая карта
урока окружающего мира в 4 классе «Б» по УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока
Тайга. Смешанные леса.
Место урока в серии других уроков
Урок раздела «Родная страна: от края до края»
Тип урока
Открытие нового знания
Новое понятие
Тайга. Смешанные и широколиственные леса
Цель
Познакомить учащихся с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.
Задачи
Создать условия для развития познавательной активности детей; способствовать развитию навыков работы с информацией в процессе чтения; развивать умение делать выводы из результатов исследовательской деятельности.
Планируемый результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия
Сформировать умение показывать природную зону на карте, называть особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Регулятивные: анализ своего отношения к природе; составление кластеров по тексту, выделение главных мыслей.
Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности.
Личностные: Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Формы работы
фронтальная, индивидуальная, групповая
Технология
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Приёмы «Инсерт», «Синквейн»
Оборудование урока
«Окружающий мир. 4 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных школ. 2 часть. Под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Москва: Издательство «Вентана-Граф», 2013 год; карта природных зон, тексты для самостоятельной работы, энциклопедии, гербарий
Межпредметные связи
Литературное чтение, русский язык
Конспект урока
– Дети, вам тепло? Да!
– В классе светло? Да!
– Прозвенел уже звонок? Да!
- Только начался урок? Да!
– Хотите учиться? Да!
– Значит можно всем садиться!
-На уроке окружающего мира мы продолжим изучать природные зоны России.
-А вот о какой зоне будем говорить на этом уроке, вы определите сами.
I.Мотивация к учебной деятельности
Просмотр видео «Лес, точно терем расписной»
-Как вы думаете, в какую природную зону отправимся? (лесная зона)
- Сформулируйте тему урока (Зона лесов).
-Что хотели бы узнать, изучая зону лесов?
Географическое положение
Животный мир
Растительный мир
Экологические проблемы
Охранная деятельность человека.
II. Актуализация знаний
Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой (приём «Инсерт»)
-Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:
«v»- уже знал;
«+»- новая информация;
«?»- не понял.
Тексты у учащихся.
III. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Работа в группах.
- У каждой группы своя учебная задача, в результате решения которой, вы представите проекты.
- Чем будете пользоваться для того, чтобы решить учебную задачу? (карта, учебник, раздаточный материал, энциклопедии, гербарий).
IV. Этап реализации построенного проекта.
Географы
Составить кластер. Какие три части выделяют в лесной зоне?
Леса
тайга смешанные широколиственные
(работа с картой) Показать эти зоны на карте.
Ботаники.
Составить кластер «Растения лесной зоны»
(работа с гербарием)
леса
·
тайга смешанные широколиственные
ель берёза дуб
сосна осина липа
пихта ольха клён
кедровая сосна пихта ясень
Зоологи.
Составить кластер «Животные лесной зоны».
животные лесной зоны
травоядные хищники всеядные
заяц волк ёж
лось рысь медведь
мышь лиса кабан
Физ. минутка «У оленя дом большой»
Экологи.
Составить кластер «Экологические проблемы зоны лесов».
Экологические проблемы
загрязнение вырубка уничтожение уничтожение
лесов лесов животных растений
Краеведы
Составить кластер. Охраняемые природные территории.
Охраняемые природные территории
заповедники нац. парки заказники
Пинежский Кенозерский Сийский
Водлозерский Земля Франца-Иосифа
Группы по очереди защищают проекты.
Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений отмечать в таблице, которые есть у каждого ученика, основные характеристики данной зоны.
Природная зона
Расположение и климатические условия
Растения
Животные
Звери
Птицы
Насекомые
-Итак, какая тема нашего урока? (зона лесов)
- Многое теперь о ней знаете?
-Готовы к проверке своих знаний?
V. Этап самостоятельной работы
Тест «Да-нет». (ученики отвечают на вопросы, ответы записывают на карточке)
За время лета оттаивает только верхний слой земли.
Самый богатый животный мир.
Растительность бедная.
Главное занятие людей – оленеводство.
Живет большая часть населения нашей страны.
Охранная деятельность не осуществляется.
Проверка - сличение с эталоном.
Творческая работа: составить «Синквейн»
Ученики работают индивидуально, а затем в парах.
Лес.
Дремучий, темный.
Пугает, страшит, манит.
«Лес, лес, до небес, полон сказок и чудес»
Тайна.
VI. Рефлексия
- Итак, над какой темой работали?
- Какие цели ставили? (научиться показывать на карте, изучить растительный и животный мир, познакомиться с деятельностью человека)
-Справились ли с поставленной задачей?
- В каких видах работы были успешны?
- В чем не разобрались?
- Что понравилось?
YII. Домашнее задание
В удобной форме (мини-сочинение, рисунок) выразить свое отношение к лесам России.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо всем урок окончен
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
15