Открытый урок по теме Природные комплексы Западной Сибири
Открытый урок в 8 «Г» классе
Тема урока: « Природно - территориальные комплексы
Западной Сибири»
Дата проведения: 13.04.2013
Класс 8 «Г»
Количество учащихся по списку: 24
Тип урока: Изучение нового материала.
Пояснительная записка:
В основе проведённого мною урока лежит технология модульного обучения.
Согласно этой технологии на уроке применяются методы коллективных способов обучения.
Работа организована в парах, при проверке домашнего задания, и в группах, при изучении и закреплении нового материала.
Задачи ученика при работе с модулем:
Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
1. Усвоение модуля и каждого УД;
2. Задания для выполнения разного уровня сложности;
3. Указание на вид и форму работы;
4. Контроль, определяющий степень усвоения материала.
Задачи учителя:
Разработка инструкций модуля;
Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока;
Управление учебно – познавательной деятельностью через модули.
УЭ – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которыми школьник работает непосредственно. На моём уроке используются УЭ, в которых перед учениками ставятся познавательные цели, а в инструкции ученикам предлагается решить их. Учащиеся приступают к самостоятельной работе, проходя последовательно через все УЭ.
Цель урока:
Познакомиться с особенностями компонентов в Природном комплексе; установить взаимосвязь компонентов в природных зонах; выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания;
познакомиться с антропогенным воздействием человека на природную зону.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать представление о природно – территориальных комплексах Западной Сибири;
2. Показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России.
3.Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.
Развивающие:
1.Развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
2.Развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
3.Продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
4.Развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
Воспитательные:
1.Осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к ПК);
2.Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому;
3.Воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (богатство природы).
Оборудование:
Физическая карта России; экологическая карта России, схема классификации природных ресурсов, коллекция горных пород, условные обозначения ресурсов – на отдельных листах, рисунки, мультимедийная презентация, картины с растительностью Сибири, модули – заготовки для учащихся для работы в группах.
Ход урока:
I. Организационный этап:
1. Приветствие.
Проверка подготовленности учащихся к уроку, невербальное приветствие – улыбка – необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке.
Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала.
Технологическая карта для учащихся – подробный план действия учащихся на уроке.
Учащиеся настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.
Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, раздают технологические карты учащихся (приложение).
Здравствуйте ребята, садитесь!
Сегодня на уроке мы с вами продолжать изучать регионы России. Тема сегодняшнего урока: « Природно – территориальные комплексы Западной Сибири»
2. Мотивация и целеполагание.
Урок «Природные комплексы Западной Сибири» – второй в теме «Западная Сибирь», и интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) связана с предыдущим уроком в данной теме.
Итак, целью сегодняшнего урока у нас является
1.Познакомиться с особенностями компонентов в Природном комплексе;
2.Установить взаимосвязь компонентов в природных зонах;
3.Выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания;
4.Познакомиться с антропогенным воздействием человека на природную зону;
ИДЦ урока представлена в УЭ-0 для того, чтобы учащиеся поняли смысл всей их работы на уроке, и актуализирует знания учащихся по данной теме.
3. Определение исходного уровня знаний учащихся по этой теме – актуализация знаний.
Прежде чем мы с вами приступим к изучению этой интересной темы, нам необходимо вспомнить основные понятия, ранее нами уже изученные. Приступим к опросу домашнего задания.
Выполняется задание УЭ-1, «Входной контроль», которое позволяет оценить уровень знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала. (См. Приложение №1)
Вниманию учеников представлена презентация ( см. приложение №2). В технологической карте учащихся приводится количество баллов за выполненное задание в УЭ-1, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки уровня своих знаний. (Проводится взаимопроверка, работа в парах)
А теперь обменяемся работами и проверим ваши знания домашнего параграфа.
Если вы набрали 10-9 правильных ответов --- Оценка « 5»
Если 8-7 правильных ответов ---оценка «4»
Если 6-5 правильных ответов--- оценка «3»
Если менее 5 правильных ответов---неудовлетворительная оценка (см. слайд №12, приложение №2).
II. Этап усвоения новых знаний
«Всем Сибирь щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый.
