Разработка урока по русскому языку. Тема Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.


Русский язык. 4 класс
Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак
Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.
Задачи: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме, развивать внимание, умение анализировать языковые явления.
Планируемые результаты: учащиеся научатся грамотно писать слова с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаком, находить изученную орфограмму в тексте и слышать её.
Метапредметные: содействовать формированию УУД:
Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в группах.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тест, таблица «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».
Ход урока
I.Организационный момент
-Добрый день, друзья мои!
-Добрый день, ответим мы.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
-Проверим готовность к уроку. Какие умения нам понадобятся, чтобы получать знания? (Умение слушать внимательно, рассуждать, работать в группе, поддерживать друг друга, наблюдать, доказывать)
II. Чистописание.
Запись в тетрадь: Пятнадцатое октября.
Классная работа.
- На доске буквосочетания. Это значит сейчас минутка чистописания.
тья нье льё вьи пью
бъя дъе съё съю- Прочитайте эти буквосочетания.
- Что объединяет буквосочетания 1-ой строчки?
- Во всех разделительный ь знак.
-Что объединяет буквосочетания 2-ой строчки?
- Во всех слогах разделительный ъ.
-Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует.
- ъ не пишется перед гласной и.
-Обратите внимание, как плавно соединительная линия переходит в букву ъ и ь . Запишите по образцу.
III. Определение темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности
- Как вы думаете, почему у нас сегодня такая минутка чистописания?
Над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Ответы детей.)
«Правописание разделительного твердого и мягкого знака».
Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. Какие цели мы перед собой поставим? Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (Вспомнить правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной орфограммой).
Доказать за 1 минутку необходимость изучения данной темы, выступая от лица представителей разных профессий.
IV.Актуализация опорных знаний
-Почему мягкий знак называют трудолюбивым? (Ответы детей.)
Мягкий знак может быть показателем мягкости согласных звуков, разделительными грамматическим мягким знаком после шипящих.
-Чем разделительный мягкий знак отличается от простого мягкого знака? (Ответы детей.)
-Какие части речи особенно любят эту букву? (Имена существительные и глаголы.)
Мягкий знак традиционно называется «ер».
Разделительный твёрдый знак иногда называют суровым. Почему? Обратимся к истории.
До реформы орфографии 1917-1918 годов твёрдый знак (иначе – буква «ер») писался в конце слов после твёрдых согласных, например: «городъ», «замокъ», «домъ». Букву «ер» иногда называли бездельницей, потому что она считалась бесполезной и занимала много времени и бумаги. Это была самая дорогая буква мира. На самом деле буква «ер» - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу.
Употребление твёрдого знака
Это буква- твёрдый знак,
Знак- отшельник, знак- бедняк.
Нарасхват другие буквы,
Хоть у них попроще вид.
Этот в азбуке, как бука,
В одиночестве стоит.
Редко, робок и несмел,
Встанет в предложение:
Съели, съем, взъярился, съел,
Въяве, объявление.
И опять сидит скучает,
Никого не замечает.
(Г. Граубин)
- Какие выводы можно сделать из этого стихотворения?
V. Усвоение знаний и способов действий
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак, а когда- твёрдый знак.
Используя схему, попробуйте сформулировать правило написания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака

Вывод о правописании слов:
(Уч-ся приводят примеры слов на данную орфограмму.)
Почему мы говорим о наличии двух условий одновременно для постановки твёрдого знака? (Ответы детей.)
Разделительный твёрдый знак ставится после приставки, заканчивающейся на согласную, перед корнем, который начинается с йотированных гласных: е, ё, ю, я.
V.Закрепление знаний и способов действий
Назовите одним словом.
Отец, мать, дети все это ….(семья)
Вход в здание (подъезд)
Снежная буря, метель (вьюга)
Домики для пчел (ульи)
Пригодный для еды (съедобный)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, - это…(варенье)
Растолковать, сделать понятным (объяснить).
(Объяснить написание, выделить орфограмму)
VI. Физкультминутка
Ребята, давайте отдохнём.
VII. Применение знаний и способов действий.
Работа в группах.
Объясните значение пословицы, поговорки или фразеологизма, в которых употреблён разделительный твёрдый знак.
Съеденное вечером впрок не пойдёт.
Не хвались отъездом, а хвались приездом.
Нашёл, да не объявил всё равно, что утаил.
Пословицы не обойти, не объехать.
На этом деле собаку съел.
Тяжёл на подъём.С распростёртыми объятиями.
Выполнение упр.107.Составляют юмористические сообщения. Обобщают, в каких случаях пишутся объявления, какая информация должна в них содержаться?
Выполнить задание к упр.108. Уч-ся планируют свою работу.
Самостоятельная работа.
Тест «Разделительные знаки»
1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
2. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +
а) с гласных;
б) с согласных.
4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +
а) на согласную;
б) на гласную.
5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.
А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.
6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.
А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.
Самопроверка (сравнить с ответами)
1. б
2.а
3.а
4.а
5.Е, Ё, Ю, Я, И
6. Е, Ё, Ю, Я
VIII. Подведение итогов.
-Какую учебную задачу вы решали?
-Удалось ли её решить?
-В чём возникли затруднения и удалось ли их преодолеть?