Впрочем, что убеждать вас стихами
ПриезжайтеУвидите сами!»
(Казимир Лисовский)
Выполнение заданий УЭ-2
Ребята, сегодня вы отправляетесь в экспедицию по изучению тундры, лесной зоны и лесостепи, вам необходимо разделиться на три группы, выбрать капитанов и распределить обязанности между участниками группы.
Этап усвоения новых знаний. Дети делятся на группы, в каждой из которых выбирается капитан – руководитель экспедиции. Руководитель распределяет обязанности в своей группе, выбирает, назначает специалистов, для дальнейшего изучения ПК Западной Сибири.
1.Изучите задание, согласно вашей роли в экспедиции.
2. Выполните задание, записав результаты в коллективной таблице.
3. Подготовьтесь к устному отчёту работы экспедиции.
Задание для работы в группе:
Начальник экспедиции
Картограф, геолог
Почвовед
Ботаник
Зоолог
Эколог (см. приложение №3)
Цель выполнения данного УЭ:
1.Познакомиться с особенностями компонентов природы природной зоны;
2.Установить взаимосвязь компонентов в данной природной зоне;
3.Выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания;
4.Познакомиться с антропогенным воздействием человека на природную зону;
5.Заполнить коллективную таблицу. После УЭ – 2 проводится зарядка для глаз.
2. Выполнение заданий УЭ-3
Цель выполнения данного УЭ:
1.Познакомиться с информацией о других природных зонах;
2.Взаимоконтроль.
Задания.
1. Руководителю экспедиционной группы проинформировать о результатах работы.
2. Продолжение заполнения таблицы по другим природным зонам.
В УЭ – 3. Учащиеся делятся полученной информацией.
III. Этап рефлексивно-оценочный
Закрепление нового материала в модуле. УЭ - 4(См. приложение № 4)
Для закрепления изучения в модуле зачитывается небольшое стихотворение Н. И. Тряпкина.
1. Какие характерные черты тундры и лесотундры отражает это стихотворение?
Летела гагара,
Летела гагара
На вешней заре
Летела гагара
С морского утёса
Над тундрой сырой.
А там на болотах
А там на болотах
Брусника цвела
А там на болотах дымились туманы,
Олени паслись
Какие чувства вызывает у вас изученная нами местность?
2. Мы закончили наше путешествие по Западно – Сибирской равнине. Вы хорошо справились с поставленными на уроке задачами, и теперь мы с вами выполним необычное задание – такого мы еще никогда не делали. Мы будем писать стихи, но не простые стихи: они состоят из 5 строк и называются СИНКВЕЙН.
1. Вы должны быстро и четко выполнять мои команды:
Взяли ручки, листы бумаги и записываем:
на первой строке все написали – «Западно - Сибирская равнина»;
на второй строке запишите два прилагательных, относящихся к понятию «Западно – Сибирской равнина»;
на третьей строке – 3 глагола;
на четвертой строке составьте и запишите фразу, состоящую из четырех слов, выражающую ваше отношение к понятию « Западно – Сибирская равнина»;
на пятой строке запишите одно слово-синоним к понятию «Западно - Сибирская равнина». Прочитайте, что у вас получилось.
Послушайте, что получилось у меня:
Западно – Сибирская равнина
Ровная, бескрайняя (нефтью богатая)
Путешествовать, изучать, беречь
Неповторимую природу родного края
Это моя Родина!
Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
(УЭ-5, см. приложение ) 4
Для полного закрепления систематизированных и обобщенных знаний дается разноуровневое домашнее задание (запись на доске): (Параграф 40, 41, 42, для желающих можно приготовить дополнительные сообщения о природе, полезных ископаемых Западной Сибири).
Подведение итогов урока
Цель этапа – подведение итогов всех УЭ урока.
Выставляются оценки за урок, оценка является неотъемлемой частью контроля знаний учащихся. Она играет воспитательную роль, т.к. способствует формированию устойчивой самооценки.
Учитель выражает благодарность за работу на уроке и интересуется впечатлениями учащихся об уроке, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к серьезной работе. Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.
Урок окончен!
15